ДЕТИ ВЗРОСЛОГО МИРА

В некие стародавние времена земля была населена исключительно детьми. Эти дети, так же как и мы сейчас, рождались из материнского чрева, и вырастали в здоровенных мужиков и прекрасных женщин, но — не взрослели при этом, оставаясь такими же наивными и простыми. Они всю жизнь боялись темноты и видели духов, они никогда не прекращали играть. Их игры были веселыми, грубыми и немилосердными, они вырезали себе здоровенные деревянные игрушки и радостно лупцевали ими друг друга по лохматым головам. Дети! Ведь тогда совсем не было взрослых и некому было поставить их в угол за неприличное поведение. Они с удовольствием играли в охоту на мамонта, и те, кто выигрывал, были сыты и довольны, а те, кто проигрывал, увлеченно играли в голодную смерть. Они вытесывали из камней игрушечных богов и не смущаясь рисовали на стенах. Они весело играли в прятки с саблезубыми тиграми и в повара с невезучими соплеменниками. Их жизнь была проста и полна событий, как жизнь каждого ребенка. Так продолжалось годы и тысячелетия, а потом, как-то вдруг, как бабочка из куколки, из них появилась цивилизация взрослых.

Как человек становится взрослым? Это великая тайна. Ни возраст, ни образование, ни гормональный взрыв пубертата не имеют значения. Просто в какой-то момент человек смотрит вокруг и видит, что мир изменился. Вселенная с тихим, но отчетливым щелчком встала на то место, где ей предназначено быть до его смерти. Больше ничего не произойдет — остановившемуся миру достаточно законов Ньютона, в нем действие равно противодействию, а потому зачем суетится? Пустые затраты энергии и эмоций становятся очевидно ни к чему, остается сводить их минимуму изобретая колесо и рычаг.

Прогресс — следствие лени. Лень — признак взрослости. Дети не бывают ленивы, как ни странно это звучит. Боюсь, что многие со мной не согласятся… Посмотрят на своего ребенка, не желающего делать уроки, уклоняющегося от долбежки по фортепьяно, увиливающего от мытья посуды и сочтут меня наивным и неискренним — и будут неправы. Дети не ленивы, они не хотят делать взрослого. Не хотят делать нужного нам и чуждого им. Они чувствуют, что заставляя их делать эти ненужные вещи, мы вовлекаем их в свой взрослый мир, как бы заражаем их взрослостью. А это страшная и неизлечимая болезнь — от нее вырастает борода и пузо, заводится семья, работа и куча постылых обязанностей. И, конечно, от нее умирают — а что еще остается? Дети бессмертны, умирают лишь взрослые. Ребенок не подвержен смерти, поскольку не верит в нее — он может прекратить жить, но не может умереть. В его картине мира нет смерти, ему кричат: "Бах-бах, ты убит, падай!", и он падает и закрывает глаза, зная, что скоро вскочит и побежит дальше. В его мире нет необратимых событий.

Взрослость — начало умирания. Человек становится взрослым, осознав, что он смертен. Осознание это приводит его к вопросу "Зачем?" Смысл жизни — взрослая выдумка. Зачем жить, если все равно все умирают? Зачем суетиться, когда все неизбежно пойдет прахом? Это порождает и обратную сторону — надо успеть! Наши года посчитаны, поэтому давайте наворотим как можно больше, пока еще видят глаза и сильны руки! Построим чудовищные пирамиды и мегаполисы, повернем реки вспять, завоюем соседей, полетим в космос или устроим революцию… Это все бег от смерти. Это прогресс.

Ребенок не знает вопроса "зачем?", ему достаточно ответа "Потомучто!" Ему не нужен "смысл жизни" — кривой костыль престарелых философов. Его еще не изгнал из Рая ангел с огненным мечом, отправив в поте лица добывать хлеб свой. Этот библейский пинок, выбросивший Адама за ворота, — лучший символ взросления. Теперь эту постыдную роль в жизни ребенка берут на себя взрослые. Мы не рождаем себе подобных, мы рождаем детей, а потом делаем из них себе подобных, за шиворот таща их из Рая. Наверное, мы им просто завидуем. Наверное, так же когда-то позавидовал Адаму Змий — он-то несомненно был "взрослым"… "Во многая мудрости многая печали" — поэтому Мудрый Змий вряд ли был сильно счастлив, и смотреть на бесконечно счастливого Адама ему, пожалуй, было тяжело. Вот и подсунул он яблоки познания, а познавшему уже не место в Раю…

Теперь мы суем эти яблоки своим детям. Перетертые в пюре учебников и нарезанные дольками житейской мудрости страшные фрукты мы вкармливаем с ложечки каждому младенцу, отнимая у них последние шансы на бессмертие. И в каждом яблоке сидит червячком тот самый Змий.

Добро и Зло — взрослые слова. От них пахнет яблочным соком. На этих словах построен весь взрослый мир. Вот вам Добро, а вот вам Зло — не нравится? Тогда меняем их местами… Ничего не изменилось? Ничего удивительного — эта древняя змея давно заглотила свой хвост и отделить одно от другого уже не удастся. Это то колесо, на котором катится жизнь. Катится к смерти. И живет рядом с нами бессмертная раса не знающих Добра и Зла — наши дети. И доверчиво принимают они из наших рук яблоки — и колесо делает новый оборот, каждый раз отдаляя нас от Рая.

4 комментария

  1. Mynine

    Хорошо написал, у меня точно такие же мысли давно бродят. Я понимаю, как и я, ты тоже глядишь на своих двоих и поражаешься разнице? Мне горько глядеть как милые, непосредственные, радующиеся каждой ерунде, не отягощенные нашими знаниями и заботами малыши превращаются потихоньку в нас, взрослых, всезнающих, циничных и ничему не удивляющихся. Мир тускнеет в их глазах и никак это не остановить…

  2. Дарья

    Спасибо, Док! это гениальные слова, хоть очень грустные, нет — даже тоскливые, ноющие.
    Отлично написано, заставило задуматься.

Оставить комментарий

Новая книга

 

Календарь Мизантропа