Кошелек или жизнь

Хочу вынести из комментов к одному посту некое соображение, о котором стоит, конечно, писать толстую книгу, а не десяток строчек. Но книги сейчас мало кто читает, да и недосуг мне их писать. Потому кратко – о рекламе. Реклама – отвратительная вещь, побуждающая человека бездумно тратить личные и общественные ресурсы на вещи, которые ему, в принципе не нужны. Реклама – это фактор, повышающий цену товаров. Реклама – это психологический прессинг неимоверной мощи. Реклама – это насильственное внедрение в общество ущербных этических ценностей. Реклама – это, чтобы не тратить много слов, пиздец и ужас. И пост тот был о том, как станет хорошо, если всю рекламу взять, и как-нибудь из нашей жизни убрать. Будет сразу всеобщее щастье и благорастворение воздухов.

consumption

Так вот, не имея сегодня поутру времени на длинные тексты, я очень кратко скажу, что будет, если реклама разом куда-то исчезнет. Будет война – скорее всего мировая и скорее всего на уничтожение.

Реклама – не корень зла, а его симптом. Корень зла, как это не парадоксально, качество жизни и технологии. Качество жизни и, в первую голову, уровень медицины, привели к тому, что людей на земле стало чертовски много. Технологии же привели к тому, что этих людей совершенно нечем занять. Раньше один производитель продуктов кормил десяток человек, теперь тысячу и более. Если производить только необходимое, то большая часть трудоспособного населения окажется не у дел – они просто никому не нужны. Множество ни к чему не нужного населения – это демографическое давление, которое издревле канализируется одним и тем же способом – сжигается в топке очередной войны. На наше счастье, не так давно новые средства ведения войны стали пугать даже самых отмороженных милитаристов, поэтому вместо того, чтобы уменьшать население, стали придумывать, чем бы его занять. И придумали потребляцтво. Необходимые товары может производить десятая часть работников? Остальные 90% займем производством ненужных. Производством, разработкой, продвижением, впариванием – и рекламой, конечно. Миллионы мобильников, тысячи машин, миллиарды бритв с все новыми еще более плавающими головками и так далее. Океаны человеко-часов тратятся на хуйню. И, разумеется, могучий прессинг, заставляющий всех эту хуйню покупать, и тем стимулировать ее дальнейшее, все возрастающее производство. Причем самая лучшая хуйня – одноразовая, ее можно производить бесконечно. Это порождает положительную обратную связь – потребляцтво подстёгивает прогресс, который делает возможным еще более трудосберегающие технологии, а значит – еще меньшую реальную занятость. Это дурная спираль, самоподдерживающаяся система с положительной обратной связью в режиме автоколебаний, которая естественным образом закончится по исчерпанию ресурсов. Но ресурсы кончатся еще не сегодня и, даст бог, не завтра.  А альтернатива достаточно ужасна, чтобы любой ценой поддерживать status quo и стараться не смотреть вперед.

Потребляцтво, существенной частью которого является реклама — стратегия ведущая в жопу, но ведущая в нее медленно и комфортно. Альтернатива — быстрый катастрофический обвал, война и пиздец. Она хреновая, эта система — но это не сделает ее обвал менее болезненным. Возможно, что потом на руинах построится что-то прекрасное, но скорее всего нет. За падением развращенного потребляцтвом Рима пришла тысяча лет варварства и новый виток.

Так что не смейте бороться с потребляцтвом. Лучше пойдите и купите себе новый, самый разрекламированный мобильник, лучше всего айфон в кредит. Так вы поддержите спасительное status quo и на несколько минут отдалите неизбежное. Если так поступит каждый, то мы, может быть, и не доживем.

5 комментариев

  1. Nick

    Идея интересная, но, IMHO, нуждается в корректировке. «людей нечем занять» — есть куча проблем нерешенных в той же Африке, Азии. Да и в Европе тоже есть чего строить, улучшать. А в Штатах ураганы по несколько штук в год зачистку проводят — только успевай заново все отстраивать.
    Работающие люди жалуются, что с их налогов столько безработных кормится, поэтому им приходится вкалывать за троих. Чего-то (сверх)изобилия не видно — кроме «золотого миллиарда» остальные живут в нищете.
    В конце-концов, если уж так ничегонеделание приперло — на Луне базу можно строить было бы.
    Не срастается.

    • uncle_sem

      срастается. что африка, что луна, что ураганы — это по сути либо вложение денег в новые технологии, которые ХЗ — окупятся ли вообще, либо восстановление разрушенного, либо какая-то гуманитарка. вобщем, это вложение, без явно видимой прибыли. а вот занять людей на «производстве рекламы» — это выгодно. то бишь — убиваются два зайца: и прибыльно, и рабочие места.
      более того, желающих восстанавливать после урагана, поднимать африку и строить на луне — их еще поискать придется. и сильно материально заинтересовать.

  2. Tani

    В корне не согласна. Цель производства всяких говнотоваров не в том, чтобы занять людей, а в том, чтобы набить свой карман. На людей плевать, ну в смысле их занятости. Люди нужны, чтобы покупать, это да.
    Да и занятий разных полезных целая уйма. Скажем, вместо толпы продавцов (менеджеров) можно набрать умных инженеров и других специалистов, чтобы делать товары лучше, качественнее, надежнее, экологичнее, функциональнее и т.д. и т.п. Пусть работают люди головой. Но это никому не нужно, на этом не заработаешь быстро и много.
    Корень зла — в деньгах. Надо их отменить и жить по коммунистическим принципам. Вместо затаривания всевозможной распиаренной ерундой — дать людям возможность учиться, заниматься спортом, расти профессионально. Ресурсов планеты хватит на всех, если с умом подойти к этому вопросу, а то раздули экономические бредни: кому-то милиард не деньги, а кто-то от голода и недостатка воды мрет.

    • Axl

      В своих рассуждениях Вы забыли проанализировать сам корень проблемы — откуда берется идея о «набивании своего кармана»?
      Рассматривать эти процессы надо на более глобальном уровне, уровне системы мотивации геополитических процессов. И «набивание кармана» является лишь одним из инструментов реализации этой системы.
      Ведь любое желание может быть навязанным извне — и богатеть, и наоборот — уйти молиться в пустыню.

      И если понять, как работает эта надмировая система, только тогда и возможно понять, а «можно» ли вообще «набрать умных инженеров» и НАДО ЛИ это кому-то.

      Ведь не существует ни одного желания, которое не принесло зла бы зоть кому-то.

      • Tani

        Безусловно, переориентация нужна, нужна человечеству в целом и подавляющему большинству отдельных людей в частности.
        Когда Вы говорите о надмировой системе, навязывающей ценности и «мотивирующей геополитические процессы», Вы что или кого имеете в виду?

Оставить комментарий

Новая книга

 

Календарь Мизантропа