Электрика в деталях

Будущая электрическая часть УАЗа начинает постепенно обретать плоть. От разрисовки схем и продумывания вариантов начинаю постепенно переходить к материальной части.

Поскольку наше кредо – надежность, надежность и еще раз надежность, то детали и узлы отличаются повышенным содержанием железа – никаких пластиковых фитюлечек! Ну, ладно, ладно — почти никаких…

Итак, номер один нашей коллекции – ТУМБЛЕР с большой буквы «Т»! Это, дорогие мои, не просто Тумблер! Это автомат АЗС на всякий разный ток. Этот, вот, на 10 ампер:

DSC_2570

Заменяет собой переключатель и предохранитель. Причем, предохранитель автоматический – бздынь, и вырубается, если КЗ в цепи. Устранил неисправность, включил обратно – и дальше следуешь тем же порядком. 140 рубликов за штучку, кстати. Но оно того стоит – у него даже светится зеленым фосфорным светом кончик переключателя.

Вот, какие у него сзади сильномогучие контакты!:

DSC_2572

Кстати, как легко заметить, я предпочитаю соединения электрики на винты, а не пошлые новомодные ножевые разъемы – во всяком случае там, где не требуется регулярное разъединение. Наконечник «колечком», винт на 5 с гроверной шайбой – надежно и всерьез. Опять же, аутентично для машины 72-го года рождения.

Поэтому следующий образец нашей коллекции – соединительные колодки «под винт»:

DSC_2578

Они еще и с крышечкой:

DSC_2577

Таковых куплено в количестве, дабы на их основе создавать узлы ветвления электрических цепей. Цена – около 50 р за штучку.

БКК – Большая Красная Кнопка номер раз:

DSC_2576

Планируется как кнопка стартера. Коммутируемый ток – 10 ампер, но это неважно, поскольку стартер все равно через реле управляется. Замок зажигания я, естественно, уберу – он все равно исключительно от честных людей, а узел ненадежный.

Кнопка козырная номер два:

DSC_2579

Вот тут, честно скажу, не знаю, зачем именно я ее купил. Очень уж хороша собой и стоит рублей несколько. Придумаю, для чего употребить – найдет свое место.

Индикаторы разноцветные:

DSC_2573

Да, да, это таки те самые пластмассовые фитюльки. Зато мелкие и очень удобные. Внутри светодиод с резистором, запитывается от 12 вольтей. Стоит сущую чепуху, рублей 15. Выбраны за компактность. Аутентичные эбонитовые колпаки с лампами чертовски здоровые, а этих можно в панель до черта напихать.

Блок предохранителей ВАЗ 2106:

00003701-500x500

На те цепи, которые не защищены автоматами. Тут явно больше предохранителей чем нужно УАЗу, но запас карман не тянет. Но вообще, может использую другой блок, более суровый и без ножевых контактов. Просто этот у меня уже есть, а тот еще искать надо. И еще один плюс – самый массовый формат предохранителей. Цилиндрические стеклянные еще и не враз купишь…

Пока не удалось найти козырные-тумблеры-с-крышечками. После того, как в раже борьбы с ларьками, у нас в городе разогнали радиобарахолку, многие вещи теперь непонятно где искать.

Но я найду.

26 комментариев

  1. Михаил

    Вообще не проще и дешевле было купить новый или более менее б/у УАЗик (и доделать его как хотелось бы за меньшее время и затраты), а не перебирать полностью агрегат 72 года выпуска, когда в конечном итоге от него останется родным только руль и педали? Или настолько интересен процесс восстановления, что не жалко никакого времени и денег? Вот возьмут например (иногда поговаривают) и закроют выезд на дороги машин старше 25-30 лет и что? По техпаспорту то он как был 72 года, так и останется — никого не интересует что там у него внутри (будь он хоть лучше нового заводского)

    • Алексей

      Закрывать выезд у нынешней власти еще запрещалка не отросла, а слухи такие распускают, чтобы новые машины лучше продавались.
      Что касается «поновее», то например у нас в СПб машины производства СССР транспортным налогом не облагаются — мелочь, а приятно.

      • Михаил

        Зря так скептически и про Дефендер тоже (про него я кстати ничего не писал, а сравнил просто сопоставимое с сопоставимым, а так получается передергивание). Запрет 40 летних колымаг это только вопрос времени, причем недалекого. Покажут недельку-другую в новостях жуткие аварии со ссылкой на 30-40 летние машины, выступят «эксперты» и дело в шляпе — что-что, а запрещать-то у нас умеют, причем быстро

          • Михаил

            Тоже выход, но зачем себе усложнять жизнь — можно было спокойненько купить УАЗ не 72, а 2000 года и не париться. Они тоже бывают в разных состояниях и разница в цене была бы вообще не ощутима. Вообще я не знаю как оформляются раритеты (даже не слышал никогда), но почему то подозреваю что при оформлении возникнет столько головных болей (если вообще возможно УАЗ оформить как раритет — может Вы будете 1-м в России). Но теперь у Вас нет пути назад — может это и к лучшему, потому как с удовольствием читаю Ваши статьи (очень часто Ваше мнение совпадает с моим, да и стиль написания тоже хорош)

  2. Алексей

    Автоматы зачетные, а насчет остального есть некоторые сомнения:
    1. Колодки с клеммами удобны только при первоначальном монтаже, потом, в поле лазить туда отверткой — удовольствие ниже среднего.
    2. К предохранителям неплохо еще колодки разъемов приобрести — намного повышают надежность соединения.
    3. Индикаторы уж очень хлипкие по креплению — металлическая гайка по пластмассе производит тягостное впечатление.
    Кстати я сам тоже начинаю делать новую проводку на УАЗ 469Б 79 г.в., правда от реле не отказываюсь, ибо по деньгам получается дешевле и длину сильноточных проводов неплохо оптимизирует.

    • Semiurg

      1. А зачем туда лазить? 🙂 Они ставятся в тех узлах, куда лазить незачем — собрал и забыл.

      2. Не, не думаю. Колодки нужны там, где предполагается периодическое разъединение. А тут хоть припаивай.

      3. А вот черт его знает — монтаж покажет. В любом случае, я на них потратил рублей 150, не больше. Не понравятся — придумаю что-то еще.
      Впрочем, и что, что хлипкие? Я ж не них не колеса прикручиваю? Нагрузки-то ноль, хоть на клей крепи.

      • Алексей

        1. Иногда нужно даже не разобрать, а банально «косу» куда-нибудь прибрать, ибо мешает доступу куда-нибудь, а тут оказывается, что она в точке ветвления закреплена на кузове. Разъем это дело позволяет сделать без применения отвертки.
        2. Паять эту колодку немного неудобно будет, а клеммы по опыту лучше держатся все-таки в колодках.
        3. Я тоже над такими индикаторами медитировал — мне не понравился этот «хвост» внутрь приборной панели, что в совокупности с проводом в косе будет образовывать нехилый такой рычаг.

          • uncle_sem

            всегда есть возможность купить банальное гнездо под светодиод, и светодиод с встроенным резистором, рассчитанный на 12В. ножки тонкие и хлипкие? берем фольгированный двухсторонний текстолит, разрезаем тонкими ленточками, 3-4мм в ширину, 10мм в длину, вставляем между ножек светодиоду, паяем. с другой стороны — паяем провода. если светодиодов с резистором не найти — пропиливаем фольгу, и паяем резистор на место разрыва. думаю, 1 килоом будет отлично. можно меньше, в зависимости от типа диода и необходимой яркости.
            светодиоды, кстати, бывают сильно разных диаметров, можно приспособить под свой дизайн панели. 3-5-8-10-12мм. как-то так. гнезда тоже бывают сильно разные, и плоские, и фигурные, и пластик, и хром… вобщем простор для фантазии полный. могу как-нить скинуть пару фоток — чего и как ставил.

  3. dummy-bear

    Тумблеры с крышечками видел часто в магазинах по всяким домашним охранам: там сигнализации для помещений продают, камеры наблюдения, огнетушители всякие…

  4. archer

    > Это, дорогие мои, не просто Тумблер
    > у него даже светится зеленым фосфорным светом кончик переключателя.
    хорошо, если кончик зеленый 😉
    если желто-коричневый — скорее всего это СПД — светомасса постоянного действия.
    годов до 70х прошлого века наносилась на шкалы различных приборов, в том числе и на подобные тумблеры. засада в том, что СПД изготавливались с применением различных радиоактивных изотопов.
    почитать можно например здесь: http://caves.ru/threads/8503-То-что-не-надо-трогать-руками

  5. archer

    — Это, дорогие мои, не просто Тумблер
    — у него даже светится зеленым фосфорным светом кончик переключателя.
    хорошо, если кончик зеленый 😉
    если желто-коричневый — скорее всего это СПД — светомасса постоянного действия.
    годов до 70х прошлого века наносилась на шкалы различных приборов, в том числе и на подобные тумблеры. засада в том, что СПД изготавливались с применением различных радиоактивных изотопов.
    почитать можно например здесь: http://caves.ru/threads/8503-То-что-не-надо-трогать-руками

  6. steber

    колодки, имхо, не внушают доверия — резьба на раз срывается, раньше на таких собирал разные шкафы автоматики, намучался. Хотя, бывает, попадаются приличные такой конструкции, но чаще кетай из мягкого железия

  7. TesanOFF

    Мне кажется, что по стилю суровые тумблеры не сочетаются с гламурными лампочками.

    • Semiurg

      Они когда в панель вставлены — ни разу не гламурные уже. Так, маленький цилиндрический пенечек.

  8. adsh

    У любых автоматов есть недостаток — со временем они начинают вырубаться при всё меньшем токе, потом может нарушиться внутренний контакт. Плавкие предохранители в этом смысле много надёжнее.

    (сам много паяю всяких радиоэлектронных вещей)

    • Semiurg

      Это когда они коммутируют токи близкие к токам срабатывания. А если разгруженные — десятками лет щелкают хоть бы им что.

Оставить комментарий

Новая книга

 

Календарь Мизантропа