Размышляя о наполнении УАЗа всякой бесполезной ерундой важной арматурой, подумал о часах. Часы в машине – это вполне нужная вещь (особенно на трофи-рейде с фиксированным временем финиша). И вспомнил, что с незапамятных времен еще лежат у меня доставшиеся от деда часы.
Лирическое отступление — дед мой был героический моряк, каперанг, капитан подводной лодки. Одна девушка, узнав историю часов, спросила: “А это часы с подводной лодки? Они, наверное, водонепроницаемые?” – оставив меня размышлять о женской логике, и о том, зачем на подводной лодке водонепроницаемые часы. Если вода уже внутри, то вопрос “который час” волнует моряков в последнюю очередь…
Такие часы в народе назывались “танковыми”, хотя к танкам, на самом деле, никакого отношения не имеют. Правильное их название — АВР (Авиационные Рантовые), выпускать их начали примерно с 1940-х годов. Ставили практически на все одноместные истребители, начиная с Як-1, МиГ-3, ЛаГГ-3 и до Як-9 и Ла-9/11, на Ил-2, на поздние модификации У-2/По-2, на Як-18 и т.д. После войны выпускались АВР-М (модернизированные) – именно такие у меня, выпуск 57-го года. Они были весьма популярны в народе, вставленные в аляповатые корпуса из оргстекла. Этакий образец раннесоветской конверсии – даже после того, как их престали ставить на самолеты, они выпускались на Челябинском заводе как полугражданская продукция.
Часы до сих пор исправно тикают, хотя от фирменного восьмидневного завода осталось дня три – видимо, пружина подослабла за полвека. Да и отставать немного стали, не без этого.
Некогда, на их стрелках была радиоактивная радиевая краска, но она давно облупилась – остались только точки на циферблате. Радиация подвыдохлась, и они уже не фонят – правда, и в темноте не светятся, как раньше.
В общем, поищу в городе часовую мастерскую, где умеют не только батарейки менять (такие еще бывают?) – пусть почистят и смажут механизм, отрегулируют ход и пружину подтянут, если это возможно. А потом внедрю часы в панель УАЗика - не зря же их считают “танковыми”? 🙂
Конечно, гораздо круче было бы найти самолетные АЧС-1, вот такие:
Но за них ломят совершенно нереальные деньги и меня жаба давит. Хотя шкала “время полета” мне нравится… 🙂
классные часы :)))
хех, а у меня как раз такие как на последней фотке висят у компа:) от деда лётчика остались:) чё правда дорого стоят?
Странно, что у самолетных часов циферблат 12-часовой. А ну как если за полярным кругом летать? Там теряешься частенько, какое время суток.
Ну, они ж не на стратегические бомбардировщики ставились. 🙂
Я работал на железной дороге несколько лет назад, и на локомотивных скоростемерах (тогда они были почти все механические) часы были с 24-часовым циферблатом. Чтобы машинисты и помощники, если их внезапно разбудят, всегда могли понять день или ночь за окном 🙂
…ну, если пилота истребителя внезапно разбудить, то, боюсь, «который час» будет последним впросом, который его заинтересует 🙂
Угу, остановимся на этой версии 🙂