Вторые руки

Немного размышлений на тему вторичного рынка – моя очередная колонка для проекта CarTimes:

…Наш вторичный рынок – богатейшее, причем почти непаханое поле для крупного бизнеса. Нужно только учитывать его специфику. «Четвертое место в Европе по объемам» — это звучит красиво, однако содержит немало лукавства, поскольку европейский  рынок от нашего отличается примерно как канал от канализации…

 

Кстати, на CarTimes теперь пишет и Михаил Самохин — [info]motopapa. Рекомендую его дайджесты.  Хорошая компания подбирается, однако!

22 комментария

  1. Сашок

    Только, не возьмутся дилеры за 10-15-летние авто, а 3-5 летние иномарки у нас продавать не принято.

      • Алексей

        Всё будет зависеть от уровня жизни населения. Масса знакомых из разных социальных слоев уже отложила смену 3-5 летнего авто, аргумент-это пока ездит, затрат не требует, а денежек пока нет на новую того же класса.

        • Semiurg

          Объективно сейчас продажи новых растут ураганными темпами. Чуть позже это отыграет и на вторичный рынок.

          • Алексей

            А каков процент продаж новых в кредит? И как будут распоряжаться своей движимостью владельцы после выплаты кредита?

          • Semiurg

            Грубо — около 40%, и этот процент растет.
            После выплаты кредита они сдадут старую машину, возьмут кредит и купят новую 🙂

  2. Сашок

    Новую машину обычно покупают для себя, рассчитывая отъездить на ней по полной. Разумеется, если это не Москва или Тюмень, там просто с жиру бесятся. Когда человек хочет поездить пару лет на ней и продать, скорее возьмёт б/у в хорошем состоянии. А у рынка вторых рук 2 варианта.
    1. Уровень доходов людей снизится и они будут ездить на том, что есть, новые не будут покупать. Соответственно, продавать 3-5 летние будут меньше.
    2. Уровень дохода людей снизится настолько, что они не смогут платить по кредитным обязательствам. Это вызовет желание избавится от машины, что приведет к превышению предложения над спросом -> цены на 3-5 летние машины будут падать, но спрос будет на низком уровне.
    Оба варианта не очень выгодны для посредников, а рассматривать вариант, что уровень доходов не будет падать, мне кажется, утопично.

    • Semiurg

      Любопытно, что последние 10 лет уровень доходов населения стабильно растет. Что дает вам основания прогнозировать, да еще так уверенно, его снижение?

  3. Сашок

    Основания дает изменение мировой экономической фармации, развитые страны уже ощутили падение уровня жизни. Для европейских экономистов дальнейшее снижение уровня жизни очевидно, это только у нас на ТВ крысис закончился.
    Во время последнего кризиса, в 70-е, уровни доходов жителей СССР тоже росли, все помнят, чем это закончилось в 80-е. Основа экономики страны по сравнению с 70-ми не изменилась, мы остались сырьевой державой, только потеряли диверсификацию экономики в промышленном и c/х секторах.

  4. b1

    дилеры на вторичном рынке — это признак падения уровня жизни . Не шучу. Нормальный покупатель 3-5 летней машины, у которого есть деньги, предпочтет купить у частника — по целому ряду причин, начиная с отсутствия комиссионных, менее опытных разводов и.т.д.. Единственная причина купить подержанную машину у дилера — это отсутствие денег на покупку, т.е. большинство в Сев. Америке покупают юзд кар (возраста до 5 лет) у дилера в кредит ( а частному продавцу надо сразу платить). Кроме самой возможности это сделать, в этом процессе одни сплошные минусы для покупателя и продавца(того, который дилеру свою машину на продажу отдал). Ну, дилеру, соответственно, сплошные плюсы..Радуйтесь, что это сумасшествие не дошло до России. А здесь — да, есть рынок частников, но небольшой и проблематичный, поскольку у покупателей банально нет денег.. Поэтому и продать без дилера тяжело — не будешь же покупателю ссуду давать сам 🙂 .

  5. t-bird

    Извините, а какие 3-5 летние иномарки? Средняя зарплата по Омской области например — 20тр (официально). Какую 3-5летнюю иномарку на это можно купить?

  6. Сашок

    Semiurg, ну так в Москве и Питере совокупно несколько миллионов живут, если добавить сюда Тюмень и прочие нефтяные прииски, вот и получатся эти десятки тысяч. Это не показатель уровня жизни в стране, это показатель расслоения общества.
    t-bird правильно описывает ситуацию. У меня много друзей и родственников из провинции. В В.Новгороде люди зарабатывают так же по 20 тыр. (всего 180км от Питера). Во Пскове чуть меньше 20тыр., в среднем. В Тульской области многие и 15-ти тыр’ам будут рады.
    Я живу в СПб, весь Северозапад именно сюда едет за б/у авто. Т.е. на весь регион фактически один город миллионник является источником авто 3-5 лет. Это не говорит о том, что в Северозападе хорошо живут, это говорит о том, что в СПб с жиру бесятся.

    • Semiurg

      Ничего подобного. Вы просто не в теме немного. Десятки тысяч — это цифра для средних регионов, а не по стране. Воронеж — 17 тыщ официальная средняя зарплата. Продажи новых машин в этом году — более 50 тысяч экземпляров. В Омской области, возможно, меньше, но, поверьте, не в десятки раз.

      По стране же в 2010-м (кризисном!) году было продано около двух миллионов новых машин. Рост рынка в 2011 году оценивается в 56%. Рост, заметьте, а не падение. На следующий год планируется продать 2,8 миллиона — из этого исходят производственные и продажные планы всех брендов.

      Они все ошибаются, инвестируя деньги в расширение производства и увеличение дилерских сетей?

      • t-bird

        Денег нет, но они есть. Интересный феномен. Ибо если исходить из 17 тыщ, то только кредит. Пускай короче над этими изысками другие голову ломают 🙂

  7. Сашок

    Они инвестируют, потому что нужно куда-то вкладывать деньги. Бизнес либо развивается, либо загибается, конкуренты не дремлют. В провинции так же живут семьи чиновников, военных, многие машины берутся в кредит как «семейная покупка» и потом вся семья в складчину этот кредит отдаёт. Но в основе этих продаж лежит пирамидальная кредитная схема, она не будет существовать вечно, имхо, пирамиды рушатся (пузыри лопаются).
    В любом случае, зарплаты жителей Москвы (на 99%), Воронежской области (в меньшей степени) и пр. — это деньги, которые платят жители Европы за наши нефть и газ. Если в Европе упадёт уровень жизни и они начнут экономить бензин? Если снизится европейский спрос и автозаводы сократят потребление газа? На бюджете нашей страны эти метаморфозы отразятся не очень хорошо -> уровень жизни упадёт, главным образом в богатых регионах.
    Возможен ещё вариант, что падение потребления компенсируется повышением рыночной стоимости энергоресурсов, это уже как в ОПЕК договорятся. Тогда у РФ впереди есть ещё 10 лет застоя.

    • Semiurg

      Они нифига не инвестировали в 2008-2010, потому что было падение. Сейчас прогнозируется рост. Под этот рост вкладываются астрономические бабки, так что это не просто медиашум.

      Если в Европе упадет уровень жизни… А если на нас упадет астероид? Да, все может быть. Но бизнес исходит из прогнозов максимальной вероятности. И с максимальной вероятностью уровень жизни в России будет расти и впредь, как рос последние десять лет. Таковы оценки экспертов, под которые корпорации готовы давать миллиарды. Предполагаю, они в курсе чуть более, чем я или вы.

  8. Сашок

    В 2008 тоже прогнозировали рост всей экономики, но прогнозисты обосрались. Собственно, СССР развалился по той же причине, никто не хотел верить, что будет хуже.
    Астронимические бабки и существуют, чтобы их вкладывать. Чем выше риски, тем выше прибыли. Это не те деньги, которые можно потратить на загородный домик или спрятать под матрац. Они просто не могут не работать, т.к. существуют виртуально и перетекают из актива в актив. Если их вкладывают, можно с уверенностью сказать, что более выгодного вложения инвесторы не видят, а оправдает ли риск прибыль — покажет время, будущего никто не знает.

    Я не вижу фундаментальных причин роста экономики, печатание не обеспеченных фантиков и пузыри на фондовом рынке не развивают экономику. За счет чего расти? Наш фондовый рынок — это на 70% спекулятивный иностранный капитал. Капитал вкладывают, чтобы получить прибыль по максимуму, а не для того, чтобы обогатить бедных россиян. Единственный источник роста нашего благосостояния — это цены на энергоресурсы, что мы и наблюдали последние 10 лет.

    В любом случае, мы сейчас гадаем. У Вас есть основания полагать, что будет рост, у меня есть основания полагать, что, как минимум, роста не будет. Ваша точка зрения совпадает с мнением многих экономистов и хорошо обоснована. Экономика не точная наука, нельзя ничего гарантировать на 100%, а многие факты, в принципе, можно трактовать диаметрально противоположно. Время покажет.

    • Semiurg

      Ну, мои доходы прямо связаны с состоянием автомобильного рынка, так что я тут заинтересованная сторона 🙂

  9. b1

    Если рост продаж действительно такой сумасшедший в России, и подавляяющее большинство покупает в кредит, с точки зрения здоровья экономики — это бардак, а не рост. Нет денег — не покупай — это вечная истина, ее еще никто не опроверг. Да, кредит люди платят, за счет экономии на образовании для детей, качества своей жизни и.т.д. Я в Сев Америке смотрю на результаты такой тенденции — при том, что сюда не иссякает поток иммигрантов со всего мира, с деньгами и желанием работать, здесь не было войн и революций, много ресурсов, дешевые китайские товары и.т.д. — кончилась уже практически халява с кредитом — всего-то лет на 20-25 хватило. Сейчас уровень жизни, образования, качество строительства — жилого и инфраструктуры — все катится вниз, ну, по телеку может не очень видно — политка партии есть не только в России 🙂 .. а все из-за кредитов, или, если по-русски, из-за жадности. Эта человеческая черта если правильно стимулируется кредитами, очень немногие могут устоять, казино и наркотики рядом не стояли с «потребительским кредитованием» по привыканию и последствиям .. Ну, а что будет потом — так это ж потом, а покупать-то можно прям сейчас .. Посеешь ветер, пожнешь бурю.. Вот, в России сейчас и сеют , видимо, стараются..

  10. Сашок

    Semiurg, Ваши слова очень хорошо подходят для описания процесса, происходящего в экономике в целом и на рынке авто в частности 🙂

    “Кроме того, усиленно создается стимул высокой ротации товара — менять дважды в год мобильники, раз в три года автомобиль”
    “В общем, мы имеем на выходе постоянно ускоряющуюся карусель потребления, что, на первый взгляд, является процессом взаимовыгодным. Как же — именно вращение этой карусели выносит на рынок все новые и новые технические новинки, которые делают нашу жизнь комфортнее. Соответственно, производить их надо все больше и больше, а значит создаются рабочие места, люди получают возможность зарабатывать — и покупать все новые и новые навороченные хреновины. То бишь, имеется стабильный рост мировой экономики, что вроде бы и заебись. Однако, ежели кто знаком с физикой хотя бы на самом элементарном уровне, не может не отметить, что мы имеем дело с процессом, имеющим положительную обратную связь и находящемся в режиме автоколебаний с возрастающей амплитудой. Стимулируем потребление — растет производство — становится больше товаров, которые нужно потребить — стимулируем потребление — заходим на новый круг”
    “А будет то, что всегда бывает с системами в режиме автоколебаний с возрастающей амплитудой — все разлетится нахуй с громким «бум». И вот тогда и произойдет удивительная переоценка ценностей — жаль, что многие ее не переживут…”

Оставить комментарий

Новая книга