Страстно жажду в УАЗе тахометра. Очень хочется, знаете ли. Конечно, Истинный Мастер и по звуку двигла обороты определит (если сможет расслышать за лязганьем подвески и рыком зубастого протектора), но все ж тахометр удобен. Осталось только решить, откуда его взять и как приспособить.
Самый доступный – прибор от ВАЗ 2106. Он в отдельном корпусе, легко подключается к имеющейся системе зажигания, несложен в монтаже и нормально смотрится:
(фото с Уазбуки)
А главное – этих тахометров на авторынке как говна за амбаром – хоть новых, хоть бэушных. Пошел и взял.
Одна беда – он градуирован до 8000 оборотов, то есть на УАЗе стрелка будет телепаться где-то в начале шкалы. (Я долго пытался выяснить предельные обороты для 417 двигла, но увяз в увлекательных и бесплодных холиварах на Уазбуке , какие обороты считать предельными – когда поршни вылетают через глушитель, или все же чуть раньше? Для себя решил, что физическим пределом, за которым мотору наступает кирдык, будет цифра 4200, а эксплуатационно допустимым максимумом стоит считать что-то порядка 3500-3700). Разумеется, пользоваться им это не мешает, но как-то оно… неэстетично, что ли. Есть в этой идее нечто царапающее мое чувство прекрасного – красная зона от 6000, когда должна быть от 3000.
Еще хуже дело обстоит со всякими модными “гоночными” блюдцами типа проспортовских. Они градуированы вообще с нечеловеческим оптимизмом:
Хотя, конечно, красивые – вариантов дизайна мильон. Впрочем, УАЗу они в стиль не впишутся, по-любому.
Вообще, оказалось, что тахометров со шкалой до 4000 в природе крайне мало. Просто потому, что когда такие малооборотистые моторы были в ходу, человечество еще не понимало всех прелестей тахометра, а когда появились тахометры, моторы стали вертеться куда быстрее.
В принципе, можно вспомнить навыки электронщика и перепаять шестерочный тахометр так, что он будет считать один импульс за два и использовать, соответственно всю шкалу – не бог весть как это сложно. Но тогда нужно делать новую шкалу – нечто в этом роде:
…а вот с эстетикой рисования у меня сложнее, нежели с болгаркой или паяльником. Не сумею сделать красиво и аккуратно, не под то руки заточены.
Еще один вариант обнаружил на Уазбуке – бескорпусной тахометр от старой Газели с 421 мотором, вкоряченный в корпус от УАЗовского спидометра:
Смотрится весьма аутентично, несмотря на то, что циферки на шкале слегка подрезаны, чтобы в корпус вошло. Однако у меня нет лишнего спидометра под разборку и в возможности вот так запросто найти прибор от старой Газели я тоже крепко сомневаюсь. Скорее всего, всю приборку бэушную придется искать.
Более всего мне показался эстетически приемлемым тахометр от автобуса ПАЗ:
И шкала подходящая, и исполнение очень в стиле – прям, бери да ставь… Я чуть было не ринулся его покупать, но, следуя пути УАЗДао, включил-таки сначала голову и погуглил. Оказалось, что эти тахометры подключаются отнюдь не к системе зажигания, а к фазе генератора. И мало того, что УАЗовский генератор не имеет соответствующего вывода (можно и вывести фазу, это несложно), но, чтобы тахометр не врал, требуется еще и определенное соотношение диаметров шкивов коленвала и генератора. Таково ли оно на УАЗе как на ПАЗе? Завтра померяю, пожалуй. Если сойдется (нужно 2,26 или 2,51 для разных моделей ПАЗ), то ПАЗовский прибор кажется мне оптимальным вариантом.
Заодно и генератор разберу, проверю, отдефектую и смажу – оно всегда полезно. Ведь написано:
Не бойся открутить лишнего, ибо даже ошибившись – познаешь новое. Ну, или хотя бы еще раз смажешь. Кто знает – вдруг именно в этом узле притаились извечные враги – Износ и Ржавчина?
УАЗДао, коан 2, стих 9
Кроме того, вывод переменного с гены дает еще одну возможность – установку реле блокировки стартера РБ 1-10 с выводом на контрольную лампу. У меня как раз от “запорожца” такое осталось…
если надо могу попросить друга и он нарисует тебе шкалу какую надо. останется только на принтере распечатать да наклеить.
мне вот делал в стиле доджа чарджэра
http://s3.images.drive2.ru/car.journal.photos/x2/4400/000/000/000/21a/88ccff652b40c807-large.jpg
вот такие
http://img839.imageshack.us/img839/1781/2106.png
так что если захочешь — пиши:)
Нарисовать-то и я могу, вопрос как это и на чем распечатать…
распечатать в любой конторе полиграфной. уж ты как журналюга должен такие знать:)
зы. ты не последователен
— Нарисовать-то и я могу
— Не сумею сделать красиво и аккуратно, не под то руки заточены.
взаимоисключающие параграфы?:)
Я могу нарисовать на компе, а не на бумаге 🙂
дык в чём проблема?:) нарисуй, распечатай, наклей:) делов то:)
А сразу генератор от ПАЗа? 🙂
Как ваша супруга отнеслась к покупке уаза, ездит ли она на нём пассажиром.
Нормально отнеслась и ездит. Мне вообще весьма повезло с супругой 🙂
Интересно написано, сам о том же когда то думал, но бывает кручу двиг чуть повыше на трассе — до 4500 крейсерская, до 5000 на обгоне, в итоге остановился на более привычных мне цифровых тахах, в минус им только менее презентабельный внешний вид, всё остальное в плюс…..
А что за мотор?
А с супругой знать действительно повезло, мою так одно слово УАЗ выводит из себя….