Школа маленьких редакторов. Часть третья: «Как тоскуют руки по штурвалу…»

Печальная особенность журналистики – в отличие от, например, ремонта автомобилей или программирования — что она кажется простым и самоочевидным делом. Вот никто же не полезет с дури ума разбирать коробку передач, если не умеет этого делать, ведь так? И никто не заявит на голубом глазу: «Да я сам сейчас напишу эту программу не хуже!». Однако журналистам приходится сталкиваться с этим сплошь и рядом – а чего, грамота-то, поди, в стране поголовная, а раз буквы знаем, значит и писать умеем!

Но если работа журналиста представляется дилетанту несложной, то работа редактора кажется уже полной синекурой – принимай статьи у журналистов, да вставляй в журнал! Делов-то! И потому, через некоторое время, у издателя появляется большой соблазн схватится шаловливыми ручонками за штурвал издания, отпихнув локтем главреда. Ведь это ж его игрушка, он в этот журнал бабла ввалил – страсть! Ну как же не поиграться?

Эта ситуация может иметь два аспекта. Первый – это когда издатель изначально затеял проект для самопиара, и чтобы почувствовать себя причастным к Большой Журналистике. То есть процесс для него приятнее результата. (Впрочем, никакого результата и не будет). Здесь много зависит от количества бабла и величины амбиций, но такой журнал всегда легко узнается — он вызывающе непрофессионален, как бы ни был дорог и роскошен. Такой издатель часто любит именоваться Главным Редактором сам, а вас наймет на должность навроде ответсека, и свалит на вас все, в чем не может проявиться его Очень Творческая Личность. На первом этапе такие проекты даже забавны – издатель сыплет бабло без счета, на первой обложке выходят его портреты в разных позах, а на последней – реклама его фирмы. Он имеет возможность хвастаться журналом своим братанам в бане коллегам по бизнесу на деловых встречах, и тем счастлив. Вам он будет сверлит голову глубоко, но нечасто – как только его осенит очередная Гениальная Мысль по поводу содержания, или одолеет словесный понос приступ графомании. Конечно, вы будете чувствовать себя идиотом – сказать своему кормильцу-издателю, что он, сияя как яйца медного всадника, принес вам с царственным видом галимую хуету — как-то неудобно, а ставить эту поебень в журнал – стыдно. Приходится как-то мягко корректировать, практически полностью переписывая текст, и убеждая издателя, что так все и было – они ж обидчивые, такие издатели, как дети малые, и заведомо считают себя много умнее какого-то жалкого журналиста. В общем, с самого начала в таком проекте ваше место будет у параши, а отвечать вы будете за все головой. Но это еще цветочки.

Ягодки начнутся, когда эйфория от собственной крутости у издателя поослабнет, и начнется новый этап, под лозунгом: «Подсчитали – прослезились». Когда, полностью насладившись своей рожей на обложке, издатель прикинет, сколько денег ему стоило это удовольствие, у него в голове непременно щелкнет волшебный тумблер, и он вспомнит, что журналы-то могут приносить прибыль! Вон, «Плейбой» неплохо поживает, а мы почему вечно в минусах?
Кстати, этот вопрос он задаст лично вам.

И ведь вы не сможете объяснить этому самовлюбленному кретину уважаемому человеку, что журнал про него любимого, с его замечательным еблом во всю обложку, никому кроме него нахуй не сдался. Нельзя ему такое говорить – обидится смертно. А он потребует от вас немедленной самоокупаемости уже завтра – не сомневайтесь, так и будет. Но! При этом он даже слышать не захочет, чтобы на обложке было что-то другое, кроме его рожи, в внутри – что-то кроме восхвалений его и его фирмы. То есть, он захочет, чтобы рекламный буклет его фирмы (каковым по факту является такой журнал) кто-то покупал за деньги, или давал в него рекламу! Никаких аргументов от столь ничтожной личности как вы он не примет – ведь это же он вам платит деньги, а не наоборот? Значит, он и умнее – и нехуй пиздеть. К станку, бля, саботажник! И чтобы прибыль была!

Конечно, по-хорошему, браться за такие проекты не стоит вообще. Однако, если вы молоды, малоопытны или вам просто очень хочется кушать, то иной раз приходится, да. Я и сам пару раз… Но не будем о грустном. Тут главное понимать, что проект обречен изначально, и суметь вовремя удрать, пока вам не задали сакраментальный вопрос про окупаемость. То, что он будет рано или поздно задан – не сомневайтесь. Поскольку ответа на него в природе не существует, то лучше смыться заранее.

А вообще, наверное, каждому начинающему редактору такой опыт полезен. Это дает не менее глубокие познания о природе человеческой, чем работа санитаром в дурдоме, но гораздо лучше оплачивается…

Второй аспект ситуации – это когда вменяемый в целом издатель решает вдруг порулить собственноручно. Однако мне пора работать – в жизни главреда много суеты.
Поэтому – продолжение следует…

0 комментариев

Оставить комментарий

Новая книга