Школа маленьких редакторов. Эйчарки – зло!

Тут, после очередной части «Школы маленьких редакторов», некоторые френды обиделись за HR-менеджеров (менеджеров по персоналу, или «эйчарок»). Это теперь так кадровиков называют, ага. Я написал, что наличие HR в конторе – верный признак того, что делать там нечего. Поскольку, если контора кормит эйчарку, то ему есть чем заниматься, а если ему есть чем заниматься – значит в конторе большая ротация кадров. А когда в конторе ротация кадров, то это означает, что она работает по принципу «выеби и выбрось», что не есть наш путь. Однако не все со мной согласны, некоторые думают, что без HR жизнь стала бы хуже…

Впрочем, надо учитывать, что я не есть тот Совершенномудрый, который знает Истину. Я пишу эти заметки, основываясь исключительно на своем пятнадцатилетнем опыте работы в журналистике – от районных мелкотиражек, до толстого московского глянца. Так вот, где-то с месяц назад я был официально принят на работу в издательский дом «За Рулем» — крупнейший издательский дом страны. На должность главного редактора одного из изданий. И вы думаете, меня принимал на работу HR? Ничего подобного. Со мной разговаривали лично директора ИД. Я не знаю, есть ли в ИД «ЗР» эйчарки, но я их не видел, это точно. А у них, поди, не одна сотня народу трудицца. Потом я набирал свой штат – и опять же, никакого кадровика мне для этого не понадобилось, а издателя это просто не касается – я набираю людей, согласовываю с издателем их зарплаты, и они подчиняются мне, а я за них отвечаю. Соцпакетом и прочими выплатами рулит бухгалтер. Значит можно без HR обойтись?

В общем, наверное, есть области бизнеса, где такая должность действительно нужна. Ну, не знаю, «Макдональдс» какой-нибудь… Но я-то говорил про издательство. Давайте прикинем штат типичного издания полного цикла: главред, ответсек, секретарь, верстало, билд-редактор, бухгалтер, три-четыре журналиста в штате, три-четыре человека рекламистов, один-два человека служба распространения. Итого максимум 16 человек. И это, скажу я вам, скорее редкость – как правило, человек семь, остальные совмещают. Куда здесь эйчарку воткнуть? Да и зачем?

А вот вам жизненная ситуация – моя жена работает в очень крупной фирме, занимающейся продажей электроники. Давно работает, надо сказать. И вот, в какой-то момент, руководство фирмы решило, что им без HR как-то несолидно, и завело такую службу. Первое, что придумали эти люди – ввели систему штрафов. За все – от ошибочного заказа, до курения в неположенном месте, нарушения дресс-кода (дресс-код тоже придумали они) и нецензурной брани. Сказал «хуй!» – пять баксов. Сказал «уйди в жопу, еблан, не мешай работать» — уже десять. Затем они создали фискальную систему – от видеокамер на рабочих местах, до оплачиваемого стукачества. Потом начали проводить принудительное тестирование. Представьте себе, люди по десять лет отработали в компании, на них все держится, а им тут выкатывают идиотские тесты и говорят: «Если результат нас (их!) не устроит, мы вас уволим». В результате, компетенцию системного программиста с десятилетним опытом стали оценивать блондинки с ускоренных курсов HR-менеджера. В общем, перечислять все их гениальные идеи, думаю, смысла нет. Результат не замедлил воспоследовать – большинство уважающих себя спецов немедленно сказали: «Да пошли вы в хуй с такими приколами!» и ушли к конкурентам. Вместо них стали по принципу «Выеби и Выбрось» нанимать малолетний офисный планктон. Фирма в долгах и глубокой жопе.

HR-служба – раковая опухоль на теле бизнеса. Едва появившись, эти люди начинают думать, чем себя занять, чтобы оправдать в глазах начальства свои немалые оклады. То есть начинают мешать людям работать, выдумывая всякие идиотизмы, вроде корпоративной этики, по которой персонал должен сдать зачет! То есть каждый обязан выучит наизусть два листа маразмов, который эйчарка высосала из пальца, мучаясь запором на толчке. Не сдал – штраф и переэкзаменовка. И бесконечные психологические тесты, взятые из книжки «психология для блондинок» — или как там еще называются эти брошюрки в мягких обложках, которые продаются на лотках между кулинарными рецептами и детективами Марининой? Ну, те, откуда перепечатывают свои тесты женские журналы? В общем, легко себе представить… При этом, раздувшаяся от самомнения офисная блондинка – HR-менеджер, — становится властителем судеб персонала фирмы! Она ж теперь любого может под увольнение подвести, на основании того, что он не так прошел тест из журнала «кулгерл»!

Следующий неизбежный шаг – фискализация коллектива. Надо же ей знать, кто ее в курилке «пиздой с ушами» называет? И начинается в фирме увлекательная игра: «Угадай дятла!». Ну-ка, кто у нас стучит эйчарке? Ты? Или ты? А может та блондинка-манагер? Ведь не зря эйчарка эту беспросветную бестолочь выдвинула начальником отдела? Теперь она сидит, щеки надув, и пытается командовать процессами, в которых нихрена не соображает. Работа отдела практически парализована, зато тест «какая ты блондинка» она наверняка прошла не больше чем с третьей попытки.

О! Эта непередаваема атмосфера коллективов, где поощряется стукачество! Народ обсуждает рабочие вопросы только с глазу на глаз, выйдя из офиса и отойдя за угол. В курилке общаются многосложными намеками, подмигивая левым глазом, а правым косясь в тот угол, где предположительно стоит камера. В аське ни слова лишнего – все логи пишутся на сервер! Никакой личной переписки – все попадет на стол к HR! Невольно вспоминается 37-й год…

Более того, отныне ваша карьера – в руках этой дуры. Она становится единственным передающим звеном между коллективом и начальством, и именно она решает, кто достоин продвижения, а кто – увольнения. Хотите стать начальником отдела? Подавайтесь в ее личные стукачи. Хотите повышения зарплаты и квартальную премию –сходите, лизните ей жопу, заполните пару тестов, подарите бутылку шампанского… Рабочий процесс похерен – часть сотрудников вязнет в интригах, часть забивает на все, а все уважающие себя люди – а это, как правило, лучшие специалисты, — просто увольняются, уходя к конкурентам. Результат предсказуем.

Все вышеизложенное — мое субъективное. Исключительно из опыта наблюдения за многими рабочими коллективами. Я не претендую на Абсолютную Истину, но опыту своему доверяю. А по моему опыту, когда в фирме появляется HR – из нее пора увольняться. Золотые денечки продуктивной работы в свое удовольствие закончились.

1 комментарий

  1. Олежек

    Ну, это одна сторона медали. Вам HR, не нужна. Но в больших и не творческих коллективах, без подобных мер не обойтись! Специалисты, которые говорят «Да идите вы на хуй», не всегда бывают правы. Ибо, как правило, за 10 лет их работы, они хорошенько изучили ситуацию, и частенько ни хрена не делают. Но, как только болотце стараются подсушить, начинается вой! «Я тут 10 лет отпахал, а меня тестируют»! В HR работают, как правило, грамотные люди. Есть и дебилы, я таких встречал. Тут не без урода. Но тут больше вопросов к начальству, чем к HR. Подобные репрессии, иногда именно начальством и задумываются, что бы навести порядок. Ликвидировать чаепитьство, панибратство, опоздания и сон на рабочем месте. HR в этом случае, просто оружие.

Оставить комментарий

Новая книга