Проекты

Трудно жить с автоматом?

Прогресс в общении человека и машины идет по пути последовательного упрощения интерфейсов. Первые автомобили при всей их примитивности поставили бы современного водителя в тупик количеством всевозможных рычагов, рычажков, переключателей и регуляторов. Например, угол опережения зажигания, регулирующийся на ходу отдельной ручкой, — еще не самое удивительное. Однако чем дальше, тем больше процессов в автомобиле переходили под контроль автоматики, сначала механической, потом электрической, а сейчас уже и компьютерной. И самый большой шаг на этом пути был совершен при появлении автоматической коробки передач.

Автоматическая коробка переключения передач (АКПП) — сложное гидромеханическое устройство, призванное облегчать задачу водителю. Агрегат вне всякого сомнения полезный, хотя бы тем, что освобождает правую (кое-где левую) руку для управления магнитолой, прикуривания сигарет и почесывания в затылке. К тому же в нормальном городском режиме движения (километр в час в большой пробке) АКПП здорово экономит нервы водителя, которому не нужно бесконечно отрабатывать цикл упражнений «педаль — ручка — педаль». В самой автомобильной на свете Америке ручная коробка воспринимается даже не как анахронизм, но как непонятное развлечение для экстремалов... И тем не менее на просторах России к автомату многие до сих пор относятся подозрительно. Это вовсе не значит, что наши соотечественники — дремучие консерваторы, при прочих равных отдающие предпочтение паровозу, просто в нашем автомобильном сообществе давно сформировался некий набор мифов-страшилок, связанных с АКПП.

Миф первый

Едва ли найдется кто-нибудь, не слыхавший, что автоматы тупые. Это мнение идет чуть ли не с времен автобусов ЛиАЗ-677, которые поневоле демонстрировали работу автомата каждому своему пассажиру. Скорости в них переключались с такой натугой, что несчастный мотор успевал взвыть, как укушенный носорог. Видные авторитеты автомобильного дела — автогонщики — тоже относятся к АКПП с большим пренебрежением: не та динамика. И, наконец, читаем техническую характеристику и видим то же самое — с механикой разгон быстрее. Автоматы тупые. Можно подумать, мы ими колбасу резать собирались...

АКПП в разрезе

А теперь давайте задумаемся. Для чего на машину ставят автоматическую коробку? Для облегчения управления. Входит ли в это понятие параметр «столько-то секунд до сотни»? Навряд ли, если вы не автогонщик, которому любой ценой надо выиграть старт. Но автогонщики — люди особые, и машины их тоже. На гоночной кулачковой секвентальной коробке с керамическим сцеплением нормальный водитель даже с места не тронется. Часто ли вы стартуете со светофора в полный дроссель с дымом из-под колес? Оцените свое водительское мастерство и скажите, хватит ли вашей квалификации, чтобы реализовать — с учетом времени сброса оборотов при переключении передач — лучшие разгонные свойства механических коробок? Кроме того, у современных АКПП есть так называемые спортивные режимы, которые позволяют автомобилю разгоняться весьма резво. Да и вообще, водителей, способных ощутить при разгоне до сотни разницу в секунду, не так уж много.

Миф второй

С автоматической коробкой автомобиль становится прожорливым! Автомобиль с автоматом действительно потребляет бензина больше, чем машина с обычной КПП, но максимум на 5%. Объясняется это некоторой задумчивостью АКПП и большим промежутком времени между увеличением оборотов двигателя и включением передачи (не забывайте о гидромуфте и о том, что непосредственно передачу включает жидкость). Зато двигатель не напрягается и работает в определенном режиме, что положительно сказывается на его ресурсе. Кроме того, не стоит забывать, что это 5%-ное отличие получено в результате заводских испытаний, когда рычагом механической коробки шурует профессионал, точно знающий, при каких оборотах надо переключать передачи. Большинство же рядовых водителей в сравнении с автоматом скорее проиграют.

Две педали лучше трех!

Миф третий

Существует мнение, что на машинах с АКПП нельзя тормозить двигателем и что автомобиль буксует на льду и в грязи. Это якобы делает ее совершенно непригодной для российских условий. Так думают, как правило, люди, не ездившие на автомате. Тормозить двигателем можно, причем двумя способами: убрать ногу с педали газа (коробка сбросит передачу на более низкую) или переключить передачи самому — с D на L2 (вторую), затем на L1 (первую). Естественно, и в этом случае нога должна быть снята с педали газа.

Рассмотрим пробуксовку. Если двигатель большой мощности, то вариант старта на льду и в грязи один — очень медленно нажимать на газ, чтобы АКПП не подумала, будто вы хотите резко стартануть, и не включила kick-down. Можно вообще не нажимать на акселератор — машина тронется на передаче плавно и без пробуксовки. При двигателе небольшого объема, скорее всего, проблем не будет вообще: коробка достаточно точно дозирует усилие на колесах, и если не «топтать» педаль, то автомобиль спокойно тронется даже на обледеневшем подъеме. Ручную коробку перегазовать куда проще.

Забуксовать на автомобиле с автоматом сложнее, чем на обычной машине, но если это случилось, нельзя раскачивать автомобиль, включая попеременно то первую, то заднюю передачу. Следует включить понижающий диапазон, ограничивающий переключение передач выше первой (позиция селектора 1 или L), и попробовать выбраться из грязи, действуя педалью тормоза как сцеплением. Примерно так же, слегка отпуская педаль тормоза и стараясь не перегазовывать, маневрируют в ограниченном пространстве. Блокировать переключение на повышенные передачи необходимо потому, что коробка-автомат — это механизм с заданной программой, по которой практически при каждом сбросе педали газа будет происходить переключение передачи на следующую. Когда колеса прокручиваются, коробка передач считает, что машина просто разгоняется, и включает следующую передачу, затем еще и еще, пока одно из колес не будет тормозиться о дорогу. После этого коробка начнет включать низшие передачи до возобновления пробуксовки. И так до тех пор, пока не выйдет из строя коробка или дифференциал. Выбраться из ямы с автоматом будет посложнее, но и застрять, уверяю вас, тоже.

Миф четвертый

Это самый страшный миф — даже не миф, а триллер-ужастик. Он гласит, что АКПП быстро ломаются, а для их починки надо готовить астрономическую сумму. Что может сильнее напугать русского водителя?

Так вот, все это неверно. Истории о распадающихся на части через год эксплуатации автоматах порождаются в 99% случаев элементарным неумением пользоваться этим агрегатом либо покупкой сильно подержанной (читай — уезженной) машины. Дело в том, что приемы управления механической и автоматической коробками довольно сильно отличаются. И если перенести полученные на механике навыки на автомобиль с АКПП (например, включать «драйв» с резкой прогазовкой), то ее действительно можно быстро сломать. Просто эта коробка — другая. И управляется она не специальным рычагом, а педалью газа. И это требует от водителя определенного понимания алгоритмов работы и приемов управления машиной с АКПП.



Гидротрансформатор — сердце АКПП

Автомобиль с автоматической коробкой передач прост в управлении и не требует дополнительных физических усилий: автомат будет переключать скорость на подъемах и спусках, выбирать оптимальный режим движения в зависимости от ситуации. Но прежде чем включить какую-либо скорость и начать движение, двигатель необходимо прогреть до температуры 50 градусов. Падение оборотов двигателя говорит о том, что машина прогрелась. Нажав на ножной тормоз, переключаете рычаг управления с Р на D — ощущаете толчок. Это включилась муфта первой скорости. Убираете ногу с тормоза и, постепенно нажимая на педаль газа, начинаете движение. Не следует делать задержку селектора на нейтрали (положение N), поскольку лишнее срабатывание автоматики отнюдь не увеличивает ресурс коробки. Нельзя нажимать на газ и тормоз одновременно.

Рычаг-селектор

Символ D — это полностью автоматическое переключение скоростей как в сторону увеличения (первая, вторая, третья скорость) по мере движения, так и в обратном порядке в случае торможения. На крутых, труднопроходимых подъемах рычаг переключений переводится на 1 или L. На крутых спусках делайте то же самое. При быстрой езде, в частности при обгоне, полное нажатие педали акселератора даже в случае, когда рычаг переключения передач остается в позиции D, обеспечивает резкое ускорение за счет автоматического переключения муфт с ускоряющей передачи на третью, с третьей — на вторую или первую скорость. Это действие называется эффектом «кик-даун». Не привыкайте без нужды пользоваться рычагом переключения скоростей, особенно на больших скоростях, так как существует вероятность ошибочного включения задней скорости вместо D, а это неминуемо ведет к поломке автомата. Зимой на снежных и скользких дорогах ставьте рычаг переключения в позицию 2 во избежание пробуксовок и заносов. В позиции 2 автомат имеет лишь одно переключение — с первой на вторую скорость. Ни третья, ни четвертая скорости не включаются. При временной остановке, например у светофора или в пробке, переведите рычаг переключения передач в позицию N и нажмите педаль ножного тормоза либо оставьте рычаг на месте и только нажмите педаль ножного тормоза. При остановке на подъеме не пользуйтесь педалью газа, применяйте только тормоз. При временной остановке на подъеме переводить рычаг переключения передач в позицию N необязательно. После полной остановки автомобиля нажмите педаль ножного тормоза, переведите рычаг переключения в позицию Р и закрепите стояночный тормоз.

В общем, для идеального управления автомобилем с АКПП нужно знать особенности этого агрегата, но в 90% дорожных ситуаций водителю вполне достаточно режима D. В общем и целом, специальных навыков он требует в разы меньше, чем машина с механикой. Ну а что касается мифов... На то они и мифы. Рекомендуемое их использование — рассказывать на ночь непослушным детям: «Не будешь хорошо себя вести и есть кашу — куплю тебе машину с автоматом, и будет она тупить, жрать топливо и непрерывно ломаться!..»

В заключение несколько простых секретов:

* Не надо надеяться на русское авось, кувалда тут не поможет — если есть сомнения в исправности АКПП, лучше ее проверить до поездки!

* Нельзя включать parking (P) до полной остановки, иначе вы увидите внутренности коробки на асфальте под машиной.

* При непродолжительной остановке достаточно отпустить педаль газа и удерживать автомобиль тормозом, оставив селектор КПП в любом «ездовом» положении.

* Если в дороге жидкость из автомата вытекла, долейте воду и обязательно следите за ее уровнем, потому что она будет выкипать.

* Полезно помнить, что двигатель подводит момент вращения к коробке постоянно. Если перед моментом переключения слегка отпустить педаль акселератора, уменьшится нагрузка на многодисковые сцепления и ленточные тормоза — они прослужат дольше.

* Избегайте перегрева двигателя, поскольку это может привести к резкому перегреву масла в коробке и, как следствие, к выходу ее из строя.

© Павел Иевлев (Semiurg)

Comments are closed.