Проекты

Там, за туманами...

Одна из главнейших особенностей человеческой психологии — нам всегда и всего мало. Сколько ни дай — вот мало, и все тут! И денег нам мало, и места нам мало, и мощности двигателя не хватает, и максималка слабовата, и динамика подкачала, и музыка тихая, и дорога узкая. Ну, это еще ладно, а вот то, что нам частенько света не хватает... Того света, который выдают честные заводские фары. Темно как-то. Ну и что, что ночь? А мы хотим, чтобы светло было! Мало нам, понимаешь...

Вот тут и начинаются нездоровые ухищрения с головным светом. Раньше ездили все с лампочками 40-55 ватт, и ничего, а теперь так и норовят прожектор какой-нибудь вкрутить. Кто-то «раллийные» лампочки прикупит, ватт этак 200-250, кто-то ксеноновые китайские блоки по дешевке купит и на свою «восьмерку» тщательно прикручивает, кто-то стекло в голубой цвет покрасит... Ну просто не фара, а гиперболоид инженера Гарина получается. И не срезают световым пучком деревья на обочинах они исключительно по неграмотности установки — невдомек им, что хоть киловаттный прожектор с тепловоза вместо фары приделай, а выше мощности генератора не прыгнешь, да и амальгама с отражателей осыпается, возвращая яркость фар на безопасный для окружающих догалогеновый уровень. Впрочем, не надо забывать, что все подобные переделки, мягко говоря, незаконны, и если бы в этой стране кто-нибудь проходил техосмотр автомобиля, а не кошелька, то его с такими «глазками» быстро бы завернули переделывать все обратно. Тем не менее есть совершенно законный метод повыпендриваться с освещением, не трогая заводские установки головного света, — это противотуманные фары.

На любом авторынке ассортимент этих устройств превышает все разумные пределы. Любые формы и размеры — от огроменных «ралли», размером с суповую тарелку, до малюсеньких пустяковин, не больше рюмки, зато с толстенными линзами. А цветовая гамма! И чисто-белые, и ярко-желтые, и темно-оранжевые, и ядовито-фиолетовые... Раздолье — покупай, прикручивай и разгоняй туман доступными средствами.


От неправильных фар туман начинает светиться

Спешу разочаровать — на весь сверкающий стеклами и отражателями огромный прилавок настоящих противотуманных фар может найтись один-два комплекта. А может и не найтись вовсе. Для многих, как ни странно, это будет откровением — не все, что можно прикрутить к бамперу, является противотуманными фарами! Более того, как раз большинство этих изделий относится к категории дополнительных фар. В чем разница? Только в форме светового пучка. Дополнительные фары бросают на дорогу «зайчик» в виде овала, а противотуманные — в виде узкой полосы. Таким образом, вторые разгоняют туман, а первые — встречных водителей. Ну, то есть, конечно, туман никакими фарами не разгонишь, но свет настоящих противотуманок сориентирован таким образом, что они светят понизу, там, где между туманом и дорогой всегда есть промежуток чистого воздуха, и освещают дорожное покрытие, а дополнительные фары бьют мощным световым потоком прямо в дымку, заставляя туман светиться, как газоразрядная лампа. Ехать в этаком светящемся мареве — удовольствие небольшое. Из этого, кстати, вытекает несколько интересных следствий: во-первых, противотуманки надо ставить как можно ниже (правила допускают их установку не выше 70 см над дорогой и обязательно ниже уровня основных фар); во-вторых, некоторые фары имеют асимметричный рефлектор, и их при установке нельзя переворачивать (кстати, это не всегда отражено в инструкции, даже если она есть); в-третьих, не стоит путать противотуманные фары с дополнительными — эффект весьма разный.


Противотуманные фары должны быть установлены как можно ниже

А как же отличить одно от другого? На честных импортных фарах есть маркировка: «B» — для противотуманных, «HR» — для дополнительных. Цвет рассеивателя при этом не имеет никакого значения, ну или почти никакого: по правилам противотуманки могут быть и белые, и желтые, а вот дополнительные фары — только белые. Но кого это остановит в эпоху свободной торговли? Разве что именитого производителя, который дорожит своей репутацией. Так и продукция его будет достаточно дорогой, а вот наши братья по разуму с юга и востока не ограничивают себя подобными условностями — доводилось видеть фары с желтым и абсолютно гладким стеклом, без малейших признаков рассеивателя. Правда, это противоречие имело тенденцию к самоликвидации — после первого же дождя желтый лак со стекол стекал на дорогу... С другой стороны, какой, с позволения сказать, световой пучок будет выдавать такая конструкция? Ну, будет светить приблизительно вперед, ничего особенно не освещая. Сразу представляю себе, как неудовлетворенный результатом покупатель ставит туда все более мощные лампы, доставляя массу удовольствия встречным водителям. Да, если уж мы заговорили о цвете, то стоит заметить, что ваше дело — желтый или белый, но вот всякие фиолетовые, синие, красные и прочие колористические изыски заведомо незаконны. Кстати, расположение светового пятна даже у самых распрекрасных противотуманных фар стоит регулировать — хотя при техосмотре это не спрашивают, но вряд ли вас устроит, когда одна фара светит в кювет, а другая в зенит. Зачем их тогда и ставить было? Для красоты? Мысль, в общем, очевидная, но как часто приходится наблюдать ночью на дорогах автомобили, у которых туманки сориентированы радикально вверх, очевидно, в расчете на отражение светового луча от поверхности Луны...


Это НЕ противотуманная фара! Это дополнительная фара дальнего света!

Отдельного слова заслуживают любители дополнительного ксенона. По существующим техническим нормам головной свет переделать на ксенон не так-то просто. То есть технически-то ничего сложного, а вот юридически... Ксеноновые фары должны иметь устройства автоматической коррекции светового пучка по высоте, а это вам уже не лампочки вкрутить. Так что техосмотр с таким самопалом честно не пройдешь. А вот дополнительные фары на ТО не влияют — никто их даже не попросит включить. И потому все чаще появляются такие якобы противотуманки, которые светят втрое ярче штатных фар и сориентированы при этом совершенно произвольным образом. Такие любители яркого света почему-то не задумываются, что ослепленный встречный водитель может не справиться с управлением и приехать в лоб именно им.


Правильный световой пучок освещает дорогу и обочину, но не встречных

А вот еще одно соображение, на десерт. Если вам не хватает света головных фар, не спешите бежать за противотуманками, может быть, будет достаточно снять с этих фар черные колпаки, протереть стекла, отодрать часть тонировки с лобового стекла, проверить зрение или хотя бы снять, наконец, темные очки.


Ему видно хорошо, а встречным?

Немного цифр

Маркировка на стекле фары в виде чисел (10; 12,5; 17,5; 20; 25; 27,5; 30 или 37,5) несет информацию об условной силе излучаемого фарой света.

Сила света, излучаемая всеми одновременно включенными фарами дальнего света автомобиля, не должна превышать 75 единиц.

Одна единица «силы света» (Ref) равна 4,8 люкса.

Люкс — в СИ — единица освещенности: освещенность, создаваемая световым потоком в 1 люмен, равномерно распределенным по поверхности площадью 1 квадратный метр.

Люмен — в СИ — единица измерения светового потока. Люмен равен световому потоку, испускаемому точечным источником света в 1 канделу в телесном угле, равном 1 стерадиану.

Кандела — единица силы света; основная единица системы СИ. Кандела равна силе света в заданном направлении источника с точно установленными параметрами.

2 комментария к записи Там, за туманами...

  1. Wass 31.03.2009 в 11:09 #

    по новому госту автоматический корректор не является обязательным для ламп категории D.

    Единственное что насчет него говорится — это то что он должен быть исправен, если он установлен.

    • Semiurg 31.03.2009 в 13:49 #

      Да, я знаю. Статья написана больше года назад.