Чем не танк?

Размышляя о наполнении УАЗа всякой бесполезной ерундой важной арматурой, подумал о часах. Часы в машине – это вполне нужная вещь (особенно на трофи-рейде с фиксированным временем финиша). И вспомнил, что с незапамятных времен еще лежат у меня доставшиеся от деда часы.

DSC_2744

Лирическое отступление — дед мой был героический моряк, каперанг, капитан подводной лодки. Одна девушка, узнав историю часов, спросила: “А это часы с подводной лодки? Они, наверное, водонепроницаемые?” – оставив меня размышлять о женской логике, и о том, зачем на подводной лодке водонепроницаемые часы. Если вода уже внутри, то вопрос “который час” волнует моряков в последнюю очередь…

Такие часы в народе назывались “танковыми”, хотя к танкам, на самом деле, никакого отношения не имеют. Правильное их название — АВР (Авиационные Рантовые), выпускать их начали примерно с 1940-х годов. Ставили практически на все одноместные истребители, начиная с Як-1, МиГ-3, ЛаГГ-3 и до Як-9 и Ла-9/11, на Ил-2, на поздние модификации У-2/По-2, на Як-18 и т.д. После войны выпускались АВР-М (модернизированные) – именно такие у меня, выпуск 57-го года. Они были весьма популярны в народе, вставленные в аляповатые корпуса из оргстекла. Этакий образец раннесоветской конверсии – даже после того, как их престали ставить на самолеты, они выпускались на Челябинском заводе как полугражданская продукция.

 

DSC_2746

Часы до сих пор исправно тикают, хотя от фирменного восьмидневного завода осталось дня три – видимо, пружина подослабла за полвека. Да и отставать немного стали, не без этого.

Некогда, на их стрелках была радиоактивная радиевая краска, но она давно облупилась – остались только точки на циферблате. Радиация подвыдохлась, и они уже не фонят – правда, и в темноте не светятся, как раньше.

DSC_2747

В общем, поищу в городе часовую мастерскую, где умеют не только батарейки менять (такие еще бывают?) – пусть почистят и смажут механизм, отрегулируют ход и пружину подтянут, если это возможно. А потом внедрю часы в панель УАЗика -  не зря же их считают “танковыми”? 🙂

Конечно, гораздо круче было бы найти самолетные АЧС-1, вот такие:

achs_1

Но за них ломят совершенно нереальные деньги и меня жаба давит. Хотя шкала “время полета” мне нравится… 🙂

7 комментариев

  1. mouse

    хех, а у меня как раз такие как на последней фотке висят у компа:) от деда лётчика остались:) чё правда дорого стоят?

  2. gena

    Странно, что у самолетных часов циферблат 12-часовой. А ну как если за полярным кругом летать? Там теряешься частенько, какое время суток.

      • gena

        Я работал на железной дороге несколько лет назад, и на локомотивных скоростемерах (тогда они были почти все механические) часы были с 24-часовым циферблатом. Чтобы машинисты и помощники, если их внезапно разбудят, всегда могли понять день или ночь за окном 🙂

        • Semiurg

          …ну, если пилота истребителя внезапно разбудить, то, боюсь, «который час» будет последним впросом, который его заинтересует 🙂

          • gena

            Угу, остановимся на этой версии 🙂

Оставить комментарий

Новая книга