Реклама и спам

Некоторые люди всерьез считают, что цель рекламы – привлечь внимание покупателя и замотивировать его на покупку того или иного товара. Верить в это столь же глупо, как и в “Миссию Компании”. (Которая, разумеется, в том, чтобы облагодетельствовать клиента, а не в том, чтобы затратив как можно меньше средств поиметь как можно больше денег.) Отсюда и до веры в Деда Мороза недалеко…

Именно это странное убеждение и порождает когнитивный диссонанс: “Неужели они думают, что покупатель поведется на этот шлак?”. Мол, откуда такое несоответствие цели и средств? Забудьте, это вам не наивный ХХ век, где вещи в основном соответствовали своим названиям – деньги были мерилом затраченного труда, а не средством производства других денег, товары представляли собой объекты для удовлетворения реальных потребностей, а не средство отжать бабла с лоха, а реклама была способом донести до потребителя информацию о качестве товара, а не средством перераспределения бюджетов.

Дело в том, что покупатель в рекламном бизнесе чаще всего вообще никого не волнует. Да наплевать всем на его реакцию. Побежит ли он покупать это средство от поноса, или пойдет на сайт продавца исключительно с целью написать “Да когда ж вы сдохнете, уроды?!” – всем насрать вприсядку.  В цепочке производства рекламы просто отсутствует обратная связь с продажами и люди в них заинтересованные. Кто рассылает спам (размещает баннеры, вешает бигборды, покупает время на ТВ)? Рекламные компании. Они не имеют никакого отношения к продавцу, производителю, товару и его продажам. Мальчику, который за малую копеечку изгадил дверь вашего подъезда крепко приклеенной бумажкой, глубоко посрать на то, что вы, матерясь, соскоблите эту гадость, посылая рекламодателю только проклятия и пожелания анальных кар. Так же и рекламной компании глубоко посрать на продажи – она отчитывается за количество размещенных спам-комментариев (расклеенных объявлений, розданных литовок и т.д.). Раздали на улице миллион листовок? Получите денежки. А то, что все они оказались в ближайшей урне – кому какое дело?

Кто размещает заказ в рекламной компании? Менеджер по пиару и рекламе. Это низкооплачиваемый сотрудник с самого дна офисной иерархии, которому важны только “Два О” – Отчет и Откат. Отчетом о размещённых баннерах (ссылках, листовках, минутах эфира) он прикрывает жопу – чем больше разместил, тем лучше она прикрыта, – а откат ему дают в рекламной компании, чтобы он разместил заказ именно у них. Чтобы получился хороший откат и себе на жизнь осталось, рекламная компания минимизирует затраты – размещает говно за три копейки, а документы делает на тыщу рублей. Ведь все равно проверять это будет тот менеджер, который уже получил откат и надеется на следующий.

Но ведь есть кто-то, кто контролирует этого менеджера? Да, есть. Он прочитает отчет, где все будет зашибись – листовки розданы, объявления расклеены, проведены рекламные акции и освоен бюджет. Продажи не выросли? Ну, что поделаешь… Надо бы увеличить бюджет и разослать еще больше спама. Иногда, конечно, манагер палится на откатах и переходит на аналогичную должность в другую компанию, а новый манагер (спалившийся у конкурентов и перешедший на его место) притаскивает другую, прикормившую именно его рекламную компанию и вместо листовок размещает баннеры, а вместо почты спамит в смс. Но суть процессов не меняется.

Но где же хозяин бизнеса, который заинтересован именно в продажах и покупателях на свой товар? Почему он не наведет порядок, не уволит вороватых брехливых менеджеров, не сделает Честную Рекламу? Да нет давно того хозяина. Большинство крупных бизнесов давно уже прямо или косвенно принадлежат банкам, скупившим активы за череду кризисов, а рулят ими наемные управляющие, которым важно что?  — Правильно, “Два О” – Отчет и Откат. Только Отчеты тут попространнее а Откаты пожирнее.

Почему же вся эта система не рушится нафиг? Ну, во-первых, потому что потребитель в массе своей уже настолько одебилел, что жрет вообще все, что попадает в поле его зрения. Во-вторых, велика сила привычки и инерции – люди все равно покупают Бош, хотя к Германии он давно уже не имеет почти никакого отношения, а “немецким качеством” там и подавно не пахнет, и покупают “Нокию”, хотя это слово давно уже перестало быть названием хорошего телефона. В третьих, работает принцип больших чисел — какой бы говенной не была реклама, все равно найдется какое-то количество придурков, которые купятся. Ведь даже за сотни лет не перевелись клиенты у наперсточников… Ну и в третьих – она таки рушится. Просто медленно. Окончательно рухнет завтра или даже послезавтра, а откаты – вот они, уже сейчас.

Разумеется, есть и исключения. Они всегда есть. Но, в целом, отрицательный отбор в этой сфере чертовски эффективен. Так что не удивляйтесь увидев очередную рекламу класса “ну кто на это поведется”. Да хоть и никто – бюджеты освоены, откаты получены, все довольны. Ну и вы расслабьтесь, не для вас оно делалось. Все, что сейчас делается, делается не для кого-то, а только исключительно и единственно для Денег. Иные мотивирующие факторы в процессе эволюции были утрачены — как хвост у высших приматов. Последние рудименты и атавизмы уже засохли и скоро сами отвалятся.

20 комментариев

  1. Михаил

    Сильно, Док! Люблю твои пространные рассуждения. Молодец. Давно такого не рождал.

  2. Алексей

    Гы, по наивности думал что тема закрыта Пелевиным лет эдак с десять-пятнадцать назад)))

    ЗЫ Будучи классическим «манагером среднего звена» вынужден посещать различные тренинги, где вместо знаний и навыков вяло пытаются всучить замшелые лозунги. Да, и про мотивацию тоже. Типа деньги и должности — не могут быть НАСТОЯЩЕЙ мотивацией, НАСТОЯЩАЯ МОТИВАЦИЯ- это Гармоничное Саморазвитие Твоей Уникальной Личности в Нашей Прекрасной Компании)))

    • tesanoff

      Настоящие знания и навыки можно получить только у другого руководителя, который по каким-то причинам посчитал возможным ими поделиться. У тренера (за очень редким исключением) таких навыков быть просто не может; а как он сможет поделиться тем, чего у него нет?

  3. scout

    А я вот пошел вчера посмотреть вживую на этот ваш Highscreen. И что вы думаете? Еле нашел! В одной торговой точке из 20 есть вживую, а в остальных — «на заказ». А на заказ я и сам умею без посредников.

    Зато загадили своей рекламой весь интернет.

    • Владимир

      Да, и я не сразу нашел. Но все таки набрел на точку, там хайскринам посвящена целая витрина, и ассортимент немалый.

      • Николай

        dns-shop.ru, в левом верхнем углу выбираете город. У нас в области из 5ти городов в 4х есть магазин днс, там выбор хайскринов штук по 10 разных.

    • glider

      а у нас в Западной Сибири их завались. Штук 10 разных на витрине стоит… Отзывы только противоречивые.

  4. Paganel

    Если бы все было так просто — «Отчеты и откаты». Все продажные. Всех пересажать и дело с концом. Но все гораздо сложнее и потому бороться с этим сложно и практически невозможно.
    А называется это «воспитание спроса» в том числе и на саму себя рекламу.Создание спроса на товар, который покупателю не нужен. Ведь продавать ненужное гораздо выгоднее, чем нужное. Нужным пользуются долго, а ненужное, порадовавшись покупке, кладут на полочку и уже готовы покупать еще что ни будь.
    Но это тема для отдельной большой статьи.

    • Semiurg

      И я ее давно уже написал. Да и не один раз…
      http://semiurg.ru/2009-04-24/vau-faktor-ili-potrebitelskaya-addikciya/

  5. b1

    Т.е., если помотреть на ситуацию более глобально, где банки являются хозяевами крупных бизнесов и выбрасывают деньги на рекламу без всякой обратной связи с ее результатами, добавив сюда еще, что банки зарабатывают в общем с % по ссудам тех самых массовых потребителей рекламы, получится, что человечество, в общем, само выделяет часть своих ресурсов (таким хитрым способом через ссуды-банки-бизнесы-менеджеров с откатами) на то, чтоб забивать непонятного предназначения роликами теле- радио- передачи и украшать плакатами улицы.. Интересно, если отбросить всю шелуху и оставить только это, что ж там такого в этой рекламе, что оно так человечеству надо — натурально ведь из всех щелей лезет ? Хз, наверно, жизнерадостность и улыбки — это, в принципе, то что есть в любой рекламе и то, чего людям не хватает ? Епть, никогда раньше об этом не задумывался, интересно получается..

  6. andyred

    Мы, как маленькая компания, всвязи с кризисом стали вполне себе матом разговаривать с рекламщиками, они ведь и в конторы без мыла лезут…

    Разговор простой, делаете рекламу за свой счет, если растут продажи (статистика открыта и определяется в договоре) получаете долю.

    Роста нет — идете нах…

    Разделим риски, господа. Ха, сливаются сразу и автоматически, это жъ работать надо.

    Зато столько денег сэкономили.

Оставить комментарий

Новая книга

 

Календарь Мизантропа