Я много писал о проблемах дистрибуции электронной литературы. Ведь совершенно очевидно, что, как бы не стонали сторонники теплого лампового запаха переработанной целлюлозы, уже в самом ближайшем будущем коммерческие книги будут преимущественно электронными. Конечно, бумажные останутся — как остались винил и фотопленка. В узких нишевых секторах они будут незаменимы, но о массовых продажах придется забыть. Это не хорошо и не плохо, это жизнь. Поэтому проблему "как заставить читателя купить то, что он может взять бесплатно" придется решать в самое ближайшее время. Причем, решение это очевидно есть — при цене электронной книги в районе ста рублей, вопрос оплаты скорее лежит не в плане финансовом, а в плане формирования потребительского паттерна.

Прекрасный пример такого формирования — рынок мобильных приложений. На апсторе и гуглплее прекрасно продается то, что еще недавно казалось исключительно пиратской вотчиной — программы и игры. При том, что (по крайне менее для андроида) большинство востребованного платного софта можно без проблем найти в ломаном виде. Но адекватная цена и легкость покупки творят чудеса — человек с легкостью расстается с сотней рублей, если это сделать удобно, приятно и весело. В идеале, купить книжку должно быть так же легко, как поставить "лайк" в фейсбуке. Но это еще не все. Важно создать не только удобство покупки, но и стимулирующую к ней среду. Поэтому всевозможные сервисы "для читателей" приобретают важнейшее значение. Не то чтобы я считаю их панацеей, но это несомненно шаг в нужную сторону. Я слежу за их развитием, но пока идеального не встретил. А между тем, меня на днях попросили высказать свое мнение об одном из них — http://readrate.com. Я некоторое время поизучал его и готов высказаться.

Первое и самое важное, что стоить все время помнить при работе с сервисом — что он создан не книжным дистрибьютором, вроде Амазона или Литреса, а производителем и продавцом ридеров "PocketBook International S.A.", владельцем бренда PocketBook. Я с ними заобщался в процессе тестирования весьма неплохой читалки и уже тогда, находящийся еще в "бете" сервис меня заинтересовал. Теперь Readrate допилили до полного функционала, и можно уже говорить о том, что же он собой представляет.

Скриншот 2014-05-27 17.26.44

Сайт приятного и современного, хотя и неоригинального дизайна (шаблон один в один как у tjournal). Движок — Nginx + Apache + Memcached + PHP + Gearman>. Юзабилити приличное, все достаточно логично и понятно. Можно попридираться к мелочам, но, право, они того не стоят.

Логиниться удобно своим соцакаунтом — все основные социалки представлены (Facebook, LinkedIn, Twitter, «Вконтакте» и «Одноклассники»). Вообще, в идее сервиса заложена глубокая интеграция с соцсетями и, хотя можно завести логин просто емейлом, тогда значительная часть удовольствия утрачивается. Поскольку Readrate заявлен как проект, который "сочетает в себе рекомендательный сервис и социальную сеть", то расширить социальную составляющую до ведущих соцсетей очень логично. В чем это выражается? Ну, например, в предложениях расшарить свои отметки прочитанных книг в Фейсбуке:

Скриншот 2014-05-31 12.31.51

Это правильно — зачем повторять то, что уже сделал господин Цукерберг?

Социальные же функции, включенные на самом сайте, небогаты — отметить "я читаю" и "я прочитал" на книге, которая есть в списке сайте, и оставить к ней комментарий. Ну и поделиться всем этим с друзьями, конечно — есть ненулевые шансы, что, если вы будете пользоваться перепостом в фейсбук, то часть ваших друзей тоже начнет пользоваться сервисом и у вас установится уютный междусобойчик, в котором можно делиться впечатлениями о книгах.

Скриншот 2014-05-30 10.00.00

Ну или можно просто оценивать труды Иммануила Канта, чтобы все думали, что вы его правда читали. (Пока что моя рекомендация Канта там первая :) )

Скриншот 2014-06-02 12.13.40

Впрочем — "Если пользователь не забывает отмечать на своей странице любимые произведения и понравившихся авторов, то со временем система сможет предложить книги, которые совпадают с его интересами" — сообщает нам пресс-релиз. Так что с Кантом все-таки аккуратнее. :)

Еще одни важный момент — сайт не является книжным магазином или библиотекой. На нем не размещены книги, и на нем нельзя их купить. Если таковое желание у вас возникнет — вас отправят в онлайн-магазины:

Скриншот 2014-05-31 12.23.22

Первым среди которых будет, безусловно "Букленд" — собственный магазин PocketBook-а. Ну, если, конечно, если эта книга там есть. Если нет — отправят туда, где есть. Особенно трогательно выглядит предложение купить книгу в бумаге:

Скриншот 2014-05-31 12.32.55

Книги систематизируются по жанрам:

Скриншот 2014-05-31 12.24.33

..по популярности, по обсуждаемости и так далее. Но, увы, не по сериям. То есть, например, если мы находим поиском по автору Дивовскую "Даму с собачкой", мы никак не можем понять, что это часть цикла, причем не первая.

Скриншот 2014-05-31 12.29.57

Как по мне, это недоработка. Вообще, книги на странице автора не систематизированы ровно никак.

Скриншот 2014-05-31 12.29.24

А ведь это главный метод выбора — прочитал, понравилось, пошел искать "а что Дивов написал еще?" Открываешь страницу автора — а там полный винегрет.

Что еще? Есть рекомендации неких "известных персон". (Я не знаю, кто это, но эту даму определенно где-то видел):

Скриншот 2014-05-31 12.22.50

В общем, как по мне — это не лучший способ выбора "что почитать" — тут даже родная жена имеет вкусы отнюдь не совпадающие с моими, с чего мне подойдет выбор каких-то посторонних людей? Но, в принципе, почему бы и нет? Если вы совсем в затруднении, чем себя развлечь, то это определенно не хуже, чем бросать монетку.

Кроме этого на сайте регулярно публикуются всевозможные новости из мира книг и некоторые, небезынтересные кстати, статистические материалы. Например, рейтинг "самых недочитываемых книг", я проглядел с любопытством.

Скриншот 2014-05-31 12.26.38

Если вы не будете сильно возражать, все интересное вам будут присылать и на почту:

Скриншот 2014-05-30 09.59.49

И, конечно, наиважнейшая особенность сервиса — его встроенный клиент на ридерах PocketBook. То есть, чтение книги и реакция на не разнесены по времени и разным устройствам. Можно отправить цитату прямо в процессе чтения, например — на сайт и в свой фейсбук одновременно. Вот подробная видеопрезентация этого функционала:

Это ценная возможность, которая может послужить как стимул использования ридеров именно этой компании. (Как я понимаю, в этом и состоит основная мотивация сервиса). Делиться цитатами и своими мыслями прямо в процессе чтения — это отличный вариант социализации. Это, как мне кажется, лучшая идея во всем проекте. (Особенно если вы создадите для нее среду, пригласив в Readrate побольше друзей, разделяющих ваши книжные предпочтения). Пока что число пользователей не впечатляет:

Скриншот 2014-05-27 17.53.31

Но не стоит забывать — он только что стартовал.

Выводы:

Что можно сказать о моем впечатлении? Хорошая попытка. Железной уверенности, что это вот так прям "взлетит" и кардинально что-то изменит у меня нет. Чего-то во всем этом не хватает, какой-то волшебной "изюминки" — к сожалению, понятия не имею какой. Ее не хватает у всех. Тот, кто найдет эту изюминку для книжного рынка, тот и озолотится так, что Цукерберг от зависти сгрызет главный кабель главного сервера фейсбук. Но направление, похоже, перспективное — на днях мой киндл автоматически обновил прошивку, и в нем волшебным образом появился аналогичный сервис GoodReads. К сожалению, для русского пользователя он бесполезен чуть более чем совсем, но…

Тенденция, однако.