Мой друг пишичитай…

Я много писал о проблемах дистрибуции электронной литературы. Ведь совершенно очевидно, что, как бы не стонали сторонники теплого лампового запаха переработанной целлюлозы, уже в самом ближайшем будущем коммерческие книги будут преимущественно электронными. Конечно, бумажные останутся — как остались винил и фотопленка. В узких нишевых секторах они будут незаменимы, но о массовых продажах придется забыть. Это не хорошо и не плохо, это жизнь. Поэтому проблему "как заставить читателя купить то, что он может взять бесплатно" придется решать в самое ближайшее время. Причем, решение это очевидно есть — при цене электронной книги в районе ста рублей, вопрос оплаты скорее лежит не в плане финансовом, а в плане формирования потребительского паттерна.

Прекрасный пример такого формирования — рынок мобильных приложений. На апсторе и гуглплее прекрасно продается то, что еще недавно казалось исключительно пиратской вотчиной — программы и игры. При том, что (по крайне менее для андроида) большинство востребованного платного софта можно без проблем найти в ломаном виде. Но адекватная цена и легкость покупки творят чудеса — человек с легкостью расстается с сотней рублей, если это сделать удобно, приятно и весело. В идеале, купить книжку должно быть так же легко, как поставить "лайк" в фейсбуке. Но это еще не все. Важно создать не только удобство покупки, но и стимулирующую к ней среду. Поэтому всевозможные сервисы "для читателей" приобретают важнейшее значение. Не то чтобы я считаю их панацеей, но это несомненно шаг в нужную сторону. Я слежу за их развитием, но пока идеального не встретил. А между тем, меня на днях попросили высказать свое мнение об одном из них — http://readrate.com. Я некоторое время поизучал его и готов высказаться.

Первое и самое важное, что стоить все время помнить при работе с сервисом — что он создан не книжным дистрибьютором, вроде Амазона или Литреса, а производителем и продавцом ридеров "PocketBook International S.A.", владельцем бренда PocketBook. Я с ними заобщался в процессе тестирования весьма неплохой читалки и уже тогда, находящийся еще в "бете" сервис меня заинтересовал. Теперь Readrate допилили до полного функционала, и можно уже говорить о том, что же он собой представляет.

Скриншот 2014-05-27 17.26.44

Сайт приятного и современного, хотя и неоригинального дизайна (шаблон один в один как у tjournal). Движок — Nginx + Apache + Memcached + PHP + Gearman>. Юзабилити приличное, все достаточно логично и понятно. Можно попридираться к мелочам, но, право, они того не стоят.

Логиниться удобно своим соцакаунтом — все основные социалки представлены (Facebook, LinkedIn, Twitter, «Вконтакте» и «Одноклассники»). Вообще, в идее сервиса заложена глубокая интеграция с соцсетями и, хотя можно завести логин просто емейлом, тогда значительная часть удовольствия утрачивается. Поскольку Readrate заявлен как проект, который "сочетает в себе рекомендательный сервис и социальную сеть", то расширить социальную составляющую до ведущих соцсетей очень логично. В чем это выражается? Ну, например, в предложениях расшарить свои отметки прочитанных книг в Фейсбуке:

Скриншот 2014-05-31 12.31.51

Это правильно — зачем повторять то, что уже сделал господин Цукерберг?

Социальные же функции, включенные на самом сайте, небогаты — отметить "я читаю" и "я прочитал" на книге, которая есть в списке сайте, и оставить к ней комментарий. Ну и поделиться всем этим с друзьями, конечно — есть ненулевые шансы, что, если вы будете пользоваться перепостом в фейсбук, то часть ваших друзей тоже начнет пользоваться сервисом и у вас установится уютный междусобойчик, в котором можно делиться впечатлениями о книгах.

Скриншот 2014-05-30 10.00.00

Ну или можно просто оценивать труды Иммануила Канта, чтобы все думали, что вы его правда читали. (Пока что моя рекомендация Канта там первая 🙂 )

Скриншот 2014-06-02 12.13.40

Впрочем — "Если пользователь не забывает отмечать на своей странице любимые произведения и понравившихся авторов, то со временем система сможет предложить книги, которые совпадают с его интересами" — сообщает нам пресс-релиз. Так что с Кантом все-таки аккуратнее. 🙂

Еще одни важный момент — сайт не является книжным магазином или библиотекой. На нем не размещены книги, и на нем нельзя их купить. Если таковое желание у вас возникнет — вас отправят в онлайн-магазины:

Скриншот 2014-05-31 12.23.22

Первым среди которых будет, безусловно "Букленд" — собственный магазин PocketBook-а. Ну, если, конечно, если эта книга там есть. Если нет — отправят туда, где есть. Особенно трогательно выглядит предложение купить книгу в бумаге:

Скриншот 2014-05-31 12.32.55

Книги систематизируются по жанрам:

Скриншот 2014-05-31 12.24.33

..по популярности, по обсуждаемости и так далее. Но, увы, не по сериям. То есть, например, если мы находим поиском по автору Дивовскую "Даму с собачкой", мы никак не можем понять, что это часть цикла, причем не первая.

Скриншот 2014-05-31 12.29.57

Как по мне, это недоработка. Вообще, книги на странице автора не систематизированы ровно никак.

Скриншот 2014-05-31 12.29.24

А ведь это главный метод выбора — прочитал, понравилось, пошел искать "а что Дивов написал еще?" Открываешь страницу автора — а там полный винегрет.

Что еще? Есть рекомендации неких "известных персон". (Я не знаю, кто это, но эту даму определенно где-то видел):

Скриншот 2014-05-31 12.22.50

В общем, как по мне — это не лучший способ выбора "что почитать" — тут даже родная жена имеет вкусы отнюдь не совпадающие с моими, с чего мне подойдет выбор каких-то посторонних людей? Но, в принципе, почему бы и нет? Если вы совсем в затруднении, чем себя развлечь, то это определенно не хуже, чем бросать монетку.

Кроме этого на сайте регулярно публикуются всевозможные новости из мира книг и некоторые, небезынтересные кстати, статистические материалы. Например, рейтинг "самых недочитываемых книг", я проглядел с любопытством.

Скриншот 2014-05-31 12.26.38

Если вы не будете сильно возражать, все интересное вам будут присылать и на почту:

Скриншот 2014-05-30 09.59.49

И, конечно, наиважнейшая особенность сервиса — его встроенный клиент на ридерах PocketBook. То есть, чтение книги и реакция на не разнесены по времени и разным устройствам. Можно отправить цитату прямо в процессе чтения, например — на сайт и в свой фейсбук одновременно. Вот подробная видеопрезентация этого функционала:

Это ценная возможность, которая может послужить как стимул использования ридеров именно этой компании. (Как я понимаю, в этом и состоит основная мотивация сервиса). Делиться цитатами и своими мыслями прямо в процессе чтения — это отличный вариант социализации. Это, как мне кажется, лучшая идея во всем проекте. (Особенно если вы создадите для нее среду, пригласив в Readrate побольше друзей, разделяющих ваши книжные предпочтения). Пока что число пользователей не впечатляет:

Скриншот 2014-05-27 17.53.31

Но не стоит забывать — он только что стартовал.

Выводы:

Что можно сказать о моем впечатлении? Хорошая попытка. Железной уверенности, что это вот так прям "взлетит" и кардинально что-то изменит у меня нет. Чего-то во всем этом не хватает, какой-то волшебной "изюминки" — к сожалению, понятия не имею какой. Ее не хватает у всех. Тот, кто найдет эту изюминку для книжного рынка, тот и озолотится так, что Цукерберг от зависти сгрызет главный кабель главного сервера фейсбук. Но направление, похоже, перспективное — на днях мой киндл автоматически обновил прошивку, и в нем волшебным образом появился аналогичный сервис GoodReads. К сожалению, для русского пользователя он бесполезен чуть более чем совсем, но…

Тенденция, однако.

9 комментариев

  1. Алекс

    Уже давно пользуюсь livelib.ru — похожий сервис с большой аудиторией, отличной базой книг и возможностью добавлять свои записи. Интеграции с читалками, правда, я не заметил.
    Очень удобно вести дневник чтения и просматривать заметки к прошлогодним книгам, способствуя лучшему запоминанию.

  2. михаил

    Шляпа какая-то. Как и все соцсети. Вот объясните мне, зачем делиться с кем-то названиями прочитанных книг? Зачем оставлять комментарии (ага, комментарии Васи Пупкина к Достоевскому), зачем выкладывать куда-то цитаты? Почему само по себе чтение перестаёт устраивать людей?

    • dummy-bear

      Вы никогда не обсуждаете прочитанные книги с друзьями? Не цитируете свежепрочитанное с восхищённым комментарием «эка он завернул!»? Ну что же, может хотя бы на уроках литературы в школе доводилось участвовать в обсуждении «что этим хотел сказать автор»? А то ведь как-то совсем асоциально получается.

      • михаил

        В школе обсуждал, ибо заставляли. А сейчас у меня нет совершенно никакой надобности делится с кем-то прочитанными книгами. Да и не поймёт большинство. Я по несколько раз перечитываю нашу классику. Мало кому это интересно.

    • MadRat

      Может быть потому, что сейчас пытаются писать все. И найти островки стоящих для прочтения произведений в окияне-море безвкусного графоманства с помощью таких ресурсов значительно проще. Например. Если-бы друг в свое время не рекомендовал-бы мне одну из книг Терри Прачетта посредством приведения в разговоре пары цитат, я-бы так никогда и не познакомился с творчеством этого Мастера. Просто потому, что иллюстрации и аннотации к его произведениям вызывают у меня идиосинкразию. Веллера в продаже я вообще не встречал, да на интернет — ресурсах он не «раскручен». Да примеров и еще множество могу привести.

  3. YYYYY

    На днях наблюдал английских туристов в отеле в Испании. Все читали бумажные.

    В основном с главным тезисом я согласен, но интересно было бы знать ваше, Павел, мнение по ряду деталей:

    1. под «коммерческой литературой для читалок» мы сейчас понимаем Толстого — Донцову — Айн Рэнд. Т.е. много букв и мало форматирования.
    Любая книжка с картинками — чертежами — картами требует специального форматирования под читалку, да и непростых читалок.
    Как вменяемо реализовать на читалке складную вклейку в энциклопедии?
    Причем читалка — мобильный девайс ограниченных размеров (до А4) в отличие от стационарного экрана, где сколько денег, столько дюймов.

    2. Цена электронной книги на том же амазоне часто сравнима с ценой на бумажную ($10+, никак не 100р.). Интуитивно мне это не нравится, хотя, возможно, так и надо. Как по-вашему?

    3. многих книг просто нет в легальном электронном виде. как быть?

    • Павел Иевлев

      1. Под «коммерческой литературой» мы понимаем ту литературу, которая лидирует в рейтингах продаж. То есть, на сегодняшний день, фантастика, детективы, женские роман и т.д.. Техническая литература и энциклопедии составляют ничтожную долю рынка и останутся на какое-то время исключением. Однако неизбежен момент, когда их верстку будут подстраивать под формат читалок, а не наоборот. Думаю, поворотным будет день, когда электронными станут школьные учебники. Пока против этого костьми легло издательское лобби, раз за разом проваливая законопроект, и дети вынуждены таскать в ранцах десять кг бумаги, но рано или поздно разум восторжествует.

      2. Амазон рассчитан на американского читателя, для которого 10 баксов, как для нас сто рублей. Цена электронной книги формируется только одним фактором — сколько читатель готов за нее заплатить. Заломи больше — и он уйдет к пиратам.

      3. Засовывать такие книги в сканер и выкладывать текст на флибусту 🙂 Тогда правообладатель поймет, что у него мимо носа уходят деньги, и позаботится об электронном издании. 🙂

      • Александр

        Если разрешите встрять, добавлю свои пять копеек:
        1 Для книжек с картинками и чертежами давно сущесвуют форматы с «фиксированной» вёрсткой — epub3 и kindle8 делать их ни чуть не сложнее чем стандартный epub или mobi, очень большая «вклейка» может быть сделана в виде слайдшоу либо в виде изображения со встроеным зумом, технически тоже не представляет особой проблемы, для айпадов и айфонов делается вообще с помощью встроенной в соответвующий редактор функции за 10 секунд, для андроида сложнее но тоже не бином Ньютона.
        2 Цена электронной книги на Амазоне определяется исключительно авторм/издателем, полно книг за 99 центов, разрешил бы Амазон выставлять бесплатно — было бы полно бесплатных. Вопрос исключительно в соотношении количесвто продаж/цена. Серьёзные издательства легко вычисляют что им выгоднее продать 1000 книг за 10$ или 5000 книг за 1 доллар и соответственно регулируют цену.
        3 В электронном виде обычно отсутствуют книги не востребованные коммерчески в массовом количестве, то есть «штучный товар», универсальной рекомендации быть не может, но если есть возможность вступить в контакт с издателем или автором, то можно сравнительно просто оцифровать бумажное издание либо, если есть рукопись в текстовом формате — конвертировать в электронный формат. На западе кстати вовсю развернулись цифровые библиотеки, не пиратские а именно цифровые версии локальных библиотек в том числе и со старыми изданиями, причём бесплатные, то есть если ты имеешь членскую карточку заходишь на сайт библиотеки и скачиваешь бесплатно на 2 недели электронную версию книги.

Оставить комментарий

Новая книга

 

Календарь Мизантропа