Глава 8. Пиздеть команды не было!

УАЗдао – как гайка с левой резьбой.

Показывает, что привычные действия не всегда правильные.

Глава 8. Пиздеть команды не было!

Дневник наблюдений за природой

Детсадовские дети орут гораздо громче домашних. Во все моменты жизни: в играх, общении, радости и горе — они «берут на голос». Когда ежедневно делишь пространство взаимодействий с тремя десятками таких же сгустков эмоций, то преимущественное внимание получает самый громкий. Хочешь, чтобы тебя услышали, — вопи! Громче! Еще громче! Если бы не физиологические ограничения, они бы выносили окна звуковой волной, потому что каждый издает звук той громкости, на какую способен. По максимуму. У воспитателей к пенсии, наверное, слух садится как у артиллеристов. А способность игнорировать громкие звуки вырабатывается в первую же неделю. Они могут, пожалуй, на аэродроме спать.

С родителями та же фигня.

 — Ты меня не слушаешь!!! — орет ребенок. — Я хочу мороженого!!! Мааааамааааа!!! Хаааачуууу!!!!

— А? Дорогой, ты что-то сказал? — рассеяно оборачивается мать, когда дитя от акустического воздействия переходит к мануальному, дергая ее за руку.

Ребенок не «сказал». Он вопил так, что в магазине все непроизвольно присели, ожидая то ли ракетного удара, то ли падения метеорита размером с пиздец. Видимо, мозоль на акустическом нерве мамы отсекает детский ор. Эти вопли не нарушили ее внутренней тишины.

— Ты сегодня уже ел мороженое, зайчик. Хватит. А то опять диатез будет.

 Ребенок моментально прекращает орать. Он вовсе не настроен на скандал, как можно было подумать. Он пытался донести информацию. Донес, получил реакцию, принял к сведению, замолк. До следующего раза.

Он понесет эту модель поведения по жизни, уверенный, что на людей надо орать, чтобы тебя хотя бы услышали. И орать еще громче, чтобы приняли услышанное к сведению. И сам не будет воспринимать сказанное нормальным голосом как значимое. Ведь если человеку действительно что-то надо — то он орет!

 

— Тупая толстая дура!

— Инфантильный мудак! И кто еще толстый? Ты свой хуй когда в последний раз без зеркала видел?

— А твоя жопа уже и в зеркале не отражается! Не входит! Корова ты кривоногая!

— А ты козел тупорылый! И руки из жопы, и зарплата — сказать стыдно!

— Пизда с ушами!

— Гондон штопаный!

— Пошла нахуй!

— Сам пошел!

 Кажется, что люди, публично бросающиеся такими оскорблениями, должны либо перейти к рукоприкладству уровня «в живых останется только один», либо немедля расстаться навеки. Но эти продолжают идти по магазину рука об руку, дежурно складывая в общую тележку продукты. Они настолько привыкли оскорблять друг друга, что даже самые черные слова выражают на самом деле «мы устали и слегка раздражены». Не более того. Послав друг друга нахуй, они не разведутся. Они даже не поссорятся. То, что вынужден выслушивать весь магазин, — это не ссора. Они так живут. На повышенном уровне эмоциональной громкости. Страшно подумать, как им придется выражать друг другу действительно сильное недовольство. И совсем не хочется думать о том, какую норму поведения усвоят их дети. Видимо они и сами росли в атмосфере постоянной эмоциональной зашумленности, и, чтобы выразить на ее фоне какую-то эмоцию, ее приходилось оформлять действительно энергично.

 

В какой-то момент общество, где вызывают на дуэль за недостаточно вежливый взгляд, превращается в общество, где пропускают мимо ушей «пошелнахуйпидорас». Дрейф общественных норм. В конце концов, чтобы донести до оппонента свое неудовольствие, его приходится просто убить. И так мы диалектически возвращаемся к ситуации дуэлей за косой взгляд.

Знаете, с чего начинается УАЗдао? С тишины.

 Это не отсутствие звуков, а выныривание из мутного информационного потока, который непрерывно хлещет нам в глаза и уши с давлением сто гигабит в секунду. Сначала это странно и даже немного раздражает, но смартфон не взять руками в масле, а его экран не отзывается на рабочие перчатки. А потом в этой непривычной тишине внезапно начинаешь слышать себя.

 Мы отучились слышать себя и быть собой. Мы стали устройствами потребления не только товаров, но и информации, которая тоже товар. Наше внимание — валюта, за которую бьются тысячи генераторов информационного шума, от таргетированной рекламы до политических пропагандонов. Мы уже не замечаем этого, как не замечают рева взлетающих самолетов живущие возле аэропортов, но наши входные каналы постоянно перегружены непрекращающейся DDOS-атакой. Если мы к ней привыкли, это не значит, что на ее блокирование не расходуются душевные и интеллектуальные ресурсы. Тем более, что тысячи неглупых людей, вооруженных всеми достижениями психологии и информационных технологий, огромными медийными мощностями и почти безграничными бюджетами, постоянно придумывают новые способы взломать вашу защиту и гаркнуть в ваше ухо так, чтобы вы, наконец, услышали именно их «КУПИИИИ!!!» среди других аналогичных призывов.

«Как победить баннерную слепоту? Мы знаем способ!» — пишет мне неведомый рекламный бот. Знаете, что такое «баннерная слепота»? Это когда ваш мозг вычеркивает рекламу из окружающего мира. У нас эволюционно выработалось новое видовое умение — встроенная в башку баннерорезка. Но они знают способ. Они всегда что-то придумывают. Через страх, жадность, социальные или половые инстинкты они достучатся. Почему на рекламе бетона голая баба? Потому что этот входной канал у нас еще не до конца закрыт. Мы все еще любим секс, и привлекательный в этом плане объект заставляет глаз дернуться в его сторону. Не знаю, что с нами будет, когда мы усвоим, что там просто бетон.

Психологи говорят, что подростки теперь почти не общаются, гораздо меньше стремятся к дружбе и даже к сексу.  Они с детства привыкли к тому, что их внимание — ценность, которую каждый желает похитить, и инстинктивно оберегают себя от любых близких контактов. Замкнутость и неконтактность цифрового поколения порождена в том числе и этой причиной — хотя и не ей одной.

Бесконечная борьба брони и снаряда в информационном пространстве помимо неприятного выхолащивания и замыливания межличностного общения приводит к неосознаваемой, но тяжелой фоновой информационной утомленности. Мозгу становится тяжело думать, он слишком занят самоочисткой от летящего в него потоком говна. Поэтому вокруг столько агрессивных ебанатов — перегрузка и без того невеликих мозгов вызывает сбои в работе предохранительных систем.

И самое неприятное, на мой взгляд, что человек постепенно теряет границы между собой и этим потоком. Границы размываются, и он уже не может отделить себя от шума. Забывает, где он и где то, что ему льют в уши. Не может отличить внутренний голос самого себя от внедренных голосов с их непрерывным бормотанием «купи-купи-купи... ну купи же!». Так и задумано — чтобы человек принимал чужое желание его денег за свое желание товара, чужое желание его внимания за свой интерес, чужое мнение за свои выводы. Искренне считал, что новый ноутбук изменит его жизнь, девочки немедленно дают тем, у кого новая машина, во всех его бедах виновата неправильная страна, а новая версия телефона превратит его в новую улучшенную версию самого себя.

Куда при этом денется он сам — всем насрать.

Непрерывный шум нужен для того, чтобы вы, не дай бог, не задумались. Ведь стоит на секунду остановиться, сосредоточиться и спросить у себя: «А я, правда, верю во всю эту херню?» — как тут же приходит ответ: «Нет, конечно, что за чушь!» И тут возможен следующий социально-опасный логический шаг: «И нахера я тогда все это делаю?» Чтобы его не допустить, запущена на полную мощность вся эта скрежещущая мозгорубка, исключающая даже саму возможность задуматься.

 Я уже писал, что мышление — энергозатратный процесс. Поэтому имея спектр готовых ответов на все вопросы, мозг не станет тратить энергию на размышления. Вот же, внизу, под задачей, карандашиком подписано: «Икс равно купи-купи-купи!» Значит, думать не надо, надо идти покупать! Ты чертов умник, который хочет «свое решение»? Ну ладно, вот тебе совершенно свободный, принципиальный, достойный мыслящего человека выбор между «яблоком, которое уже кто-то ел» и «сам-себе-сунгом»! Ты можешь принять это важное и ответственное решение совершенно самостоятельно! Главное — не задумывайся, на кой хер тебе вообще таскать в кармане доставщик рекламы ценой в подержанный автомобиль, который еще и стучать на тебя будет за твои же бабки.

Сейчас редко кто может позволить себе тишину. Потребление информации настолько плотно вплели в нашу жизнь, что выпутаться очень сложно. А для среднего человека — не анахорета, живущего в тайге, хуем шишки околачивая, а горожанина, включенного в бессмысленные процессы офисной псевдозанятости, — невозможно.

 Среди кучи ложных, внедренных в общество потребностей одна из самых навязчивых — потребность в информационном потоке. Мы одновременно отгораживаемся от него, городя плотные фильтры невнимания, — и не можем без. Это как человек, слишком долго просидевший рядом с самолетной турбиной. Он ее уже не слышит, он привык фильтровать ее звук, но, если ее выключить, он окажется в жутком стрессе и дискомфорте, как внезапно оглохший.

 Знаете популярную застольную игру? Когда в компании, собравшейся в ресторане выпить и потрындеть, все кладут телефоны на стол. Кто первый к нему потянется — тот платит по счету. И знаете что? Во-первых, такой обязательно находится. Во-вторых, как только он снял это проклятие, все тут же хватают телефоны и утыкаются в них.

Там нет ничего особенно интересного, действительно смешного, и уж тем более важного. Все важное, что случится в ближнем и дальнем от вас мире, вы так или иначе узнаете. Но сформированная привычка листать новости, новости, новости...

Что такое типичная новость?  Это что-то, что никак вас не касается, случилось в месте, где вы не можете оказаться даже случайно, с людьми, о которых вы впервые слышите. Но вы потратили на это пару минут своей единственной жизни, не будучи даже уверены, что это не последние ее минуты. Если помрете в этот момент, подавившись оливкой, то последнее, что узнаете — негры в стране, которую вы и на карте не найдете, озалупили других негров, чтобы очередная транснациональная корпорация сэкономила на добыче редкозема, название которого вы забыли еще до того, как оливка перекрыла ваши дыхательные пути.

 Оно вам реально было надо?

Важная информация — это нечто, требующее вашей немедленной реакции. Вы можете повлиять на цену нефти и газа? Так хули вы сидите? Бегом влиять! Не можете? В этом случае вам должно быть глубочайше похуй, почем там нынче баррель «уралс». Так же похуй, как новость о том, что сомалийские пираты натянули на кукан очередной сухогруз, а в государстве Науру (спорим, вы понятия не имеете, где это) произошло землетрясение. Но вы отчего-то снова и снова читаете сотню одинаковых новостей про нефть, пиратов и землетрясение, тратя на это каждый день несколько часов стремительно тающей вашей жизни. И никто не знает, в каком именно стакане ждет его та самая оливка.

ГЕОГРАФИЯ – искусство росписи глобусов.

#СловарьМизантропа

Вы просто раздаете свое внимание людям, которые на нем зарабатывают. Все, что написано в СМИ любого рода, имеет только одну цель — продать вас рекламодателю. Кусок вашего внимания, несколько минут вашей жизни.

НИКАКОЙ ДРУГОЙ ЦЕЛИ НЕТ!

По совести, кликбейт должен быть уголовно преследуем по той же статье, что и гоп-стоп. Вас подловили на кричащий заголовок и, оглушив из-за угла эмоциональной картинкой, украли у вас кусочек вашей жизни. Понесли бегом сдавать добычу скупщику краденого времени — рекламодателю. Он покупает вашу жизнь, чтобы потом отбить затраты с прибылью — вашими же деньгами.

Вам это не кажется странным, нет?

 Не отвечайте, я знаю, что не кажется. Привычный абсурд не удивляет. Главное — над ним не задумываться, чтобы не осознать его абсурдность. Поэтому вас долбят, долбят, долбят по голове никчемной информацией, выколачивая из нее всякую возможность подумать. Только вы было почти что призадумались — опа! Оповещение! Дзынь! Баррель-то вон чего! А негры? Вы, сука, слыхали, что там негры? А ну быстро зырить негров! И вы снова булькнули туда с головой. Через некоторое время способность задумываться, а не хвататься за расставленные повсюду готовые, но ни на что не отвечающие ответы, просто атрофируется.

— Скажи нам, Мастер, — спросили Мастера как-то, — а кто будет следующим президентом?

— У нас есть президент? — рассеянно спросил Мастер, наживляя гайку на коллекторе.

— Как?  — удивились спросившие. — Ты не знаешь про президента?  Но ведь из каждого утюга...

— А где вы видите тут утюг?

 

И то верно, нафига утюг в гараже-то?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: