По дешевке

Поскольку в автомобилях я профессиональный эксперт, то вопросы «какую машину купить» мне задают постоянно. И в ЖЖ, и в аське, и в почте, при личной встрече. Я, надо сказать, эти вопросы не люблю – поскольку никакого правильного ответа на них не существует в принципе. Любой автомобиль имеет свои достоинства и недостатки – причем то, что один пользователь сочтет недостатком, для другого будет достоинством и наоборот. Люди-то тоже все разные, и задачи перед машинами ставят каждый свою. Одному – на дачу по чернозему, другому – по Москве до офиса. У одного жена и кошка, а у другого – семеро по лавкам и теща на 150 кило. Опять же, фактор везения – бывает, что и разнадежнейшая немецкая модель, знаменитая своей неубиваемостью, у кого-то будет сыпаться, как просо из дырявого мешка. А бывает, что и капризная, как институтка, итальянская экзотика у кого-то ходит годами, только масло меняй. В общем, фиг ты угадаешь, будь хоть какой эксперт – и будешь потом крайним на долгие годы, если человек по твоему совету влетит. А оно мне надо?

Однако, чтобы от меня немножко со всем этим отстали, рискну, развернув и дополнив, вынести из комментов некоторые общие рекомендации для одного частного случая. Человек спрашивает совета в покупке подержанной машины до 100 тысяч рублей. Поскольку таких людей довольно много, то, может быть, мои обобщения кому-то пригодятся.

Прежде всего, надо понимать, что машина до 100 тыщ — это ведро на колесах. Практически без исключений. Те самые архетипические истории: «Ездил дедушка, раз в месяц, на дачу, летом, по асфальту, недалеко» — с кем-нибудь наверное случаются, но рассчитывать на такое везение не стоит — если, конечно, вы не из тех людей, которые находят на улицах полные баксов кошельки и постоянно выигрывают в лотерею. Поэтому машина обязательно будет ломаться. Причем, большинство поломок произойдет в первые три месяца владения – потому что продавец тоже человек, и подходил к текущему ремонту по принципу «все равно продавать». Так что, если вы берете машину за 100 тыщ, у вас должно быть в загашнике еще тыщ 30 на ремонты. Если у вас всего 100 тысяч — берите машину за 70. Лучше машина поменьше и постарше, но которая ездит, чем более дорогая и свежая недвижимость.

Поскольку машина будет ломаться, то брать надо аппарат, который ремонтопригоден и имеет доступные недорогие запчасти. Сразу скажу, что я в этом раскладе сторонник отечественной техники — если нет денег, то функциональность должна довлеть над удобством. Но, если нашемарки не позволяет религия, то нужно брать самые распространенные и простые иномарки, на которые валом недорогих запчастей и которые известны каждому гаражному сервису. В указанную ценовую категорию попадает второй Гольф, Ауди-80 «селедка», Пассат-3, Опель-кадет, форд-скорпио и так далее. Если переносите правый руль, то количество вариантов расширяется на целый набор тойот, мазд и ниссанов – но и тут надо смотреть те модели, которых много на вторичном рынке – чтобы не пришлось заказывать любую хню из Японии. Конечно, в чем-то приятно стать обладателем эксклюзива, который в наших краях никто и в глаза не видел, но учтите, что застывать в изумлении будут не только девушки на улицах, но и механики в сервисах и, что самое неприятное, продавцы в магазинах запчастей. Кроме того, для вас окажутся бесполезными места паломничества владельцев старых машин — разборки. Вероятность того, что еще один экземпляр этакого эксклюзива готов стать донором, близка к нулю. Конечно, большинство экзотик-каров уникальны не на все 100% — часть запчастей наверняка подойдет от других моделей того же производителя, но для выяснения этого факта вам придется изучить в машине каждую гайку и действовать в основном методом проб и ошибок.

Самая паршивый вариант — проблемные документы. В объявлениях о продаже часто попадаются такие безобидные на первый взгляд фразы, как: «белорусская регистрация», «продажа только по доверенности», «не растаможена» и так далее. Даже не звоните туда, как бы дешево вам эту фигню не предлагали. Все это означает, что машину вы фактически купить не можете. Можете отдать за нее деньги, можете даже на ней какое-то время ездить, а вот стать полноценным собственником — никогда. Не обязательно она именно краденая (хотя и этот вариант возможен) — может быть, она не прошла таможенную очистку, может быть, документы были утеряны, может быть, она столько раз перепродавалась по доверенности, что ее настоящего хозяина уже и днем с огнем не сыскать, может сгнили номера агрегатов. Любые действия по легализации такого автомобиля обойдутся дороже, чем он стоит. Легче выточить напильником коробку передач из цельного куска металла, чем одолеть государственную машину регистрации.

Еще одна распространенная ошибка – покупка мощной машины. Здесь читателя может одолеть законное недоумение: как же так, ведь мощный мотор — это хорошо! Да для того и покупается подержанная иномарка, чтобы забыть слабосильные «Жигули», как страшный сон! Однако не все так просто. Обратите внимание, как дешево ценятся совсем неплохие с виду мощные «БМВ». Машину родом из средины восьмидесятых легко купить тыщ за 70! Чем не вариант? Увы, дело в том, что на таких спортивных машинах уж точно катались не дедушки на дачу. Вот типичная биография такого автомобиля:
Первые пять лет на этом «БМВ» зажигал по автобанам Германии молодой успешный менеджер немецкой фирмы. Потом, году этак в девяностом, у него эту машину украли ушлые поляки и, перебив номера, продали российским бандитам. Те за хорошую взятку поставили ее на учет и гоняли на ней на свои «стрелки» и «разборки», иногда шпаклюя дырки от случайных пуль. Про состояние ее никто, естественно, не думал — жизнь бандита динамична, но коротка. Разбив в очередном приключении, они отдали ее за карточный долг бандитам помельче, те, еще раз ее стукнув, продали совсем задешево в автосервис, где рукастые механики, кое-как отрихтовав, продали ее снова — малолетнему любителю стритрейсинга. Этот юный гонщик жег на ней резину на дрэге, пока не спалил остатки моторесурса, и теперь предлагает ее вам. Так что этот автомобиль — скорее историческая реликвия трудной эпохи, нежели средство передвижения. Кстати, этот замечательный мощный мотор практически неремонтопригоден — во всяком случае, его восстановление будет стоить астрономическую сумму. Конечно, не всякая спортивная машина имеет именно такую тяжелую биографию, но общий принцип верен — от спорткаров надо держаться подальше. Их продают, только уездив насмерть, и они обязательно битые.

Не введитесь на престижные марки. На авторынке вам в изобилии предложат элегантные белые «Мерседесы» в двухсотом или стодевяностом кузове, наглухо уезженные польскими таксистами, крашенные веником поверх заклеенных скотчем дыр в порогах и имеющие подозрительную белорусскую растаможку. Объемные движки этих престижных некогда машин могут работать очень долго, несмотря на то что компрессия в цилиндрах уже не больше, чем в бутылке газировки, — но бензин они при этом будут жрать так, как будто в бензобаке дырка. Кроме того, любая запчасть на «Мерседес» будет стоить… как запчасть на «Мерседес».

И еще один очень важный момент: никаких наворотов типа ГУРа, автомата, кондиционера или замысловатого электропакета. Комплектация как можно проще! Все лишнее – источник поломок. Никаких нах турбомоторов!!! — турбины живут недолго и стоят как все остальное, вместе взятое. И – никакого тюнинга. Никаких самоблоков, зажатых подвесок, нестандартных рядов, перепрошитых мозгов, «горбатых» валов, нулевых фильтров и прочей околоспортивной херни — придется выкидывать и менять на стандарт. Да и вообще, при любых признаках «тюнинга» — обойдите этакое чудо стороной. Такие машины продают, только убив их в хлам.
Достаточно опасны дизеля – несмотря на всю их экономичность. У дизеля меньше моторесурс, а ремонт обходится в разы дороже. Кроме того, хорошего дизелиста еще пойди найди, а бензиновый мотор перетряхнут в любой гаражной шарашке.

Быть проще и скромнее – вот главный девиз того, кто покупает дешевую машину. Нужно отчетливо осознавать, что за эти деньги можно купить именно средство передвижения – неплохого качества жоповозку, — но отнюдь не средство удовлетворения амбиций.

PS
Крики: «А вот я купил Феррари за три рубля и счастлив» — можете оставить при себе. Перечитайте первый абзац.
Мои советы не являются гарантией от покупки говна на колесиках – всякие конкретный случай требует отдельного рассмотрения.

4 комментария

  1. Rinat

    С удвольствием прочитал почти все ваши статьи (особенно про типы людей внутри снаруэи автосервиса понравилось). Даже про путешествия неплохо написано…с удовльсьвием почитал бы и еще. Но вот тут меня что-то …хм…удивило…
    Читаю:
    «…Никаких нах турбомоторов!!! — турбины живут недолго и стоят как все остальное, вместе взятое..» Вот перечитал эту фразу несколько раз.. и хочу спросить: Как часто уважаемый автор видел ценник на турбины, чтобы уверенно так заявлять? Не беря в расчет эсклюзивные модели (кои и так не советуется брать), то какие примеры сподвигли Вас так утверждать?
    Моторы VAGa…(VW/Audi)…? Subaru(Европа/Америка), Volvo? Простите, но чего-то вы тут перебарщиваете изрядно. А уж в «родной» Вам Москве есть неплохие места где перебирают турбы с (!!!) проверочной балансировкой. Не говоря уже о замене картриджа на новый… кои сделает и ребенок.
    Как бывший владелец S4 /RS4 Audi (догадываетесь сколько нужно знать и уметь, чтобы это ПРАВИЛЬНО содержать?) , а теперь «тошнящий» на 3.0. ТДИ БМВ (X5 d E53)
    категорически не понимаю уверенности вышеприведенного утверждения.
    Тем паче что в многих старых машинах характеристики и замысел создателей авто отнюдь не преследовали спортивные лавры…

  2. kontrol

    Автор, про моторесурс дизелей категорически несогласен. при более низкой рабочей температуре масла и антифриза они меньше греются, соответственно, меньше вероятность перегреть мотор. далее — обратите внимание на МКМ у бензинового и дизельного автомобилей с одним и тем же объемом. у 1.8 бензина — МКМ на 3800об/мин, у 1.8 дизель — на 2300. меньше оборотов для достижения МКМ — меньше износ мотора. кроме того, дизтопливо обладает всилу своей физ. структуры еще и смазывающими свойствами. слабые места дизелей — топливный насос (не заправляйте абы где) и турбина, если мотор ею оснащен (ходит 200-300 тыс. км). в остальном дизель хорош и моторы ходят до капиталки по 500-700 тыс. км.

    • Semiurg

      Теоретически — все верно. Фактически — наоборот. Отечественная солярка и отечественное же раздолбайство в обслуживании убивают дизеля довольно быстро.

      • strelnikovvv

        согласен. смотрели на чудо дизельное — штаир, газ 560. дешёво, но узнали сколько стоит переборка (замена моноблоком, просто и без затей), с ценой моноблока как и самого дизеля в сборе, быстро одумались.

Оставить комментарий

Новая книга

 

Календарь Мизантропа