Проекты

«Волга»

«Волга» 1

Бывший предмет гордости и престижа жителей Кавказа и признак недосягаемой номенклатурной крутости советских чиновников, ныне «Волга» превратилась в автомобиль таксистов и пенсионеров. «Представительский седан» быстро утратил свою представительность, но остался большой и довольно крепкой машиной, что переместило его в сферу интересов хозяйственных дачников, благо и цена его оказалась вдруг на уровне столь же непрестижных, но еще вдобавок и мелких «Жигулей». В общем, для тех, кому надо много машины за небольшие деньги, «Волга» остается одним из реальных вариантов

История «Волг» началась с красавицы «двадцать первой». Даже сейчас этот старый автомобиль впечатляет изяществом форм, а уж в 1956 году это был самый актуальный дизайн. В отделке автомобиля вовсю использовался хром, причем в изрядном количестве, но это, как ни странно, не сделало «волжанку» вульгарной, а, наоборот, придало ей шику и своеобразной элегантности. Но не стоит забывать, что ГАЗ-21 — это прежде всего номенклатурный автомобиль. Лишь выдающиеся ученые или космонавты могли приобрести этот автомобиль в личное пользование. Остальные, то есть «простые советские граждане», на «двадцать первой» могли прокатиться лишь в качестве пассажиров такси. Около двадцати лет этот автомобиль был символом государственной власти и олицетворял хрущевскую оттепель, а также свидетельствовал о техническом потенциале Советского Союза.

«Волга» 2
«Волгу» ГАЗ-24, вставшую на конвейер 15 июля 1970 года, создавали целых шесть лет. Придумать новую машину дело непростое, но советские автомобилестроители на этот случай имеют собственный эксклюзивный способ, с успехом применяемый и по сию пору. В город Горький привезли три заокеанских автомобиля — Ford Falcon, Plymouth Valiant, Buick Special 1960 и 1961 годов, и отважные заводские конструкторы бестрепетно препарировали технику потенциального противника. До понятия «копирайт» этой стране было еще жить и жить.

«Волга» 3

В результате «двадцать четвертая» стала мечтой каждого советского гражданина. Мечтой практически недосягаемой, но все же более доступной, чем «двадцать первая». Про комфорт и престижность (по сравнению с появившимися одновременно «Жигулями») и говорить не стоит — это было просто откровение. Но в работе, как уже было сказано, прошло шесть лет. Пока инженеры разбирались, что к чему у американских «доноров», мировой автопром ушел далеко вперед и «Волга» с самого начала своего производства уже устарела на десять лет. А тут еще этот мотор…
«Волга» 4

У «двадцать четвертой» огромный капот, и довольно скромный двигатель смотрится под ним несколько сиротливо. Но это сделано вовсе не для того, чтобы механик мог сплясать гопака вокруг силового агрегата, — просто изначально в этот объем был предназначен серьезный V8. И летала бы наша «Волга», как настоящая «Чайка», но — не вышло. Могучий «чаячий» мотор ставился только на эксклюзивные «догонялки» спецслужб — для массового производства этот двигатель оказался сложен, дорог, а главное, ненадежен. И получился своеобразный рекорд — 98 сил на полторы тонны веса, а следовательно — 23 секунды до сотни. По динамике «баржа» уступала не только «Жигулям», но и непритязательному «Москвичу». Впрочем, на срок конвейерной жизни двигателя это не повлияло — архаичный мотор перешел и на ГАЗ-24-10, и на новое «тридцать первое» семейство, благополучно дотянув до наших дней.
«Волга» 5

Как на ВАЗе переломным моментом стало освоение переднего привода, разом разделившее всю продукцию на две неравноценные категории, так на ГАЗе столь же судьбоносным стал 406-й мотор. Единственное достоинство старичка 402-го — простота конструкции и относительная дешевизна. Бесконечно текущий маслом по набивному сальнику, жрущий 15 литров на сотню в «экономичном» режиме, старинный агрегат с трудом разгонял увесистую машину до 100 км/ч и требовал переборки каждый третий год, зато спокойно капиталился на коленках в любом сарае. Новый 406-й на его фоне выглядел прекрасно — достаточно современный впрысковый мотор с умеренным расходом топлива и приличной мощностью. Впрочем, «волгари» — наиболее консервативная часть автомобилистов, и они не спешили менять проверенный годами агрегат на подозрительную новинку. Тем более что первые годы выпуска отнюдь не создали ему хорошей репутации — гидрокомпенсаторы клинило, натяжители цепи рассыпались, поршневая кончалась за год… Причем перебрать это на коленке в любимом гараже «новые волгари» уже не могли, а запчасти стоили немало. Целые мастерские, быстро уловив спрос, стали заниматься исключительно «доведением до ума» 406-го мотора, заменяя капризные и ненадежные детали на импортные. В общем, чтобы ездить на 406-м, надо было его сразу после покупки разобрать и половину деталей поменять.

Сейчас, надо признать, ситуация исправилась. Нареканий на новый мотор почти не бывает — освоили. Однако мощный двигатель немедленно выявил все остальные недостатки конструкции, главным из которых стала шкворневая подвеска. Перешедшие на автомобиль непосредственно с телеги, шкворни всегда были проклятием «волгарей». Ежемесячная (а в плохую погоду чуть ли не еженедельная!) процедура «шприцевания». Да, трудно представить, что кто-то в наше время способен на такой подвиг ради средства передвижения, однако факт. Пренебрегающие этой процедурой очень быстро получают вместо автомобиля грохочущий на кочках дилижанс — не защищенные смазкой подшипники шкворней съедаются дорожным песочком, а смазка имеет свойство вымываться при проезде луж. Бр-р-р… В жизни, конечно, должно быть место подвигу, но не до такой же степени!
«Волга» 6

Тем более что новый мотор стал разгонять старый кузов до вполне приличных скоростей, но… только по прямой. Повернуть на скорости выше сотни «баржа» была по-прежнему неспособна. Героические «волгари» были вынуждены оттормаживаться перед поворотами (что тоже было непросто, учитывая, что тормоза оставляют, как говорится, много чего желать), аккуратно поворачивать и с гордым видом нажимать на педаль снова, разгоняя свой агрегат до запредельных для «Волги» 150 км/ч.

Впрочем, в отличие от ВАЗа, который, изобретя передний привод, упокоился на лаврах и в дальнейшем ограничивался изменением формы фар и отделки салона, на заводе ГАЗ медленно, но неумолимо вносили изменение за изменением в конструкцию «Волги». Вслед за мотором пришел гидроусилитель руля — и стал на несколько лет объектом чудовищных проклятий. Абсолютно лишенный средней точки и обратной связи, он не позволял чувствовать машину. Отвлекшийся на манипуляции с прикуривателем или магнитолой «волгарь» рисковал, подняв глаза, обнаружить машину летящей в кювет. Кроме того, усилитель требовал небольшого, но непрерывного подруливания, отчего машина шла по дороге мелким зигзагом, а водитель не мог ни на секунду расслабиться.
«Волга» 7

Впрочем, через пару лет с усилителем вроде разобрались, и теперь он тоже работает пристойно и даже не ломается трижды в год. Появилась и новая, бесшкворневая, подвеска на поперечных рычагах и шаровых опорах. Несмотря на подозрительное конструктивное сходство с жигулевской «классикой», эта подвеска вроде бы не вызывает особых нареканий и, самое главное, не требует бесконечного шприцевания. Более того, ходят разговоры о грядущей отмене… рессор! Прямо даже и не знаю — без рессор это как бы уже и не «Волга»…
«Волга» 8

Последняя новинка в деле волгостроения — мотор от «Крайслера». Конструктивно двигатель DaimlerChrysler DCC 2.4L DOHC близок к двигателям семейства ЗМЗ-406, что позволило безболезненно адаптировать его к автомобилям «Волга» ГАЗ-31105 и -3102. Максимальная скорость «Волги» выросла до 178 км/ч, а время разгона до 100 км/ч сократилось до 12,8 секунды. Улучшилась топливная экономичность — расход топлива в городском цикле понизился на 0,5 л на 100 км пробега. Впрочем, как известно, ничего не дается задаром — стоимость машины с этим силовым агрегатом тоже подросла неслабо.

Сегодня ходят слухи о полном прекращении выпуска «Волги». Вроде бы заводу ГАЗ она невыгодна — «Газели» берут куда как лучше. По мнению руководства, к 2010 году автомобиль умрет естественной смертью в связи с нерентабельностью его производства. Окончательно похоронят «Волгу» новые американские модели легковых автомобилей — Chrysler Sebring и Dodge Stratus, к выпуску которых Горьковский автозавод приступает уже в 2008 году.
«Волга» 9

Право же, будет немного жаль. Целая эпоха уйдет в прошлое с этой машиной. Прощай, номенклатурный стиль ГАЗ-3102, до сих пор востребованный ценителями! Прощай, недостижимая мечта нашего детства!

Comments are closed.