«Лягушонка в коробчонке»

В каждой уважающей себя автомобилепроизводящей стране должен быть автомобиль-анекдот. То есть машина нулевой, или даже отрицательной престижности, этакий лузер-кар, про который рассказывают смешные байки. Как правило, на эту неприглядную роль выбирается самый малолитражный автомобиль – бьют всегда того, кто послабее. В СССР таковым объектом долгое время был «Запорожец», но с распадом Союза он стал иномаркой, а для смеха надо иметь свой, национальный повод. Впрочем, природа не терпит пустоты, и место машины «для битья» заняла «Ока».

Про «Оку», как водится, рассказывают много гадостей. Часть из них имеет под собой реальные технические основания, часть – надумана, но от репутации «анекдотического» этому автомобилю уже не избавиться. Ну, просто такова его судьба – на любом празднике жизни кому-то достаются объедки. Прежде всего, всякая маленькая машина у нас автоматически объявляется «женской» — а, значит, и второсортной. Это не только «Оки» касается. Если мужик на «Оке» — просто нищий, то мужик на «Форде Ка», к примеру – скорее всего пидор, или, как это сейчас принято говорить – «метросексуал». Настоящий мужик должен ездить на «Наммере», ну или, на худой конец, на УАЗе… Не ищите этому никаких рациональных обоснований, почитайте лучше старика Фрейда, он все давно объяснил.

Однако, анекдоты анекдотами, а реально эта машина, как говорится, «нишевая» — то есть, не универсальная. Это, впрочем, к любой микролитражке относится. Собственно, все вопли о «несостоятельности» «Оки» относятся к тем случаям, когда ее используют не по назначению. Эта машина конструктивно предназначена для перевозки одного-двух человек (+ ребенок или собака) на небольшие расстояния в городских условиях. С этой задачей она справляется удовлетворительно, а если не рассматривать вопрос комфорта – то и хорошо. Между прочим, большинство престижных мегамашин, включая циклопические внедорожники, 90% своего пробега пытаются выполнять именно эту функцию – функцию городской микролитражки. Так что давайте посмотрим объективно, отбросив соображения престижа, как нерациональные – для города «Ока» вполне приемлема. Малый расход топлива, хорошая маневренность, удобство парковки, непривлекательность для угона – что еще нужно, чтобы ездить по маршруту дом-работа-магазин-садик (школа)-дом?

Проблемы начинаются, повторюсь, когда «Оку» заставляют выполнять несвойственные ей функции. Например, при попытке перевозить одновременно более двух взрослых человек сколько-нибудь продолжительное время. Вопреки распространенному мнению, водительское место в «Оке» вовсе не карликовое – по сравнению с «классикой», например, так и вовсе комфортное. Даже рослый водитель усядется там совершенно спокойно и удобно – но за счет задних пассажиров. Машина рассчитана на среднестатистическую городскую семью – два взрослых, ребенок и болонка. Для тещи место не предусмотрено.

Еще одна типичная ситуация нецелевого использования – это извечная российская мания превращать любое транспортное средство в грузовик. Загруженная картошкой до деформации мостов «Ока», обреченно ползущая из последних сил по трассе – достаточно типичная картина на наших дорогах. Наверное, если благосостояние россиян поднимется до американского уровня, то у нас самой популярной машиной тоже будет небольшой грузовичок-пикап, а пока грузим на то, что есть. И, естественно, начинаем ругаться, что входит мало, да и кузов по швам ползет… А между тем, городская малолитражка предназначена для загрузки пакетов из супермаркета, а не кирпича, «плохо лежавшего» на соседней стройке. У нее и багажник-то в полтора чемодана – вот и оставьте привычку выкидывать из нее сидения и засыпать получившийся объем строительным щебнем. Для этого есть специальные машины.

И еще один важный момент: «Ока» — городская машина. И, если проскочить километров тридцать до дачи для нее задача решаемая, то пара тысяч верст типичного для нашей страны рейда «с семьей на море» — это явно не то, для чего она предназначена. Прежде всего – скорость. Это в паспорте у нее максималка 130, но мы-то знаем, как она достигается – на пустой машине под горку с попутным ветром. Если ехать хотя бы вдвоем – то больше чем на 110 км/ч не рассчитывайте. Добавили ребенка и багаж? 100 км/ч ваш удел. При этом забудьте об обгонах любого, кто едет быстрее 70-ти – запаса тяги не хватит. И, кстати, учтите, что быстроидущая встречная фура будет сдувать вас воздушной волной на обочину. Нет, я не утверждаю, что все это нереально в принципе – сам не раз наблюдал, как из Абхазии в Москву мчится «джыгыт» на «Оке», груженой под крышу как минимум тонной «мандарын», да еще и прицеп за собой тащит! Однако после такого подвига не следует жаловаться на низкий моторесурс и деформацию кузова…

Нет, я вовсе не хочу сказать, что «Ока» не имеет недостатков. Имеет, и даже очень существенные. Все-таки, принцип «максимальной дешевизны» требует жертв. Первое и главное – действительно низкий моторесурс. Как правило, тысяч этак через 70 пробега машина уже готова к капитальному ремонту. Впрочем, при соблюдении условий маршрута «дом-работа-дом» этот пробег будет достигнут лет через пять (в любом городе, кроме Москвы), а там уже и продавать ее пора. Второе – низкая пассивная безопасность. Дело даже не в том, что хлипкий кузов сложится как спичечная коробка, и не в том, что лежащая под капотом запаска приедет водителю точно в зубы – просто маленькая машина всегда более уязвима. Тот же «УАЗ» переедет ее как каток лягушку, а бампер маршрутного «ПАЗика» придется аккурат посреди лобовика. Конечно, в городских условиях вероятность серьезной аварии существенно ниже, но совет «всегда пристегиваться» для этой машины актуален как никогда. И еще одна неприятность – маленькие колесики на хлипких дисках. На «Оке» это практически расходник – слишком уж много ям на наших городских дорогах. Там, где «Нива» пройдет, не покачнувшись, а водитель «Жигулей» только матюкнется сквозь зубы, 12-ти дюймовое колесико «Оки» окунется по ступицу и, скорее всего, сомнет диск и получит «пузырь» на боковину. Проза жизни.

Поэтому,в числе достоинств этого маленького смешного автомобильчика первым пунктом надо указывать цену. И вторым тоже. И третьим. И, когда вам начнут перечислять недостатки, гордо отвечать лишь одно: «А вы помните, сколько она стоит?»
И противник замолкнет, посрамленный – поскольку ничего дешевле «Оки» просто не существует. Иногда это самое важное.

0 комментариев

Оставить комментарий

Новая книга

 

Календарь Мизантропа