Проекты

Актуальность ремонта

Ничто не вечно в этом мире. Как бы ни был хорош ваш автомобиль, настанет день, когда из движимого имущества он превратится в недвижимость. Пополнивший ряды пешеходов водитель неизбежно оказывается перед извечными русскими проблемами: кто виноват и что делать? Первый вопрос, несмотря на его глубокую философскую привлекательность, имеет ценность чисто эмоциональную. Можно частично снять стресс, обругав от души завод-производитель, конструкторское бюро этого завода, качество местных дорог, поддельное масло, разбавленный бензин, себя нерадивого и даже непобедимую энтропию, но основной вопрос — второй: что же все-таки теперь делать? Выбор, кстати, невелик: всего-то четыре варианта.

Первый вариант совсем прост: остаться пешеходом. Однако подавляющее большинство людей, вкусивших все прелести и горести автомобилизма, не представляют себе жизни без машины. Опять смотреть на трамвай изнутри? Ну нет! Неспроста, несмотря на дорожающий бензин, автомобильные пробки становятся все длиннее. Так что, если вы уже привыкли стирать покрышки, а не подошвы, вам остается выбрать один из трех вариантов: купить новую машину, отремонтировать старую самостоятельно или отдать ее в ремонт.

Некоторые машины проще выбросить…

Прежде всего надо четко понимать, что представляет собой ваш автомобиль. Профессиональные автомеханики разделяют все машины на две категории по характеру поломок: «выносливые» и «капризные». Это относится не к марке или модели, а к конкретному экземпляру. Причины, по которым машина попадает в одну из категорий, не обязательно поддаются логическому объяснению, но симптомы всегда очевидны. «Выносливый» автомобиль может долго терпеть над собой практически любые издевательства. Редкие замены дешевого масла, паршивое топливо, перевозка кирпичей и картошки, отсутствие дорог — все это вызывает неуклонное, но постепенное старение узлов и агрегатов. Кузов медленно гниет, подвески лязгают, связь руля с колесами становится все более условной, передачи не включаются, а «втыкаются», растет расход топлива и масла, но машина продолжает передвигаться самостоятельно. Двигатель еще как-то работает, несмотря на обильные потеки масла, отчетливые стуки шатунной группы, видимый невооруженным глазом осевой люфт коленвала, горящую лампочку аварийного давления и густой синий дым из трубы. Вообще-то, все вышеперечисленное относится не к достоинствам автомобиля, а к недостаткам его владельца, но факт остается фактом: есть немало машин, которые позволяют так с собой обходиться. При этом, когда терпение такого страдальца наконец истощится, он одномоментно рассыплется весь, буквально обратившись в прах. Если владелец сумел домучить такого «безответного ослика» до клинической смерти, то обычно результат проще выбросить.

Внешний вид машины важен не всем

«Капризный» же автомобиль отличается двумя характерными неисправностями: «не заводится» и «непонятный стук». Как правило, они проявляются уже в только что приобретенной машине. Клиническая картина обычно такова: машина не заводится, опытный водитель проверяет наличие искры, подачу топлива, состояние свечей, проводов и т. д. — все исправно. Отчаявшись, он пробует завести еще раз — и двигатель пускается с пол-оборота. Избавиться от такой «неисправности» очень трудно, иногда даже последовательная замена всех компонентов системы зажигания не дает нужного результата. Владелец может довести до истерики и дурных снов персонал гарантийной СТО, но стоит автомобилю въехать в ворота сервиса — все неисправности прекращаются как по волшебству. Естественно, пересечение ворот в обратном направлении приводит к столь же необъяснимому возвращению симптомов.

Та же картина — с «непонятным стуком». Как правило, это стук в передней или задней подвеске, проявляющийся в каких-либо специфических условиях движения: при крутом правом (левом) повороте, при наезде колесом на кочку строго определенной высоты и профиля, при движении с какой-то конкретной скоростью и т. д. Многократная ревизия подвесок не выявляет причин стука, а тщательная протяжка крепежа его не устраняет. Перебрав все возможные причины, водитель либо решает, что «хороший стук наружу выйдет», и включает погромче магнитолу, либо отгоняет машину на СТО, где несколько мастеров вывешивают автомобиль на подъемнике, сосредоточенно трясут колеса в разных плоскостях, проверяют «развал — схождение» и качают кузов за крылья, после чего сообщают: «Не морочьте нам голову, все в порядке!» — и, взяв некую сумму за произведенные действия, с облегчением выпроваживают страдальца. Поскольку этот стук обычно не влияет на ходовые качества, водителю остается только махнуть на него рукой и ездить так. Бывает, через некоторое время стук исчезает сам по себе.

Кроме описанных «капризный» автомобиль постоянно подкидывает разнообразные мелкие неисправности. Чаще всего — это отказы различного электрооборудования: приборов, лампочек, вентиляторов и т. п. Причина обычно кроется всего-навсего в исчезновении контакта, но непременно в самом неожиданном и труднодоступном месте. Такие машины дисциплинируют водителя, держа его в постоянном напряжении, поэтому до серьезных поломок дело, как правило, не доходит. Зато владелец, измученный дурацкими капризами непредсказуемой машины, чаще всего склонен переложить эти страдания на чьи-нибудь плечи.

Умелым рукам доступно все!

Определившись с автомобилем, определитесь с собой: что для вас машина и кто вы для нее. Есть люди, относящиеся к своему авто, как к любимому ребенку: они проводят в гараже больше времени, чем за рулем, протирая стекла и полируя кузов. Перегоревшую лампочку или пятно на обивке такой владелец воспринимает как личную неприятность.

Противоположную категорию представляют так называемые «пользователи», для которых автомобиль — только средство передвижения или даже орудие производства. Их мало интересует внешний вид — машина должна работать! Такой водитель часто гоняет своего железного коня, пока тот не падет. Очень важно, кто вы для машины — только водитель или еще и механик? Какие неисправности можете устранять самостоятельно? Все это нужно четко понимать, чтобы принять главное решение: менять или чинить? А если чинить, то самому или нет?

Решение «не возиться, а купить новую» — вовсе не обязательно выбор богатого лентяя. Часто — это выбор человека просто прагматичного, умеющего считать деньги. Ремонт машины далеко не всегда выгоднее ее замены. В каких же случаях не стоит возиться с ремонтом? Когда машина старая, а ремонт требует серьезных денежных вложений. Одним из критериев рентабельности является соотношение между остаточной стоимостью автомобиля и ценой его восстановления. Для особенно «выносливых» машин это соотношение часто бывает не в пользу ремонта, так как он потребует переборки или замены почти всех узлов и агрегатов, что, как правило, составляет от 80 до 150 процентов остаточной стоимости. В наибольшей степени это относится к старым иномаркам: цены на запчасти к ним порой астрономические. Кардинальное значение имеет состояние кузова — самой дорогой детали автомобиля. Если основные несущие элементы (лонжероны, рама, стойки и т. д.) имеют сильные повреждения вследствие аварии или банальной коррозии — это серьезный повод подумать о замене транспортного средства. Замена самого кузова имеет смысл крайне редко, разве что в случае аварийного повреждения относительно нового автомобиля.

Кузов — самая дорогая деталь машины

Если износ машины не имеет глобального характера, а неисправность ограничена одним-двумя основными агрегатами, то нужно решить главный вопрос ремонта: довериться мастерам или взяться самому. Если вы можете по звуку двигателя проехавшей мимо машины определить величину зазора в клапанах, а по запаху выхлопа — угол опережения зажигания, если вы помните наизусть размер и шаг резьбы всех болтов и гаек в подвеске, если вы располагаете комфортабельным гаражом, десятком килограммов разнообразных ключей и съемников и массой свободного времени — для вас это не вопрос. Всем прочим стоит задуматься и хорошенько посчитать. Всякая работа должна оплачиваться, и труд мастеров-автомехаников стоит недешево. Если для вас справедливо утверждение, что «время, которое у нас есть, — это деньги, которых у нас нет», то имеется прямой резон осваивать профессию автомеханика. Не забудьте только учесть в своих расчетах, что неопытный «мастер» нередко может существенно увеличить стоимость ремонта: неправильно собранный двигатель может заклинить, сорванные гайки и отломанные шпильки могут потребовать иногда замены целых узлов и т. д. Кроме того, будьте готовы к тому, что обойтись штатным набором инструментов вам не удастся: стоимость специальных ключей и съемников тоже надо принять во внимание. Если ваше время действительно стоит денег, то, само собой, тратить его на ремонт машины неразумно: проще потратить эти самые деньги.

Сложный ремонт лучше доверить специалистам

Как видите, выбор непрост. Каждый может решить для себя только сам, исходя из своих способностей и возможностей. Может быть, эта статья поможет вам определиться. Главное — не расстраиваться. Подумаешь, машина сломалась! Здоровье дороже!

© Павел Иевлев (Semiurg)

Comments are closed.