Каждый водитель может оказаться в ситуации, когда его автомобиль вдруг отказался передвигаться самостоятельно. И если эта неприятность случилась вдали от родного гаража или автосервиса, то часто единственный выход — буксировка. Так что в роли буксируемого может оказаться любой, да и в роли буксирующего тоже — какой водитель откажет в помощи попавшему в беду собрату?
Буксировка автомобиля на гибкой сцепке (тросе) требует определенных специфических навыков, но в автошколах этому (как и многому другому, кстати) не учат. Конечно, никакие советы здесь не заменят практики, однако некоторые моменты буксировки стоит просто знать, тем более что вряд ли кто-то станет тренироваться в этом заранее, просто на всякий случай.
Прежде всего вспомним ПДД. Буксировка автомобиля там предусмотрена и определенные правила для нее прописаны, однако, поскольку редко применяемые в жизни пункты имеют свойство выветриваться из нашей памяти, стоит припомнить важнейшие моменты.
Первое — длина гибкой сцепки должна быть от четырех до шести метров. И если кто-то думает, что эти цифры взяты составителями правил с потолка, то он сильно ошибается. Дело в том, что короткий трос оставляет слишком малое расстояние между буксировщиком и буксируемым и последнему может просто не хватить тормозного пути. Пожалуй, отплатить своему спасителю, помяв ему корму, — плохая идея. В следующий раз он вряд ли станет кого-то спасать. Слишком длинный трос, однако, может привести чуть ли не к худшим последствиям. Общая длина сцепки становится очень большой, и при прохождении крутого виража трос «срежет угол» — буксировщик уже повернул, буксируемый только подкатился к повороту, но веревка-то натянута по прямой линии между ними! Тут велика вероятность собрать тросом столбы на повороте, а то и, не дай бог, пешеходов на тротуаре. Кроме того, велика вероятность, что кто-то не очень внимательный просто попытается вклиниться между вашими машинами, видя большой зазор и не заметив троса.
Длина троса — от четырех до шести метров
Не забываем и о предусмотренной правилами световой сигнализации — ближний свет на буксировщике и аварийка на буксируемом. Если же включить аварийную сигнализацию невозможно — например, сел аккумулятор или какие-то другие технические проблемы, — то нужно закрепить сзади знак аварийной остановки — причем в развернутом виде и так, чтобы его было хорошо видно. Надеюсь, знак-то у всех есть? По ПДД положено! Это тоже не просто так придумано: другие участники дорожного движения должны видеть, что с этим автомобилем не все в порядке, даже если не видят троса. Помните, что буксируемый ограничен в маневре и его безопасность зачастую зависит от поведения окружающих транспортных средств — если его не пропустят, то затормозить он не сможет.
То же самое касается и положенных по правилам красных флажков на буксирном тросе. Этой «мелочью» многие пренебрегают, а зря: заметность троса — ваш главный шанс доехать спокойно. Окружающие участники движения должны четко идентифицировать вас как сцепку, а не как два отдельных автомобиля — иначе возможны недоразумения с неприятными последствиями: между вами кто-то попытается встроиться, а то и ринется торопливый пешеход. Надеяться на яркий цвет троса не стоит: несколько раз опустившись в лужу, а потом проволочившись по пыльной дороге, он начисто сольется с пейзажем — с двух метров не различишь. А вот тряпочки, пусть даже грязные, будут болтаться в воздухе, привлекая внимание.
Само собой, нельзя тащить на буксире машину с неисправными тормозами — это, я думаю, пояснений не требует. Кроме того, в буксируемой машине должен находиться только водитель — пассажиров следует пересадить в буксировщик. Чем меньший вес у прицепа, тем проще его тащить. И, конечно, буксировка в гололед запрещена — комментарии тут излишни.
Стальной трос слишком жесткий
Процесс буксировки начинается с соединения двух машин между собой. Для этого нам, естественно, понадобится буксирный трос. Будем надеяться, что вы относитесь к благоразумной части человечества и трос у вас есть. Не иметь в багажнике буксирного троса — это уже оптимизм, с жизнью не совместимый. Однако есть тросы… и тросы. Отнюдь не каждое изделие, выдаваемое за буксирный трос, пригодно для использования в этом качестве! Это в первую очередь относится к большинству дешевых поделок из Турции и Китая, которые оккупировали прилавки автомагазинов. Яркие нейлоновые веревочки выглядят очень жизнерадостно, но рвутся от усилий вполне ничтожных. Стоит обратить свое внимание на менее праздничные, но гораздо более практичные тросы отечественного производства, представляющие собой толстую синтетическую веревку. По самой грубой прикидке, минимальная толщина буксирного троса должна быть не менее большого пальца руки для синтетических материалов и вдвое больше — для натуральных. Однако не стоит кидаться и в другую крайность — стальные тросы, которые нередко используют водители тяжелых грузовиков, для легкового автомобиля очень опасны. Они не могу амортизировать рывок, и поэтому их использование часто приводит к повреждению машины — как минимум, к отрыву буксирного рыма. Сильно повышают удобство использования крепкие карабины на концах троса. Оптимальны защелкивающиеся альпинистские «двухтонники» из титанового сплава, но вполне подойдут и изделия попроще. Помните, привязанный трос — это потерянный трос. Развязать этот узел после буксировки вы вряд ли сможете — рывок тонны железа при трогании затянет любой узел намертво, и потом его останется только резать. На крайний же случай, если троса все-таки почему-то нет и возможность приобрести его в ближайшем магазине тоже отсутствует, в любом автомобиле есть его заменитель — это ремень безопасности. Его прочности достаточно для буксировки легкового автомобиля, хотя сам ремень, безусловно, жалко.
Веревка с карабинами — самый простой вариант
Если трос в наличии, то оптимальным зацеплением его будет следующее: левая проушина буксировщика и правая проушина буксируемого. Можно цеплять и иначе, поскольку не каждый автомобиль оборудован двумя буксирными рымами, но рекомендованный метод позволяет водителю буксируемого автомобиля просматривать встречную полосу, не уменьшая расстояние до буксировщика. Если буксирного рыма нет, но есть фаркоп — цепляемся за него, это нисколько не хуже. Если нет и фаркопа, можно зацепиться за серьгу рессоры, ну а если и подвеска пружинная — этот автомобиль не предназначен для буксировки. Такое, увы, бывает — поищите другой буксир. Цепляться тросом за не предназначенные к этому элементы (крепления бампера, детали подвесок и так далее) опасно — можно запросто повредить автомобиль.
Если троса с карабинами нет — учите буксировочный узел!
В поисках буксира следует учитывать также массогабаритные показатели буксируемого. Как минимум, он не должен быть существенно тяжелее буксировщика. Не то чтобы «Ока» не утащит Land Cruiser — утащит на самом деле. На первой передаче, с большой натугой, с буксом сцепления — с места сдвинет. Но это будет ей дорогого стоить — вплоть до деформации кузова, не рассчитанного на такие нагрузки. Обратная ситуация выглядит, согласитесь, органичнее. Не стоит браться за буксировку на автомобиле, имеющем технические проблемы. Нагрузка на буксировщик значительно превышает штатную, и может статься, что буксир понадобится уже обоим. Например, слабое или изношенное сцепление сорвать при буксировке — делать нечего, равно как и провернуть стучащий ШРУС, перегреть старый мотор. В общем, в стремлении помочь ближнему учитывайте свои реальные возможности.
При буксировке учитывайте вес буксира!
Самое сложное для буксировщика — правильно тронуться. Если буксируемому водителю достаточно выключить передачу и опустить ручник, то задача буксира много сложнее: аккуратно отпуская сцепление, он должен сначала выбрать слабину троса, а потом, в момент рывка, сцепление опять слегка нажать, чтобы самортизировать этот рывок и не заглохнуть самому. Тут же надо плавно добавить газу, чтобы трос не провис. С первого раза такой фокус мало кому удается, но не расстраивайтесь — умение приходит с опытом. Кстати, хочу отметить, что при буксировке внедорожником имеет смысл двигаться на пониженном ряду трансмиссии — так меньше нагрузка на двигатель, проще плавно тронуться, ну а ехать быстро все равно нельзя. При буксировке же внедорожника имеет смысл включать на нем нейтраль в раздатке — так меньше узлов будут пассивно вращаться. Буксировка автомобилей с АКПП — вопрос отдельный, который в этой статье мы рассматривать не будем.
Перед началом буксировки обязательно договоритесь друг с другом об условных знаках — сигнале клаксоном, фарами, жестами и громкими криками. Мало ли какая ситуация возникнет в движении! Водителю буксира важно не увлекаться и не забывать, что у него на тросе висит неудачливый коллега. Безусловно, нельзя разгоняться быстрее 40-50 км/ч — чем медленнее, тем безопаснее. Буксировщику вообще приходится просчитывать дорожную ситуацию за двоих — «водитель прицепа» в своих действиях весьма ограничен. Нельзя забывать, что поворот потребует большего радиуса и свободного места, нельзя проскакивать перекрестки на «оранжевый» сигнал светофора — буксируемый может и не успеть. Надо обязательно заранее предупреждать о своих маневрах — при торможении пораньше коснуться педали, чтобы загорелись тормозные огни, при перестроении не забывать включать поворотники. Помните, буксируемому водителю и так нелегко — он полностью зависит от вас, полагаясь на ваше здравомыслие. Не стоит лишний раз дергать ему нервы.
В заключение стоит упомянуть особые случаи — когда буксировка применяется для того, чтобы выдернуть застрявший в грязи автомобиль или чтобы завести машину с севшим аккумулятором. В первом случае важно позаботиться о том, чтобы не засесть рядом, — тут уместен длинный трос или два буксировочных троса, соединенных последовательно. Кроме того, не стоит дергать застрявшую машину рывком: увязший автомобиль требует большого усилия и при рывке скорее порвется трос. Застрявший же должен по мере возможности помогать буксировщику своими усилиями.
Вытаскивать из грязи лучше на длинном тросе
Если же стоит задача завести заглохший автомобиль, то на нем рекомендуется включать вторую передачу и трогаться с выжатым сцеплением, плавно отпуская его, как только будет набрана скорость. Использование первой передачи приведет к сильному рывку и ударным нагрузкам на трансмиссию. Остальное — положение дроссельной и воздушной заслонок, действия газом и так далее — как при обычном пуске данного автомобиля. Как только мотор заведется, передачу надо выключить и сигнализировать буксиру, что пора остановиться.
Уважаемые водители! Не отказывайте в помощи попавшему в сложную ситуацию коллеге! Никто не застрахован от того, что завтра сам будет стоять на обочине, размахивая тросом и надеясь на милосердие окружающих! Однако трезво оценивайте при этом свои возможности: если вы за рулем без году неделя, то лучше не беритесь за буксировку — это непростое дело, требующее уверенных навыков вождения.
(с) Павел Иевлев (Semiurg)
В сообществе spb_auto есть несколько человек, оказывающие, по возможности, помощь на дороге сообщникам: Служба Спасения. Наверное, самый ответственный из них, vitranslator, сам делает (плетет) правильные прочные и эластичные тросы и продает желающим. Ибо в магазинах хлам. Проводил и мастер-классы на природе, чтобы показать преимущества.