Проекты

Теория тысячедолларовой иномарки

Можно ли купить иномарку за тысячу долларов? Представьте себе, запросто. Сомневающимся рекомендую приобрести любую газету бесплатных объявлений и убедиться лично. Думаете, там будет пара разбитых в хлам машин? Ничего подобного. Сотни предложений. По всему нерусскому алфавиту — от Alfa Romeo до Wartburg. Причем большинство из них на ходу и, как это любят писать в московских объявлениях, «сел-поехал». А между тем на авторынке ту же тысячу просят за тридцатилетнего возраста «копейку», у которой железо по кругу сменилось уже дважды, а из заводских деталей остался один техпаспорт. В чем загадка?
Понятно, что продавец машины не имеет своей целью облагодетельствовать покупателя. (Иначе он бы эту машину ему просто подарил.) А значит, для столь низкой цены есть определенные причины. Причины эти в каждом конкретном случае свои, но в целом легко поддаются классификации.

Первая и очевидная причина — возраст. В этой ценовой категории преобладают машины выпуска семидесятых-восьмидесятых годов прошлого века. Более старые либо не дожили до наших дней, либо перешли в категорию раритетов, а более свежие стоят дороже. Сам по себе возраст — не порок. Вы же не ожидали за эти деньги найти что-то свеженькое? В конце концов, те самые архетипические истории: «Ездил дедушка, раз в месяц, на дачу, летом, по асфальту, недалеко» — с кем-то да случаются? Шансов нарваться на такой экземпляр, если честно, почти нет, но так хочется верить в чудо. Однако надо учитывать, что за тридцать лет, даже в условиях самой щадящей эксплуатации, любой автомобиль будет изношен. Ну не рассчитывался он на такой срок жизни! Если бы машины ездили по тридцать лет, автопроизводители давно бы разорились.


Все машины рано или поздно будут здесь

Вторая причина — экзотичность. Иные модели, предлагаемые за эти деньги, поставят в тупик даже эксперта. Что за зверь Ford Fairmont? А Volkswagen Kaefer? А уж когда речь заходит о коренных «японцах» с их непроизносимыми местными названиями и не предназначенными для экспорта моделями... Конечно, в чем-то приятно стать обладателем эксклюзива, который в наших краях никто и в глаза не видел, но учтите, что застывать в изумлении будут не только девушки на улицах, но и механики в сервисах и, что самое неприятное, продавцы в магазинах запчастей. Кроме того, для вас окажутся бесполезными места паломничества владельцев старых машин — разборки. Вероятность того, что еще один экземпляр этакого эксклюзива готов стать донором, близка к нулю. Конечно, большинство экзотик-каров уникальны не на все 100% — часть запчастей наверняка подойдет от других моделей того же производителя, но для выяснения этого факта вам придется изучить в машине каждую гайку и действовать в основном методом проб и ошибок.


Не ведитесь на экзотику!

ретья причина — одна из самых печальных: проблемные документы. В объявлениях о продаже часто попадаются такие безобидные на первый взгляд фразы, как: «белорусская регистрация», «продажа только по доверенности», «не растаможена» и так далее. Все это означает, что машину вы фактически купить не можете. Можете отдать деньги, можете даже ездить, а вот стать полноценным собственником — никогда. Не обязательно она именно краденая (хотя и этот вариант возможен) — может быть, она не прошла таможенную очистку, может быть, документы были утеряны, может быть, она столько раз перепродавалась по доверенности, что ее настоящего хозяина уже и днем с огнем не сыскать. Надо четко понимать, что любые действия по легализации такого автомобиля наверняка обойдутся дороже, чем он стоит. Например, из-за особенностей таможенного законодательства в Белоруссии очень недороги подержанные иномарки. Велик соблазн прикупить там за гроши приличную машину и ездить себе. Но, увы, долго ездить с белорусскими номерами вам никто не позволит, а получить российские не получится без полной растаможки. И тут уже подержанная машина выйдет дороже новой. В общем, при любых намеках на проблемы с документами забудьте про этот вариант. Легче выточить напильником коробку передач из цельного куска металла, чем одолеть государственную машину по взиманию денег.


Машина за полцены — не всегда хорошо

Причина четвертая — слишком мощный мотор. Здесь читателя может одолеть законное недоумение: как же так, ведь мощный мотор — это хорошо! Да для того и покупается подержанная иномарка, чтобы забыть слабосильные «Жигули», как страшный сон! Однако не все так просто. Обратите внимание, как дешево ценятся совсем неплохие с виду трехлитровые «БМВ». Машину середины восьмидесятых легко купить долларов за восемьсот! Чем не вариант? Увы, дело в том, что на таких спортивных машинах уж точно катались не дедушки на дачу. Вот типичная биография такого автомобиля. Первые пять лет на этом «БМВ» зажигал по автобанам Германии молодой успешный менеджер немецкой фирмы. Потом, году этак в девяностом, у него эту машину украли ушлые поляки и, перебив номера, продали российским бандитам. Те за хорошую взятку поставили ее на учет и гоняли на ней на свои «стрелки» и «разборки», иногда шпаклюя дырки от случайных пуль. Про состояние ее никто, естественно, не думал — жизнь бандита насыщена, но коротка. Разбив в очередном приключении, они отдали ее за карточный долг бандитам помельче, те, еще раз ее стукнув, продали совсем задешево в автосервис, где рукастые механики, кое-как отрихтовав, продали ее снова — малолетнему любителю стритрейсинга. Этот юный гонщик жег на ней резину на дрэге, пока не спалил остатки моторесурса, и теперь предлагает ее вам. Так что этот автомобиль — скорее историческая реликвия трудной эпохи, нежели средство передвижения. Кстати, этот замечательный мощный мотор практически неремонтопригоден — во всяком случае, его восстановление будет стоить астрономическую сумму. Конечно, не всякая спортивная машина имеет именно такую тяжелую биографию, но общий принцип верен — от спорткаров надо держаться подальше. Их продают, только уездив насмерть, и они обязательно битые.


Избегайте спорткаров!

Причина пятая — слишком большой автомобиль. Эта причина тоже выглядит парадоксальной только на первый взгляд. Большие автомобили всегда престижны и изначально очень дороги. Соответственно, раз цена опустилась ниже тысячи долларов, их состояние близко к клинической смерти. Это и роскошные старые «американцы» — «Меркурии» и «Линкольны» с прекрасным удобным салоном, но напрочь уезженным, жрущим масло ведрами движком, разбитыми подвесками, спотыкающимся автоматом и лонжеронами, которые протыкаются пальцем. Это и элегантные белые «Мерседесы», наглухо уезженные польскими таксистами, крашенные веником поверх заклеенных скотчем дыр в порогах и имеющие подозрительную белорусскую растаможку. Объемные движки этих престижных некогда машин могут работать очень долго, несмотря на то что компрессия в цилиндрах уже не больше, чем в бутылке газировки, — но бензин они при этом будут жрать так, как будто в бензобаке дырка. Кроме того, любая запчасть на «Мерседес» будет стоить... как запчасть на «Мерседес». Без скидок на возраст. А железяку на старого «американца» вам придется, скорее всего, выписывать прямиком из Детройта.


Не гонитесь за престижностью марки!

Причина шестая, до слез банальная — коррозия. Тонкий кузовной металл не может выдержать тридцать лет без потерь. Так что ржавчина — практически неизбежная составная часть старой машины. Никакой антикор и никакая оцинковка не способны вечно сопротивляться беспощадному времени. Причем обнаружите вы ее (хочется верить, что до покупки) как раз не на самых заметных местах — крыльях, дверях и порогах (там дырки заделать проще всего), а в недрах силовой структуры кузова. То есть в лонжеронах, силовых коробах, интегрированных подрамниках и так далее. Это может не влиять на внешний вид, но о пассивной безопасности забудьте — при ударе кузов сложится, как картонный.


Кто знает, как эксплуатировали предлагаемую машину?

Так что же, получается, что покупать дешевые иномарки нельзя ни в коем случае? Но из всякого правила есть свои исключения. Если вы очень хорошо разбираетесь в устройстве именно этой машины — достаточно хорошо, чтобы точно определить, в чем подвох. Если вы рукастый механик со своим гаражом и хорошим набором инструмента — чтобы этот подвох самостоятельно устранить. Если у вас есть хороший канал поставки запчастей или надежный приятель на разборке — чтобы не переплачивать за каждую железку втридорога. Если вы не гонитесь за престижем и экзотикой и готовы удовлетвориться самыми распространенными моделями вроде «Фольксвагенов» и «Ауди». Только в этих случаях тысячедолларовая иномарка превращается в покупку в кредит, а не в выброшенные деньги. Работая самостоятельно, вы получаете шанс, вложив еще одну-две тысячи в запчасти, получить старую, но еще крепкую машину, состояние которой вам известно до последней гаечки.

А через несколько лет вы продадите ее за ту же тысячу...

© Павел Иевлев (Semiurg)

Comments are closed.