Проекты

Дама сдавала в багаж...

Грузовместимость легкового автомобиля весьма и весьма ограниченна — на то он и легковой. Не для того предназначен. Однако иной раз требуется перевезти груз размерами побольше, чем предусмотрели конструкторы машины. Для этого существуют всевозможные ухищрения — складывающиеся целиком или частями задние сиденья универсалов и хэтчбеков, грузовые лючки «для лыж» в седанах, трансформируемые салоны в мини-вэнах... Но все эти решения имеют свои конструктивные ограничения.

Сложив сиденья в хэтчбеке, вы потеряете в сидячих местах, в лючок седана можно просунуть разве что неширокий скейтборд, да и мини-вэны, при всей их вместимости, разменивают багажные места на пассажирские. Лучше всего, конечно, подходят для перевозки груза всевозможные пикапы, но эти машины очень на любителя. Конечно, для разовой доставки объемного груза проще нанять «Газель», но как быть, к примеру, велосипедистам? Велосипед — весьма неудобный по форме груз, который даже в разобранном виде войдет далеко не в любой багажник. А если вы любите кататься в компании, то пара «байков» станут серьезной транспортной проблемой. Да мало ли других полезных и нужных предметов никак не лезут в грузовой отсек легковушки? К примеру, элементарный карниз для штор иной раз не войдет в салон даже по диагонали. Не нанимать же грузовик ради одной, пусть и длинной палки?

Вот для решения таких доставочных задач некий неизвестный, но находчивый человек и придумал дополнительные багажники. Идея их проста, как все гениальное, — установленная на крыше несложная конструкция позволяет перевезти нетяжелый, но объемный груз или же длинномер. Удобство этого решения прежде всего в том, что если такая перевозка не является регулярной, то верхний багажник можно просто снять и хранить в гараже или на балконе до следующей оказии. Впрочем, современные верхние багажники уже не портят внешний вид автомобиля, обладают приемлемой аэродинамикой, да и не всегда бывают именно верхними.

Итак, что же нам предлагает находчивый человеческий гений для крепления груза вне машины?

В low-end-секторе находятся пережитки времен развитого социализма — реечно-трубочные конструкции отечественного производства. Неказистые, с невысокой точностью изготовления, они имеют два несомненных достоинства — прочность и дешевизну. Эти изделия разработаны с учетом местного менталитета, поэтому легко выдерживают такой груз, под которым уже вполне может деформироваться кузов, и цены на них начинаются в районе пятисот рублей. Конструкция их — простейшая: крепление в желобки водослива (у подавляющего большинства иномарок таких желобков уже нет, что естественным образом ограничивает применимость) зажимными лапками, поперечные трубки и продольные планки, образующие подобие открытой корзины. Подвижное крепление лапок обеспечивает приемлемую широту применения, бывают удлиненные варианты для универсалов. Недостатков у этой конструкции хватает. Помимо сомнительной эстетики и полного отсутствия аэродинамики, их способ крепления рассчитан сугубо на отечественную технику — и не только потому, что желобков более нигде не применяют. Дело в том, что обхватывающая желобок прижимная лапка рассчитана на такой зазор между дверью и крышей, который может позволить себе только отечественный производитель.


Внешний вид соответствует цене

Конечно, все эти недостатки преодолимы — если везешь на дачу пяток досок и старую табуретку, то эстетика как-то отходит на второй план, да и аэродинамика такого сооружения в любом случае не играет большой роли. В менее же сложные моменты жизни багажник можно оставить в гараже, хотя здесь обнаруживается еще один недостаток — демонтаж и монтаж конструкции требуют терпения, физической силы и гаечных ключей. Впрочем, это отчасти компенсируется ценой, соответствующей цене автомобилей, для которых этот багажник предназначен. Так что эти изделия имеют своего покупателя и будут, очевидно, иметь его еще долгое время.

В секторе же «для иномарок» изделия отличаются не только ценой, но и удивительным разнообразием конструкций. Грубо и приблизительно их можно разделить на несколько конструктивных категорий.

Первое и простейшее — так называемый базовый багажник. Как правило, он представляет собой две поперечины, крепящиеся на крышу автомобиля. Способы крепления индивидуальны для каждой машины, но общие категории таковы — крепление к штатным релингам (если машина оснащена таковыми), крепление в водосливные желобки (там, где они есть) и крепления для автомобилей с гладкой крышей. В последнем случае поперечина крепится при помощи упора и специальной скобки. Серьезные производители предлагают выбор крепления для любой, даже самой экзотичной марки автомобиля. Часто крепления оснащены специальными замками, предназначенными для защиты от любителей чужого добра. Ведь если на отечественный реечный багажник позарится разве что полный маньяк, то изящная современная конструкция стоит уже вполне ощутимых денег. Кстати, цена здесь начинается от пяти-шести тысяч рублей.


Крепление на автомобиль с гладкой крышей

Второе — закрытые багажные боксы. Это изделия, представляющие собой обтекаемую пластиковую конструкцию, открывающуюся для погрузки разнообразных вещей. Главное ее достоинство — закрытость от посторонних глаз, дорожной пыли и капризов погоды. Крепятся такие конструкции к базовым поперечинам, обладают неплохой аэродинамикой и взломоустойчивостью. Надежные замки здесь уже обязательны — причем для сохранения как поклажи, так и самого багажника. Цена их начинается от пятнадцати тысяч рублей и доходит иной раз до стоимости подержанного автомобиля.


Закрытый бокс

Третье — специальные багажники-крепления. Предназначены они для всевозможного спортинвентаря — велосипедов, виндсерфов, скейтбордов, лыж и так далее. Под каждый вид поклажи существуют свои индивидуальные крепления, стыкующиеся все к тому же базовому багажнику. Конечно, перевозить на такой конструкции можно не только доску для плавания, но и доски для дачи, но это уже как-то несолидно. Здесь тоже применяются взломоустойчивые способы крепления с индивидуальными замками — иной велосипед стоит, как неплохая машина. Стоимость таких багажников имеет широкий разброс, в зависимости от конструкции, но ниже трех тысяч практически не опускается.


Крепление для велосипеда

И четвертое — багажники-крепления для установки на фаркоп. Такой способ установки очень хорош для внедорожников и мини-вэнов — он не увеличивает высоту и без того немаленьких машин, а массивный кузов закрывает поклажу при движении. Кроме того, закрепленные на таком багажнике предметы оказываются в аэродинамической тени кузова и практически не влияют на ходовые качества и расход топлива. Из недостатков можно упомянуть сложность конструкции, требующей фаркопа, и склонность собирать на себя огромное количество грязи, которую в эту аэродинамическую тень подсасывает на скорости. Как правило, это крепление используют для велосипедов и даже легких мотороллеров. Наиболее передовые конструкции имеют свои собственные блоки задних фонарей и крепление для номера — поскольку закрывают собой штатные.


Конструкция для фаркопа

Производят современные багажники множество фирм, из которых наиболее, пожалуй, известна шведская Thule. Ее багажники имеют заслуженную репутацию дорогих, но качественных изделий — они проходят строгую сертификацию, включающую краш-тесты и аэродинамические испытания. Впрочем, на шведах свет клином не сошелся — многие, возможно, предпочтут изделия не менее именитых Mont Blanc или Atera. Все серьезные фирмы предлагают широкий ассортимент креплений — можно подобрать для любого автомобиля.

И в заключение несколько общих советов. При движении на автомобиле, оборудованном дополнительным багажником, наличие этого самого багажника нужно учитывать. Не будем сейчас говорить о крайних случаях: когда на багажник взваливают несуразный по весу груз, от которого гнутся стойки кузова, — это уже клиника. Но даже допустимый для данного автомобиля вес все равно смещает центр тяжести машины вверх, что необходимо учитывать. Иногда пара десятков килограммов на крыше могут оказаться критичными в крутом повороте, вплоть до опрокидывания. Второй момент — парусность груза. Нетяжелая, но объемная поклажа вполне может вызвать моментальный крен от резкого порыва ветра — к этому тоже надо быть готовым. Третий и очень важный момент — крепление груза. Серьезные производители гарантируют, что их багажник не слетит с крыши даже при столкновении, но вот крепление самого груза к багажнику остается на совести владельца. Надо ли объяснять, сколько бед может натворить тяжелая доска, слетевшая с крыши при резком торможении?


Чего только не взгромоздят на крышу...

В общем, превратив, даже на время, свой автомобиль в грузовик, управляйте им соответственно — оставив рискованные скорости и резкие маневры до другого времени.

2 комментария к записи Дама сдавала в багаж...

  1. dik@livejournal.com 31.03.2009 в 9:24 #

    У меня в двойке, в принципе, проблем со вместмостью, пока не наблюдалось — даже профнастил для забора размером 3000×1100 вполне воез внутрь =)

    хотя для всяких диванов использую старый совковый багажник на крышу.

  2. rowero 22.12.2010 в 20:35 #

    О багажниках рассказано не всё.

    «Toppola»-вот это багажник!!!!!