Проекты

Резина для спортсмена

Каждый раз, когда очередной комплект покрышек готов проследовать на свалку, мы сталкиваемся с проблемой выбора. Гладкие или «зубастые»? Наши или импортные? «Направленные» или «ненаправленные»? Какой рисунок протектора лучше? Какой производитель надежнее? Где та волшебная грань «цена-качество»? Чтобы получить теоретическую базу для выбора, стоит присмотреться к экстремальным случаям — колесам для автоспорта. Ведь именно в них максимально выпячены все характерные особенности разных типов протектора.

Автомобиль соприкасается с дорогой всего в четырех точках, каждую из которых можно накрыть ладонью. И на этой небольшой площади происходит взаимодействие с окружающим миром огромного импульса — массы, помноженной на скорость. За счет такой маленькой площадки машина разгоняется, тормозит и совершает маневры. Поэтому надежность контакта колеса с дорогой, безусловно, — важнейший элемент управления. В автоспорте, где скорости велики, а маневры всегда на грани, правильный выбор резины зачастую определяет результат гонки, так что стоит посмотреть, какие колеса выбирают пилоты и почему.

Первый и важнейший критерий, по которому происходит выбор резины, — это тип покрытия. Асфальт, грунт, гравий, снег, лед — каждая трасса требует своего отдельного решения. В отличие от гражданского водителя, который обходится двумя комплектами резины — зимней и летней (да и то некоторые норовят сэкономить, покупая «всесезонную» резину), автогонщики зачастую привозят с собой четыре-пять комплектов колес на одну машину! Причем частенько меняют ее между заездами — если пошел дождичек или, наоборот, трасса подсохла. Чтобы понять, зачем нужно такое изобилие, посмотрим подробнее, в каких условиях работает шина на гонках.


Такая разная спортивная резина...

Самая простая и благоприятная ситуация — гонки типа дрэг по асфальтовому покрытию. Почему простая? Да потому, что состояние покрытия одинаковое на всем протяжении от старта до финиша и подобрать резину несложно. Почему благоприятная? Да потому, что асфальт этот ровный, гладкий, сухой и требует от резины только одного качества — сцепления. Это самое сцепление определяется двумя параметрами — площадью контакта и свойствами резины. Идеальное колесо для дрэг-рейсинга — низкопрофильная, широкая и абсолютно гладкая покрышка типа слик. Низкопрофильная — минимум деформации, широкая и гладкая — максимальная площадь контакта. Причем резина должна быть как можно более мягкой, чтобы буквально прилипать к асфальту, ведь пробуксовка на старте — это потерянные секунды, а крутящий момент у настоящего дрэг-болида о-го-го какой! Поэтому перед стартом колеса прогревают — чаще всего намеренной пробуксовкой «с дымом», но иногда и... паяльной лампой! Для победы все средства хороши, а технический регламент большинства соревнований по дрэг-рейсингу ограничивает только объем двигателя. Для этих соревнований выпускается малым тиражом специальная, очень дорогая резина, которая, увы, в силу своей мягкости служит весьма недолго. Ну а поскольку дрэг-рейсинг — это в значительной части шоу, то в эти колеса иногда добавляют специальные компоненты, чтобы дым от сгоревшей на старте резины был цветным и... обладал приятным запахом!


Дрэг-рейсинг — только слики!

Для следующего примера возьмем такой популярный тип гонок, как асфальтовые кольцевые. В эту категорию попадает множество соревнований: от «Формулы-1» до «Невского кольца». Все они имеют общую особенность — соревнования происходят на замкнутой трассе с твердым покрытием. Казалось бы, раз асфальт, то и принципы те же, что для вышеупомянутого дрэга: бери слики пошире и — вперед! Однако это не совсем так. Во-первых, в отличие от дрэга пилоту в кольцевой гонке приходится поворачивать и вообще активно маневрировать. Ну а чем шире резина, тем труднее ее повернуть — значит, на таких «катках», как в дрэге, уже не стартуешь. Во-вторых, если для дрэг-рейсинга легкий дождик — повод для отмены соревнований, то кольцевики гоняют в любую погоду. И вот здесь проявляется первый враг шинника — аквапланирование.

Прекрасно работающий на сухом покрытии слик при попадании в банальную лужу буквально всплывает на водяной подушке. Естественно, ни о каком управлении автомобилем в этом случае речь не идет — он плавает в буквальном смысле этого слова. Поэтому для кольцевиков кроме «сухой» (настолько близкой к слику, насколько позволяет регламент) необходима еще и «мокрая» резина. Она представляет собой протектор с водоотводами, которые собирают в себя воду и выталкивают ее наружу. Форма этих самых водоотводов может быть очень различна у разных производителей — она является конечным продуктом сложнейших расчетов и темой множества научных работ. Но общий принцип тем не менее очевиден — чем шире и больше водоотводы, тем больше воды они вытолкнут из-под колеса. Однако чем больше водоотводов, тем меньше площадь соприкосновения шины с дорогой и тем опять же хуже сцепление, а значит, разгон и управляемость! Здесь важно найти такое сочетание, когда и аквапланирования нет, и сцепление хорошее, а потому гоночная команда часто имеет множество комплектов шин — от «совсем сухой» до «ливневой», через «слегка влажные», «мокрые», «очень мокрые» и так далее.


Водоотводы

Совсем с другими проблемами сталкиваются пилоты чисто грунтовых гонок — автокросса. Если асфальт от дождя становится всего лишь мокрым, то грунт раскисает, липнет на колеса, забивает арки, скользит. Однако и сухой грунт — не асфальт, так что слики в автокроссе не в ходу. Грунтовая резина всегда более или менее «зубаста», отличается лишь размер «зуба» — ведь речь здесь идет не о сцепных, а, скорее, о «зацепных» качествах. Оттолкнуться на старте от рыхлого грунта — совсем не то, что от асфальта! Здесь и состав резины совсем другой — колеса не прилипают к покрытию, а, скорее, «вгрызаются» в него, покрышка много жестче. Ну а в «грязевой» резине эти особенности доведены почти до абсурда: примером могут служить так называемые «соски» — покрышки с огромными толстыми резиновыми шипами длиной в полпальца.


Грязевой шип — «соски» или «сиськи» 🙂

Кстати, в связи с этим хочется сказать о колесах для передней и задней оси. Почему-то считается аксиомой, что наилучшее решение для любой машины — когда все четыре колеса абсолютно одинаковые. А между тем, особенно на моноприводе, эти колеса выполняют совершенно разные задачи — почему же они не должны отличаться? Как раз должны! Ведущая ось толкает (тянет) автомобиль, а неведущая обеспечивает курсовую устойчивость, поэтому колеса тоже бывают «тяговые» и «курсовые». Первые должны иметь преимущественно продольное сцепление: их задача «вцепиться» в трассу и обеспечить разгон, а вторые — преимущественно боковое сцепление: они должны удержать машину на курсе в вираже. И как раз на кроссовой резине это видно особенно отчетливо: нормальный комплект — «зубы» на ведущей оси и «шпалы» на неведущей («шпалы» — жаргонное название кроссовой резины с отчетливо выраженным продольным рисунком).


«Зубы» и «шпалы»

Самое крайнее выражение «грязевая» резина приобретает на соревнованиях по трофи-рейдам, джип-триалам и прочих гонках для внедорожников. Здесь во главу угла ставится проходимость, проходимость и еще раз проходимость! Задние колеса трактора «Беларусь» — это еще не самое одиозное решение. Огромные грунтозацепы с большими промежутками между ними, чтобы колесо самоочищалось и не залеплялось грязью, — вот идеал для бездорожья. Такое колесо должно цепляться изо всех сил, чтобы обеспечить машине тяговое усилие.


Внедорожная резина с большими грунтозацепами

Впрочем, самые сложные требования к резине предъявляют гонки типа ралли и ралли-кроссов. Сложность в их противоречивости — эти гонки сочетают в себе участки как грунтового, так и асфальтового покрытия. Вовсе не редкость такая ситуация, когда в течение одной гонки машина выскакивает на асфальт, потом ныряет в непролазную грязь, потом опять на асфальт... Во время гонки не поменяешь слики на «зубы» и обратно — а значит, колеса должны обеспечивать движение в любых условиях! Как правило, раллийная резина представляет собой разной степени удачности компромиссы, со смещением результата как в одну, так и в другую сторону. И здесь уже задача руководителя команды соотнести состояние трассы, настройки машины, предпочтения пилота и выбрать подходящий комплект покрышек. Зачастую именно правильность этого выбора является решающим фактором в борьбе за пьедестал!


Дрэг и кросс

Однако вернемся к нашей повседневной реальности и к нашим обычным дорогам. Вряд ли нормальный водитель для повседневной езды будет хранить пять комплектов специализированных колес, так что задача гражданских шин — обеспечить приемлемую универсальность. Чтобы и по сухому асфальту разгон нормальный, и по мокрому не всплывать, и по вязкому чернозему до дачи кое-как проползти. Известно, что всякое универсальное устройство хуже специализированного, но технологии производства шин шагнули так далеко, что большинству производителей удается сохранить все параметры в равновесии. И все же конечный выбор среди моря предложений водитель должен делать сам, основываясь на своих предпочтениях. Город, трасса или проселок? Быстро и резко или медленно и плавно? Короче говоря, кто вам ближе — кольцевики, кроссовики или раллисты? А может, вообще джиперы? Выбирайте...

Один комментарий к записи Резина для спортсмена

  1. guntis 10.06.2009 в 21:50 #

    Zdrastvuite! Vopros...

    Prochital vashu statju pro pokrishki. Ja zanjimajus avtokrossom . Skazhite , gdze mozhno priobresti krossovuju rezinu s grjazevimi shipami (Грязевой шип — «соски» или «сиськи»)?

    Njikak njemogu v internete naiti nji nazvanija proizvoditelja nji nazvanija etim koljosam. Interesujet 185/70 r-14 razmer.

    Spasibo 🙂