Ремкомплект


«Основное различие между предметом,
который может испортиться, и
предметом, который испортиться не может,
состоит в том, что предмет, который не может
испортиться, невозможно починить, если он
все-таки испортился».
(Дуглас Адамс. «Автостопом по галактике».)

РемкомплектЭнтропия неумолима – еда засохнет, водка выдохнется, Солнце погаснет, Вселенная сколлапсирует, а автомобиль – сломается. Рассказы о неломающихся иномарках оставим жуликам от маркетинга, а сами будем готовы – сломается, причем непременно. Рано или поздно ломается все. Причем закон подлости (столь же неумолимый, как законы физики) говорит нам о том, что сломается он, скорее всего, отнюдь не перед воротами автосервиса.

Как гласит третий закон Мерфи: «Из всех неприятностей произойдет именно та, ущерб от которой больше». Поэтому каждый автолюбитель должен быть готов к тому, что когда-нибудь его верный конь встанет бездыханным на дороге в ста километрах от чего угодно. И хорошо, если это «что угодно» будет Москвой или иным крупным мегаполисом, имеющим службу аварийной эвакуации и мобильную связь, но ведь просторы Родины велики, а плоды цивилизации размещены по ним очень неравномерно. И потому весьма вероятна ситуация, что автолюбителю придется в критической ситуации рассчитывать только на себя и на содержимое своего багажника. Вот об этом содержимом и стоит поговорить отдельно.

Если провести специальную акцию и осмотреть багажники сотни случайным образом выбранных автомобилей, вы поразитесь разнообразию хлама, который возит с собой среднестатистический автовладелец. Иной раз среди забытых пакетов, драных тряпок, прочитанных журналов и баклажек из-под «незамерзайки» не найдется и элементарного баллонного ключа, а иногда окажется, что одних ключей на 17 штук пять, зато ключ на 13 забыт в гараже… Прежде всего это вопрос отношения к жизни вообще и к автомобилю в частности.

Обрисуем для наглядности две полярные позиции:
1. «Я езжу только от дома до работы и обратно, дневной пробег составляет тридцать километров, на пути у меня восемь шиномонтажных мастерских и двенадцать автосервисов. Устройства автомобиля не знаю и знать не желаю — пусть другие руки пачкают».
Рекомендуемый состав ремкомплекта: бумажник и мобильный телефон.
2. «Я постоянно совершаю дальние экспедиции, то в пустыню Гоби, то в дебри тайги. Ежемесячный пробег составляет 5-6 тысяч километров. Нет такой гайки в моей машине, которую бы я не отворачивал минимум два раза».
Рекомендуемый состав ремкомплекта: запасной автомобиль в разобранном виде и оборудование ремонтной мастерской.

Однако средний российский автолюбитель находится где-то между этими двумя полюсами. Этот воображаемый водитель ездит в основном по городу, но не боится и дальних поездок, годовой пробег его автомобиля 15-20 тысяч, он не способен выточить напильником полуось из старого рельса, но может самостоятельно заменить колесо или лампочку. Концепция ремкомплекта — обеспечить движение своим ходом до места ремонта. Состав комплекта зависит от двух основных факторов: марки автомобиля и ремонтной квалификации водителя (человеку, неспособному заменить колесо, бессмысленно возить с собой иглу карбюратора — он просто не найдет, куда ее вставить).

Ремкомплект
Автомобиль — сложная штука…

Прежде всего — обязательный минимум. В него входят: баллонный ключ, свечной ключ, домкрат и запасное колесо. Когда-то этим набором комплектовался любой сходящий с конвейера автомобиль, теперь же это скорее исключение, чем правило. Располагая таким минимумом, можно ликвидировать последствия самой распространенной поломки — прокола колеса. Кроме того, свечной ключ — приспособление совершенно незаменимое. Выкрутить свечу каким-либо другим инструментом практически невозможно, а почти любая диагностика неисправности двигателя начинается со свечей.

Но главный и наипервейший друг водителя – буксировочный трос! В случае серьезной поломки всегда лучше найти буксир, нежели перебирать на дороге, скажем, поршневую. Поэтому к выбору троса стоит отнестись со всей серьезностью – цветные китайские веревочки, в изобилии развешанные по стенам в автомагазинах, годятся только для украшения новогодней елки и рвутся даже от пристального взгляда. Крепкий, но мягкий канат длиной метров пять, для удобства пользования снабженный карабинами, – вот выбор человека, заботящегося о себе и своей машине.

Кстати, о буксировке. Многие считают, что автомобили с АКПП нельзя буксировать в принципе. Это не совсем так. В конце концов, если эвакуатор с погрузкой недоступен по географическим причинам, не закопать же свой любимый автомобиль на просторах Родины? Ничего подобного! Во-первых, есть знаменитое «правило 50х50» – буксировать со скоростью не выше 50 км/ч на расстояние не более 50 км, а затем останавливаться и ждать охлаждения ATF в коробке. При этом, если есть такая возможность, хорошо долить в коробку пару литров «лишнего» ATF. Однако сможете ли вы поручиться, что водитель того Камаза, который любезно согласится вас буксировать, не забудет об этом правиле через пару километров, как бы тщательно вы ему ни объясняли? Увы, человек несовершенен. Поэтому лучше всего отсоединить АКПП от ведущих колес, решив эту проблему радикально. Задача технически не простая, но решаемая, особенно если другого выхода у вас нет. Проще всего заднеприводным автомобилям – достаточно снять кардан. У переднеприводных надо отсоединить приводы, что гораздо сложнее, но тоже вполне возможно. Поставленный в безвыходное положение человек способен на многое!

Ремкомплект
Не всякую поломку легко починить…

Следующий шаг — инструментальный набор. Чтобы устранить самостоятельно какую-либо неисправность, совершенно необходимы:

  • крепкие пассатижи (избегайте дешевых блестящих поделок из Турции и Польши — разочарование будет велико).
  • четыре отвертки — крестовая, простая, тонкая и мощная (не советую соблазняться универсальностью «отверточных наборов» — их прочность и удобство пользования заметно уступают «простому» инструменту).
  • набор рожковых ключей всех размеров. Рекомендую двойные ключи «рожок-рожок», а не «рожок-накидное кольцо», так как первые, как правило, имеют «перекрытие» типоразмеров (например, ключи 12х13, 13х14, 14х17 и т. д. в одном наборе), поэтому каждый размер получается в двух экземплярах. (Если вам придется когда-нибудь откручивать гайку с контргайкой одного размера, вы оцените этот совет.)
  • набор торцевых головок. Некоторый крепеж в автомобилях поддается откручиванию только ими — рожковым ключом не подлезешь. Кроме того, в хороший набор входит свечной ключ, да и баллонный при этом не нужен — колесные гайки легко открутить подходящей головкой.
  • «газовый» ключ или его специализированный автомобильный аналог — самозажимные клещи (в народе называемые «самохват» или «аллигатор»). Когда грани на упрямой гайке будут сорваны, настанет его очередь.
  • молоток и небольшое зубило. После того как вышеупомянутая гайка будет изуродована еще и «газовым» ключом, ее останется только срубить…
  • монтировка. Не для того чтобы монтировать колеса (вы уверены, что сможете самостоятельно перемонтировать колесо? То есть, отделить покрышку от обода, двумя монтировками перетянуть борт шины через закраину диска, извлечь старую камеру, вставить новую (правильно вставить!), смонтировать покрышку обратно на диск… Ну, как, страшно не стало? Если не стало, то вы либо никогда не пробовали это проделать, либо — вы водитель-профессионал старой закваски, и эта статья не про вас писана), а как удобный и мощный рычаг.
  • перочинный нож. Для зачистки проводов, отрезания изоленты, приготовления бутербродов, открывания бутылок… — да мало ли еще для чего.
  • тестер или простейший пробник из лампочки с проводами. Для поиска неисправностей в электропроводке.
  • «кривой стартер» (рукоятка для проворачивания двигателя). Если есть куда его вставлять.
  • специфический инструмент, необходимый именно вашей машине (шестигранники, ключи TORX, особые съемники и т. п.). Если есть необходимость и еще осталось место.

Ремкомплект
Инструмента много не бывает!

Весь вышеперечисленный набор инструментов позволяет произвести практически любой средней сложности ремонт в полевых условиях и своими силами. Несмотря на длинный список, он не занимает много места, но может здорово выручить водителя в критической ситуации. Однако к нему неплохо иметь самый минимальный набор запчастей и вспомогательных средств.

Клиновидный (приводной) ремень. Этим ремнем приводится генератор и во многих моторах — водяная помпа и вентилятор. Если без генератора можно спокойно проехать километров сто (днем), то без помпы вы и ста метров не протянете. Стоит приводной ремень недорого, замена проблем не вызывает — так что возите его с собой всегда. Отдельное слово — про зубчатые ремни привода распределительного механизма. Обрыв такого ремня исключает возможность дальнейшего движения надолго. Если ваш двигатель после такой неприятности не ломает клапана поршнями, то такой ремешок лучше возить с собой. Даже если вы не уверены в своей способности заменить его самостоятельно, то на ближайшем придорожном автосервисе может подходящего просто не оказаться. Если ваш двигатель имеет цепной привод распредвала, то цепь возить с собой не нужно: рвется она крайне редко, а порвавшись, производит такие разрушения, что лучше сразу искать буксир.

Предохранители, изолента и провода. Неисправности электрооборудования крайне редко бывают фатальными, то есть такими, когда дальнейшее движение невозможно. Ну а вообще, если у вас ночью погасли фары, а предохранители целы (так обычно и бывает), то кусок провода и изолента вам пригодятся — можно кинуть провод на фары прямо с аккумулятора, не затрудняя себя ночной диагностикой электрооборудования.

Технические жидкости. Их, к счастью, в автомобиле немного — бензин, охлаждающая жидкость, масло и «тормозуха».
Возить с собой бензин стоит только в двух случаях: если вы отправляетесь в совсем уж глухие места или если у вас непредсказуемо врет указатель уровня топлива.
Тосол и прочие жидкости для охлаждения двигателя могут быть с успехом временно заменены водой (вспомните концепцию — добраться до места ремонта). Однако рекомендуется все-таки возить с собой один-два литра. Если утечка произошла небольшая, то это позволит вам избежать полной замены жидкости впоследствии (что неизбежно, если добавлять воду).

Литр масла возить с собой не помешает, если ваш мотор склонен к его расходу. Больше литра таскать бессмысленно — неожиданная потеря более чем литра масла обычно связана с такими тяжелыми неисправностями, что доливом не обойтись.
Баночка тормозной жидкости — вещь, несомненно, нужная. При небольшой течи в тормозной системе можно двигаться к месту ремонта, доливая жидкость. Кроме того, иногда приржавевшие насмерть гайки удается стронуть с места, полив их «тормозухой» (правда, специальные жидкости типа WD-40 в этом случае уместней).
Очень удобно возить с собой маленький тюбик с быстросохнущим компаундом типа «холодная сварка». Этим составом зачастую удается замазать трещины, через которые и происходит утечка технологических жидкостей.

В заключение стоит упомянуть об обратной стороне технического прогресса. Чем современнее и надежнее автомобиль, тем сложнее его починить, когда он все-таки сломается. Если старый карбюраторный агрегат в 90% случаев поддается оживлению при помощи отвертки, молотка и технической смекалки, то современная иномарка зачастую представляет собой совсем уже «вещь в себе», к которой без диагностического компьютера и подходить не стоит. Всякая монета имеет свой реверс…

11 комментариев

  1. Mynine

    Да, если машинка старая, то все перечисленное весьма пригодится. Я на своей субаре раньше возил такой комплект, так раз попали с женой в аварию аккурат посередке между Питером и Москвой, мятый бампер, капот, минус фары, и главное — радиатор пробит. Так ничего, часа через четыре уехали дальше в Москву своим ходом.
    «Поставленный в безвыходное положение человек способен на многое!»
    Все думаю пост написать об этом ремонте в экстремальной ситуации, но никак не собраться…

  2. tesanoff.livejournal.com/

    Проверяю работу OpenID, и заодно отвечаю на часть вопросов, заданных в ЖЖ.

    1. Сходить по внешней ссылке — не напряжёт.

    2. Тест-драйвы всего на свете (в т.ч. автомобилей) в твоём исполнении конечно же интересны.

    3. Анонсировать местные материалы в ЖЖ, по-моему, не надо. Потому что я через RSS читаю и то, и это. И таких, как я, думаю, довольно много.

  3. users.livejournal.com/zubr_

    1. Удивлён отсутствием проводов для прикуривания в ремкомплекте. Согласен, на трассе стать со сдохшим аккумулятором почти нереально. Но вот утром не завестись — это легко.

    2. Если есть выбор: металлический трос, или буксировочный трос типа «канат» — что предпочесть?
    Металлическим тросом можно вырвать часть машины; но при этом если тянуть мягко и аккуратно, то он точно не порвётся.
    «Канатом» можно дёрнуть машину, но при этом он рано или поздно порвётся.
    Какие еще аргументы, или уместные случаи для использования есть для каждого из типов?

    Еще мелькал совет иметь два каната и крепить их одновременно с двух разных сторон (левой и правой) автомобиля — так усилие распределяется равномерно на два каната. Получается сочетание «крепкого металла» и «упругости каната».
    Что думаете?

    • Semiurg

      Провода для прикуривания — отдельная тема. Вообще, в продаже сколько-нибудь приемлемых для эксплуатации проводов не обнаружено… Я себе комплект городил сам. Кроме того, далеко не любую машину можно «прикуривать».

      Что касается троса — то нормальный двухтонный капроновый реп никому еще порвать не удалось. Немного подробнее о тросах и буксировке здесь:
      http://semiurg.ru/2009/03/26/ehjj-na-buksire/

  4. Tesanoff

    > Как выясняется, RSS-ом мало кто пользуется почему-то…

    Может, не все признаются?

    Очень уж удобно, когда всё в одном месте, с удобным интерфейсом, разложено по полочкам, снабжено ярлычками, само по себе обновляется и весьма ощутимо экономит траффик. Это я про гугль-ридер.

    Ведь кроме вредленты обычно ещё много чего читать хочется. А в несколько мест для этого лазить очень неудобно.

    • Semiurg

      Большинство современных машин с компьютерными системами управления двигателем очень чувствительны к этой операции — можно тупо спалить электроники тыщ на несколько баксов…

  5. Sem

    ну если прикуривать правильно — то вроде как вероятность что-то спалить практически нулевая. то есть глушим обе машины, цепляем концы к одной, потом цепляем плюс ко второй, к аккумулятору, а минус — подальше от него, чтобы если будут искры — точно не бабахнуло. после чего заводим «донора», даем поработать, глушим. если сильно страшно — можно отстыковывать концы и пробовать заводить потерпевшего. если не сильно страшно — можно пробовать заводить не отстыковывая, но двигатель донора при этом ОБЯЗАТЕЛЬНО заглушить. в этом случае все системы работают штатно — и стартер и генератор, так что спалить что-то каким-то лишними выбросами токов или напряжений крайне маловероятно.

Оставить комментарий

Новая книга