Проекты

Разбить стекло молотком...

Как бы ни любили мы свои личные машины, а общественным транспортом пользоваться иной раз приходится... Не стоит забывать, что все эти «Газели» и ПАЗы — не только источник пробок и потенциальная опасность ДТП, но и средство перевозки пассажиров, в число которых попадаем иногда и мы. Поэтому, когда мне предложили тест-драйв городского автобуса Hyundai County, я радостно согласился: когда еще посмотришь на мир с водительского места маршрутки?

Шестиметровый Hyundai County принадлежит к классу малых автобусов и предназначен для внутригородских перевозок в качестве маршрутного такси, а также для пригородных перевозок и корпоративных нужд. Несмотря на корейское название и происхождение, собирается этот агрегат вовсе не в дальних азиатских краях, а вполне рядом — на Ростовском заводе грузовых автомобилей, РЗГА, действующем на промышленной площадке Таганрогского комбайнового завода. Сейчас эту машину усиленно продвигают в качестве замены «Газелям» и ПАЗам на городских линиях маршрутного такси — к 2008 году РЗГА обещает выйти на цифру в 3,5 тысячи собранных автобусов.

Внешность Hyundai County оптимально рассматривать метров этак с десяти. Во-первых, можно окинуть взглядом всю машину сразу, а во-вторых, не так заметны некоторые, скажем так, особенности сборки. Ну, например, несходимость иных панелей кузова миллиметров на восемь — за такое отправили бы в брак даже «Жигули». Но, повторюсь, если издалека — ничего так выглядит, нормально. Коробочка на колесах с унылой физиономией похмельного корейца: раскосые узкие глазки, припухшая выштамповка под лобовиком, собравшийся в куриную гузку рот-радиатор... Не Джуджаро рисовал, и не Пининфарина, но для маршрутки сойдет. ПАЗ небось тоже не бог весть какой шоу-стоппер. Так что традиционный для тест-драйвов разбор дизайна я, пожалуй, пропущу — разбирать нечего. Автобус как автобус — с изяществом шлакоблока и аэродинамикой дровяного сарая. Вот разве что большая площадь остекления радует — внутри будет светло и не скучно.


Не красавец...

Кузов трехдверный. Есть дверь водительская, выдвижная на электроприводе дверь пассажирская и еще одна — запасная, расположенная сзади. Именно на ней навязчиво предлагается разбивать специальное круглое стеклышко молотком — чтобы дотянуться до ручки открывания. Вообще, эта ярко-красная надпись наклеена в автобусе буквально везде — под и над стеклами, на двери и возле того самого пресловутого молотка, который в салоне честно имеется. Молоток отличный — красный, пластиковый, с острыми металлическими концами. На маршруте его, безусловно, сопрут между первыми же двумя остановками — у меня самого руки чесались, честное слово! А вот дублирование сакральной надписи снаружи вызвало некоторое удивление — там автобус молотками не оборудован. Вероятно, молоток должен быть у каждого свой.


Молоток прилагается

Салон Hyundai County имеет аж 22 сидячих места — если считать расположенное рядом с водителем. Правда, как на него должны попадать люди, осталось загадкой. Похоже, что предполагалась еще одна дверь, но потом на ней решили сэкономить, и теперь в это кресло нужно лезть через моторный отсек или через водительское место. Это в принципе возможно, но чрезвычайно неудобно и требует определенной ловкости и силы духа. Зато это единственное, кроме водительского, кресло, оборудованное ремнем безопасности. Наверное, оно предназначено для кондуктора, которому выходить на маршруте незачем. Так же странно и неудобно расположены два кресла второго ряда — на возвышении и без поручней рядом, так что взобраться туда на ходу сможет только самая ловкая старушка. Зато, по утверждениям дилера, Hyundai County имеет разрешение на использование стоячих мест — то есть, в отличие от «Газели», сюда можно набить непредсказуемое количество народу на совершенно законных основаниях. Если на выдохе, то, пожалуй, столько же, сколько сидячих.


22 места — больше ''Газели'', меньше ПАЗа

Салон отапливается двумя радиаторами печки под сиденьями, что сразу вызвало некоторые сомнения — теплотворная способность дизеля и так невелика, а если его охлаждать через такие отопители, то по морозу он, пожалуй, и вовсе в режим не выйдет. Вот украинский «Богдан», сделанный на базе того же Hyundai County, имеет на этот случай автономку, а здесь опять сэкономили... Думается мне, что водитель в таком случае оставит печку только для себя, а пассажиры себе сами надышат. Вход-выход пассажиропотока осуществляется посредством электрооткрываемой двери — она медленно, с отчетливым жужжанием отъезжает наружу и назад. Так что открыть ее самостоятельно и выскочить на светофоре пассажир не сможет, ну и снимается вечная проблема «Газелей»: «Дверью не хлопать!!!» Дверной проем имеет низкую ступеньку и достаточную ширину — так что со входом и выходом проблем быть не должно.


Комфорт — для слабых духом!

Водительское место сразу удивило жестким креплением сиденья к кузову. Я отчетливо помню, что на корейском автобусе оно было на пневмоподвесе! А тут — жигулевские салазки... Опять сэкономили соотечественники. Впрочем, следы жесткой экономии видны буквально везде — начиная от двери. Она отделана тонким, звонким и жестким пластиком самого затрапезного вида, криво привернутым посредством множества саморезов с открытыми головками. По секрету мне сообщили, что это уже большой шаг вперед — на первых экземплярах был прямо на железо приклеенный ковролин... Передние стойки кузова и дверной проем не отделаны вовсе ничем — крашеное железо. Панель родная, корейская, с нерусскими надписями на кнопках. Интересно будет выглядеть объявление: «Требуются водители на маршрут, со знанием англ. языка...» Панель пристыкована к кузову какими-то подозрительными проставками на неизменных саморезах, такое впечатление, что с размерами как-то не угадали и подгоняли по месту. Впрочем, следы «подгона по месту» видны везде — на грубо отпиленных ручной ножовкой пластмассовых дугах крепления потолка и даже на вырубленных, похоже, большим зубилом нишах под петли двери. Автобус производит неприятное впечатление какой-то кустарщины — от криво сидящих в проемах фар до пупырчатого, но все равно скользкого пластикового покрытия пола. Желание производителя снизить цену до конкурентоспособной на фоне ПАЗа по-человечески понятно, но ощущение не очень...


Вот так оформлены дверные петли...

Руль в Hyundai County регулируется по наклону, хотя и в небольших пределах, сиденье можно сдвинуть вперед-назад и изменить наклон спинки. В принципе устроиться можно, но в «Газели» водительское место, пожалуй, покомфортнее. Особенно учитывая экономию на амортизации сиденья — сидящего прямо над колесом водителя на неровностях жестко встряхивает. Пожалуй, работать в таких условиях изо дня в день я бы не хотел — проблемы с позвоночником гарантированы. Ремень безопасности присутствует, но, чтобы застегнуть его самостоятельно, придется проделать буквально акробатический трюк — настолько далеко сзади он расположен. Впрочем, ни разу не видел пристегнутого водителя маршрутки...


Труженикам баранки

Поза водителя «автобусная» — горизонтальная баранка, прямая спина, опущенные вниз ноги. Под правой рукой короткий рычаг КПП, причем с зеркальным расположением передач. То есть первая — влево-на-себя, а четвертая — вправо-от-себя. Я поначалу все время путался и был вынужден отвлекаться от дороги, чтобы посмотреть на рукоять. Коробка, естественно, механическая, пятиступенчатая. Четкость переключения довольно паршивая — попасть из первой во вторую, а не в заднюю мне удалось далеко не с первого раза...


Задом наперед, все наоборот...

На ходу автобус — сарай сараем, но ничего другого я и не ожидал. Чтобы оценить нюансы, мне, признаться, не хватает опыта вождения автобусов — непривычны габариты, неудобно ориентироваться по зеркалам. Возможно, матерый «маршруточник» был бы тут более информативен. На пустой машине мотор странно реагирует на педаль газа — до половины хода реакции ноль, а потом неожиданный подхват. Тормоза чрезвычайно ватные, абсолютно неинформативные, но берут хорошо. Гидроусилитель руля мощный, позволяет крутить руль без усилия, даже стоя на месте, но никакой обратной связи нет и в помине. Двигатель — 130-сильный турбодизель. На пустой машине он позволяет разгоняться прямо-таки с легковой динамикой, так что, по идее, должен неплохо тянуть и загруженную. Возможно, для объективности теста стоило набить полную машину злобных, невыспавшихся и замерзших пассажиров, но до такой степени вживаться в образ мне не хотелось...


Турбодизель, однако!

Hyundai County упорно позиционируется как «современная и комфортная замена „Газелям“ и ПАЗам». Про комфорт я уже упоминал выше, а вот ничего такого современного я в конструкции, признаться, не усмотрел. Подвески — зависимые мосты на рессорах, тормоза — барабанные... Где тут технологический прорыв? Да, турбодизель, конечно, для автобуса лучше бензинового двигателя, но сейчас, когда солярка стоит дороже 76-го бензина, это для многих не будет решающим аргументом. Единственный безусловный плюс — наличие АБС, но цена в миллион с лишним рублей (две «Газели» или полтора ПАЗа) для большинства маршрутковладельцев перевесит этот факт. Особенно учитывая качество сборки...


''Мелкие'' огрехи сборки...

Конечно, от городского автобуса никто не ждет большого изящества, интересного дизайна или феерического комфорта. Но, по моему скромному мнению, столь низкое качество исполнения свидетельствует об общей культуре производства и некотором даже пренебрежении к конечному потребителю. Пристально рассмотрев Hyundai County, очень хочется чего-нибудь в нем разбить тем самым молотком...

Comments are closed.