Проекты

Меж УАЗом и «Паджеро»

Первенец завода «Дервейс», суровый внедорожник «Ковбой» ныне снят с производства. Его место заняли глянцевые обтекаемые Shuttle, Land Crown, Saladin и другие машины более традиционного вида и содержания. Однако на вторичном рынке они как раз начинают появляться. Так что если кому-то захочется приобрести себе именно «Ковбоя» — найти этот автомобиль можно. Потому тест-драйв первой модели «Дервейса» все еще актуален.

Представители «Дервейса» называют свое предприятие первым частным автозаводом в России — его финансирует местная ликеро-водочная компания «Меркурий». Изначально эта машина проектировалась на шасси румынского ARO-244 (потомка опять же нашего ГАЗ-69) с двигателем ЗМЗ-409, но, в отличие от автогигантов, небольшому заводу не требуется десять лет, чтобы изменить в базовой модели хотя бы форму дверных ручек, — попавший ко мне на тест-драйв «Ковбой» уже сильно отличался от прототипа. Этот большой утилитарный внедорожник собран на шасси «Паджеро» и имеет 2,4-литровый бензиновый двигатель «Мицубиси».

Внешность внедорожника сразу напоминает о стиле милитари: рубленые формы прямоугольного кузова, подчеркнутая простота дизайна, прямой лобовик, большие колеса... Очень брутально. Сразу же куча ассоциаций: Land Rover Defender, Jeep Wrangler, Nissan Patrol, Toyota Land Cruiser, Mercedes-Benz Gelandewagen — все они произошли от военных машин и послужили многим армиям мира. В общем, нарочитая простота линий внедорожнику не в укор, а сходство с «Гелендвагеном» и вовсе создает ауру суровой крутизны, столь ценимой настоящими джиперами. Однако в случае с «Дервейсом» это не изыски дизайнеров, пытающихся поразить пресыщенного западного покупателя, а технологическая особенность.


Трубчатый каркас и мотор

Дело в том, что кузов «Ковбоя» представляет собой каркас из стальных труб квадратного сечения, на который навешены пластиковые панели. Это определило общие рубленые очертания и использование плоских стекол. В принципе эту технологию нельзя назвать современной — большинство производителей отказались от нее в пользу несущего кузова, так получается более легкая конструкция. Однако для настоящего утилитарного внедорожника, да еще и рассчитанного на российские условия эксплуатации, рама и каркас представляются удачным решением, и не только с точки зрения удешевления производства. Прочная, не подверженная коррозии машина, любая панель которой меняется при помощи одной крестовой отвертки, — это ли не мечта любого джиповладельца? Царапины не перейдут в гниль, поврежденную кузовную деталь не надо рихтовать, а штампованный пластик много дешевле железа. Снял — выкинул — прикрутил новую. Лениво менять — эпоксидкой подклеил. Правда, теперь, когда машина снята с производства, простая замена деталей будет, пожалуй, осложнена их поиском.


Кузовные работы — одной отверткой!

В целом автомобиль смотрится весьма солидно и пропорционально, разве что капот выглядит несколько кургузым. Удивило то, что пластмассовость совершенно не бросается в глаза. Чтобы понять, что кузов изготовлен из не совсем обычного материала, нужно постучать по его панелям. Поверхности ровные, зазоры невелики. Некоторые мелочи, правда, выдают подпольное сотрудничество с ВАЗом — повторители поворотов и ручки дверей «десятого» присхождения, сзади — фонари от ВИС...

И передние, и задние двери широкие, с опускающимися стеклами и удобными пластмассовыми карманами для карт и всяких мелочей. Задняя дверь — двустворчатая. На правой створке висит запасное колесо, закрытое пластиковым чехлом. Большая площадь остекления и солидные (паджеровские, между прочим) лопухи боковых зеркал заднего вида создают неплохой обзор. У машины короткие свесы и приличный дорожный просвет. Очень кстати пришлись широкие подножки, без них в высокий салон пришлось бы запрыгивать с разбегу.


Широкие распашные двери

Салон... Салон полон заимствований, и, увы, не у японцев. «Десяточный» руль (хотя и обтянутый кожей), скрипучий пластик и родные до боли «копеечные» дефлекторы вентиляции. Панель приборов от «десятки» же — фирменное дрожание не в такт кузову перешло по наследству. Пластик ровненький, но опять же какой-то «десяточный» по качеству — жесткий и скрипит. Огорчило, что за климат отвечает стандартный «десятый» блок управления — вещь, известная странной логикой работы и удивительной ненадежностью. Смотрится все это бедненько, но прилично.


Салон весьма прост

Сиденья (тоже отечественные) умеренно неудобны. Зато объем... Даже самого мощного телосложения водитель не будет пихать локтями пассажира, а сзади без проблем усядутся трое — благо пол ровный, а кузов широкий. Багажник вообще выше всяких похвал — в предоставленной для тестирования машине там стоял сабвуфер, а так, наверное, вполне можно засунуть тушу лося. В машине тепло, шумы, несмотря на не слишком аэродинамичный кузов, не мешают разговаривать.


Большому человеку — большую машину!

Педальный узел, похоже, рассчитан на армейские сапоги. Педали разнесены как-то не по уму: газ находится намного глубже тормоза, что вызывает массу неудобств, особенно в первое время. Коробка передач грубовата: любое переключение требует серьезного усилия. Но избирательность пристойная — найти ту или иную передачу не составляет труда. Похоже на тяжелую армейскую наследственность: передачи, прежде всего, не должны выбиваться в тяжелых дорожных условиях, а ежели кто переключать не может — упал-отжался, для тренировки рук.


Багажник здоровенный

На ходу машина довольно тяжела — разгоняется неохотно, двигатель надо хорошенько крутить, на что он отзывается громкими недовольными звуками. 130 паспортных лошадей вяло перебирают ногами где-то в глубине трансмиссии. «Ковбой» — заднеприводник с подключаемым передним мостом. Колесные муфты, как на УАЗе, переключаются вручную, на ступицах, а привод — рычагом раздатки. Для бездорожья есть пониженная передача и электронная блокировка заднего дифференциала.


Полный привод — колесные муфты и раздатка

Когда передвигаешься на «Ковбое» по городу — ощущение двойственное. Огромные колеса мягко глотают большинство ям, обзор отличный — даже поверх крыши какого-нибудь «Круизера». Зато задних пассажиров подбрасывает на больших кочках вполне ощутимо — рессоры, однако. Тут же выявилась очередная мелкая недоработка — ручки над дверями такие мизерные, что руку толком не всунешь, только кончики пальцев. Передняя подвеска независимая, на поперечных рычагах и торсионах, со стабилизатором поперечной устойчивости, что, по идее, должно давать приличную управляемость на асфальте. Однако не ждите тут чего-то особенного, машина ведет себя на дороге, как типичный грузовик. В крутом повороте прыгающая на рессорах и отчаянно «козлящая» корма стремится уйти в радикальный занос. Ну а передок не любит даже легкого торможения в вираже на скользком покрытии: повернутые колеса начинают радостно скользить боком и машина с самоубийственным упорством едет в кювет. В этом случае надо немедленно бросать тормоз и аккуратно распрямлять траекторию рулем — надеясь, что ширины дороги хватит. Возможно, причиной тому то, что подвески изготовлены в Китае, хотя и по лицензии.

Вообще, китайских узлов довольно много — тормоза, например, дисковые спереди и барабанные сзади. Тормоза, да простит меня дух великого Мао, ужасны. Сначала педаль идет вниз, не вызывая никаких заметных реакций, а потом машина неожиданно резко клюет носом, разгружая заднюю ось, каковая начинает выплясывать на дороге зловещие танцы, норовя обогнать переднюю. Эксперимента ради нашел пустую, широкую и скользкую дорогу, да и топнул по педали со всей дури — имитируя неграмотное экстренное торможение. Результат был ровно такой, как я и ожидал, — торможение завершилось кормой вперед. Если бы я не был готов к этому маневру — лежать бы мне в кювете. Да, АБС такой машине явно бы не помешала.


Сейчас ка-а-а-ак тормозну!

Рулевое управление — «винт-гайка» с гидроусилителем, опять же китайское, аналог «Тойоты». Руль легкий, но абсолютно неинформативный, а на скорости свыше 100 км/ч требуется непрерывное подруливание — машина не желает ехать прямо. При 120 становится уже откровенно страшно. На кочках рулевка ощутимо блямкает и отдает в руки — то ли крестовинка с валом тоже пошла «десяточная» и люфтит с новья, то ли я не знаю что. Все-таки в этой машине жив суровый, но склочный дух УАЗа...

И, наконец, родная ковбойская стихия — природа. Глубокий сугроб машина вспарывает без малейшего напряжения, так же запросто выезжает обратно по своей колее. Для разворота на целине пришлось включать пониженную, но тоже вылез без проблем. Однако здоровенная защита двигателя и коробки отъедает сантиметров пять дорожного просвета. В колее четко видно, как «Ковбой» на этой защите катится, как на санках. А когда сдаешь назад, она загребает снег, как скреперный нож, забивая сугроб под двигатель. Потом оттуда неприятно течет растаявшая водичка и валит пар.


Защита низковата

Но в целом — проходимость на высоте. Машина легко одолевает препятствия ходом — только фонтаны снега во все стороны. Внатяг идет менее охотно — на высшем ряду на хватает тяги, а на пониженном малейшая перегазовка воспринимается как команда «Копать здесь!». Это характерное поведение джиперы называют «нивским», и его типичная причина — недостаточный для уверенной тяги на низах объем двигателя. Одно странно: на «Паджеро» этот же мотор как-то справляется?


По сугробам с разгону

Выводы

Аргументы за: очень надежный и качественный мотор «Мицубиси», практически вечная конструкция кузова, отменная проходимость и вместительность, приемлемый для утилитарной машины комфорт, ГУР, кондиционер, простые и крепкие подвески, представительная внешность и, самое главное, невысокая цена.

Аргументы против: бедный, простой и очень неизящный салон, вызывающий нездоровую ностальгию по вазовской «классике». Множество мелких огрехов наколенных технологий. Отвратительная управляемость на скорости выше 100 км/ч и опасные тормоза.

Полноценный большой внедорожник за такую цену — это приемлемый вариант для любителей охоты и рыбалки. Если уже тошнит от суровой простоты УАЗа, а на «Паджеро» еще нет денег — стоит прокатиться для пробы на «Ковбое». Возможно, это окажется именно то, что нужно.

4 комментария к записи Меж УАЗом и «Паджеро»

  1. zalevska 04.05.2009 в 12:36 #

    спасибо, всегда было интересно знать, во что это выльется. Меня он всегда интересовал с точки зрения «культурного факта» ))) но я видела человека, который купил его за деньги, чтобы ездить!

  2. Павел 04.05.2009 в 22:28 #

    Спасибо за ревью! Честно сказать: читаю и думаю — не дай боже такое авто :))

    • Semiurg 05.05.2009 в 8:15 #

      Ну, зато он весьма недорог. На уровне УАЗа примерно цена.

  3. Pajero 30.06.2009 в 14:48 #

    Эти машины и вправду очень классный. За материал спасибо, по больше бы информации на счет двигателя, мне интересно его настоящий расход.