Проекты

Парадигма внедорожника

Концепцию легкового автомобиля, специально предназначенного для движения по бездорожью, придумали, естественно, военные. Перебрасывать небольшие мобильные группы солдат, перевозить офицеров, осуществлять разведку — все это гораздо удобнее делать на специально приспособленной машине, чем на громоздком грузовике. Тот самый легендарный джип, который стал родоначальником обширного племени внедорожников, появился как раз в первые годы Второй мировой. И кто бы мог подумать, глядя на эту неказистую моторную тележку, что когда-нибудь слово «джип» станет символом роскоши?

Создателем автомобилей типа джип считается американский инженер и промышленник Артур Херрингтон. После Первой мировой войны он работал во Франции, где занимался проблемой создания транспортных средств повышенной проходимости. Проводил эксперименты над четырех- и шестиколесными грузовиками в содружестве с компанией «Мармон мотор» из Индианаполиса, штат Индиана. Автомобиль, созданный им, получил наименование «джип» (фонетическая передача английского сокращения GP, что значит general purpose — общего назначения). Но настоящую славу джипу дала американская фирма «Виллис» — он был представлен армейскому руководству 11 ноября 1940 года и выиграл конкурс среди изделий 135 претендующих фирм. На этих машинах стоял стандартный мотор от Willys 77 и трехступенчатая коробка передач. Вездеход вмещал четырех человек, весил чуть более тонны и развивал скорость до 105 км/ч. Всего в те годы «Виллис» выпустил более 360 тысяч джипов, большая часть из которых поступила на вооружение Красной армии. Созданная «Виллисом» схема автомобиля была настолько проста и удачна, что используется до сих пор, — так, например, внедорожники Jeep Wrangler, которые частенько встречаются на улицах, принципиально мало чем отличаются от своего прародителя.


С чего все начиналось — Willys Jeepster 1948 года

Первыми гражданскими потребителями джипов оказались работники сельского хозяйства — причем как фермеры Америки, так и колхозники СССР. Лендлизовский «Виллис» и его прямой потомок — отечественный «козлик» — на долгие годы стали стандартом председательской машины. Простой неприхотливый автомобиль с высочайшей проходимостью оказался незаменимым там, где дороги никогда не знали твердого покрытия.


Вот так когда-то выглядел Land Rover

Как же получилось так, что сугубо утилитарное, военно-колхозное транспортное средство стало престижным атрибутом благосостояния? Конечно, здесь не обошлось без неугомонных законодателей автомобильной моды — американцев. В начале 60-х ездить на внедорожниках в Америке стало просто модно, а вскоре большие полноприводники, называемые там «траками», заполонили улицы заокеанских городов, став фирменным знаком американского автомобилестроения. Конечно же, там первую скрипку играет «Форд» — флагман американского автомобилестроения. «Эксплорер», «Экспедишен» и, конечно, супергигант Ford Excursion — почти автобус. Американцы любят большие машины. Настоящий американец должен быть как Крутой Уокер — в белой шляпе, ковбойских сапогах и на огромном «траке». Голливуд в очередной раз создал новую реальность. За Америкой потянулись и другие страны, и в первую очередь — обновленная перестройкой Россия. Здесь символом новой жизни стал созданный американцами в 1983 году внедорожник, именовавшийся Jeep Cherokee. Агрессивные рубленые формы этой мощной машины стали символом «дикого капитализма» 90-х годов.


Grand Cherokee — культовая машина времен перестройки

Однако время идет, и внедорожники давно перестали быть неотъемлемой принадлежностью полубандитской жизни «нового русского» наравне с золотыми цепями и малиновыми пиджаками. Вместе с этой нездоровой славой они утратили большую часть агрессивности в дизайне и даже свое основное предназначение — проходимость. Что же сейчас представляют собой всевозможные джипы и зачем они нужны? Став из general purpose массовым автомобилем, внедорожники четко расслоились на два больших класса — «проходимцев» и «паркетников». Если первые являются прямыми потомками того самого «Виллиса», на зависимых рессорных подвесках с жесткими мостами, блокировками и понижающими передачами, то вторые скорее представляют собой слегка оджипленную легковушку. Как ни странно, родоначальником этого класса можно вполне считать нашу отечественную «Ниву» — один из первых в мире компактных внедорожников с несущим кузовом и независимой передней подвеской. Концептуальное разделение на «быть джипом» и «выглядеть джипом» произошло не случайно — большинство сегодняшних внедорожников ни разу за свою жизнь не покидает асфальта. Зачем им мосты и рессоры, которые делают машину валкой и неповоротливой? Зачем понижающие передачи и блокировки, которые только увеличивают расход топлива? Главное — это мощный, внушающий уважение внешний вид. Некоторые из паркетников отказались даже от полного привода.


Вот такой дорожный просвет у нынешних внедорожников

Тем не менее популярность таких машин день ото дня растет. В чем же причина? Оставим настоящих «проходимцев» тем, кому они нужны, — охотникам, рыболовам, сельским жителям и любителям джип-триалов. Эти категории потребителей, как правило, четко знают, что им нужно: крепкий, мощный, с высокой проходимостью и грузоподъемностью автомобиль. Однако таких людей, само собой, немного. Гораздо больше тех, кто ищет машину для повседневной жизни. Что они находят в различных «внедорожниках»? Первое и главное, как бы ни старались это отрицать владельцы, — престиж и уважение. Взгромоздившись за руль какого-нибудь «кукрузера», человек чувствует себя выше окружающих — как в прямом, так и в переносном смысле. Что это за мелочь суетится там, под колесами? В большой машине человек чувствует себя значительнее, да и дорогу здоровенному джипу уступают намного охотнее. Здесь, конечно, вне конкуренции угловатый немецкий «Гелендваген» — машина, в принципе, военная. Во всяком случае, европейские войска НАТО используют его в этом качестве. Хотя есть машина и страшнее — любимец Шварценеггера «Хаммер». Завести себе «Хаммер» — лучший способ показать оттопыренный средний палец всему человечеству. Если бы можно было ездить на танке, «Хаммеры» стали бы не нужны.


Хаммер...

Второе и тоже немаловажное — удобство. В салоне внедорожника просторно, багажник его, как правило, больше, чем у легковушки, а в оснащении кондиционерами и электропакетами они далеко ушли от трудяги «козлика». Для сугубого удобства хорош также отдельный кузов-пикап. Таких машин в России официально пока продается немного, и наиболее характерные, пожалуй, Mitsubishi L200 и китайский Great Wall. Впрочем, пикапам в России далеко до своей американской популярности — то ли воруют у нас больше, то ли снег неохота из кузова выгребать...


Китайский пикап Great Wall

Третье — обзорность. Высоко сижу — далеко гляжу. Это позволяет на шаг вперед просчитывать дорожную ситуацию. Здесь хороши классические фордовские «американцы» вроде «Навигатора» или даже F-150. Они дают редкую возможность взглянуть водителям маршрутных пазиков прямо в глаза. С такой высоты владелец гиганта может увидеть пробку, в которой застрял его линкор, на километры вперед.


F-150 — американская мечта

Четвертое — безопасность. При столкновении всегда больше шансов уцелеть у владельца тяжелой крепкой машины. Не буду приводить примеров — надеюсь, что эта особенность внедорожника вам не пригодится. Пятое — все-таки проходимость. Даже у самого паркетного джипа дорожный просвет больше, колеса крупнее и полный привод увеличивает шансы выбраться, скажем, из сугроба. Сейчас нередка ситуация, когда состоятельный автовладелец держит в гараже внедорожник специально для наших зим, когда нерасторопность дорожных служб превращает улицы в заснеженные колеи. Если проходимость стоит во главе угла, то внедорожники Land Rover Defender имеют славную историю трофи-рейдов. Впрочем, Mitsubishi Pajero, звезда ралли Париж — Дакар, им в этом, пожалуй, не уступит. Круче всех в этой номинации пока военный УАЗ, но ездить на нем постоянно — все равно что повсюду ходить в кирзовых сапогах и телогрейке. Неудобно и не слишком эстетично.


Трудно найти что-то вездеходнее УАЗа...

И шестое — внешний вид. Некоторым джипы просто нравятся, и с этим ничего не поделаешь. Есть своеобразное очарование в мускулистой внешности внедорожника. Почему же тогда внедорожники не вытеснили с улиц все остальные машины? Увы, всякое достоинство имеет свою обратную сторону. Есть свои недостатки и у джипов. Первое — цена. Внедорожник всегда несколько дороже обычной легковушки. Второе — расход топлива. Несмотря на технические ухищрения производителей, полноприводная трансмиссия и не самая лучшая аэродинамика внедорожника требуют свою долю бензина. Третье — габариты. Если не рассматривать совсем миниатюрные микроджипы, то большая машина создает определенные проблемы с маневренностью и парковкой в городе. Четвертое — управляемость. Она обратно пропорциональна проходимости. Чем более настоящий внедорожник, тем тяжелее с ним справиться на высокой скорости. Если паркетники сейчас практически не уступают по этому параметру легковушкам, то серьезный «проходимец», в силу своей конструкции, достаточно валкий и неуклюжий автомобиль. Совокупность достоинств и недостатков каждый оценивает для себя сам. Главное — не руководствоваться при этом чужими советами и даже этой статьей. Чтобы понять, нужен ли вам внедорожник, сядьте за его руль, прокатитесь, и все сомнения исчезнут — что такое цена и расход топлива, если машина НРАВИТСЯ?


«Бог дал нам большие машины!»

Один комментарий к записи Парадигма внедорожника

  1. eHoT 15.05.2009 в 1:38 #

    Гранд чероки орвис эдишн 95-го, литраж 5,2 — гоняем с приятелем, охуенная машинка однако! УАЗ хантер почти сел, гранд чероки 5,7 95-го сел, а мы выехали на старичке 🙂

    Про грейтволл — без комментариев. Это как пенис с самотыком сравнивать :)))

    Ф-серия — да, мечта!! А еще доджи рэм и рамный сцуко дюранго. Неубиваемые монстры! Прям хоть дрочи на них, какие крутые тачилы 🙂 И не спорьте!

    А, еще вспомнился шевраль сильверадо — ноу комментс! Гигант! Проходимость! Но плюс к нему ещё: дороговизна, прожорливость и две оси, требующие права на грузовой автотранспорт 🙂