Проекты

Машина для студента

Машина для студентаИз советского архетипического набора атрибутов социальной успешности — квартира, машина, дача — на нынешний момент реальный вес имеет только квартира. Дача потеряла ключевое значение в связи с дешевизной и доступностью картофеля, а машину сейчас может купить любой студент на свою стипендию. Вам кажется, что это преувеличение? Отнюдь. Рассмотрим варианты: машина за пятьсот долларов.

Если у вас есть тридцать тысяч долларов и вы желаете купить автомобиль — вам есть из чего выбрать! Автомобильные журналы и реклама дилеров наперебой предлагают сверкающие лаком иномарки, подробно и со смаком расписывая их технические характеристики и потребительские качества.
У вас всего десять тысяч долларов? Не расстраивайтесь: к вашим услугам практически весь ассортимент отечественного автопрома. Лака на этих изделиях меньше, технические характеристики изумления не вызывают, но это новые машины, и есть шанс безбедно покататься пару-тройку лет, не опасаясь обвинений в отсутствии патриотизма.
Располагаете всего лишь тысячей "условных единиц"? Что ж, бедность — не порок. Открывайте газету объявлений. Вы можете рассчитывать на немалое количество автомобилей пубертатного возраста — от тринадцати до семнадцати лет. Для машины, как и для человека, это — переходный период, только не от юности к зрелости, а от транспортного средства к ржавой железяке. Однако, приложив руки и голову, можно продлить жизнь такого автомобиля на немалое время. Выбор в этой ценовой категории еще достаточно велик: ВАЗы всех моделей (кроме "десятого" семейства), передне- и заднеприводные "Москвичи", 24-е "Волги", довольно свежая "Ока", "Таврия" и даже несколько иномарок в весьма плачевном, впрочем, состоянии. Делайте ваши ставки, господа!
Однако что делать тем, у кого всего пятьсот долларов, а ездить все равно хочется? (Советы типа "ездить на трамвае" отметаем сразу.) Радуйтесь: человек, не боящийся трудностей, может стать автовладельцем и за указанную сумму!
Вначале несколько соображений общего порядка. Надо четко осознавать, что покупка автомобиля менее чем за пятьсот долларов — это некоторым образом покупка в кредит, так как неизбежно потребуется покупать еще и запчасти. При этом чем меньше сумма "первого взноса", тем больше потребуется денег на ремонт. Кроме того, надо трезво оценивать свои возможности: ремонтировать придется самостоятельно, иначе стоимость ремонта превзойдет цену машины в несколько раз. Будьте готовы также к тому, что вложенные деньги к вам не вернутся: стоимость машины определяется в первую очередь годом выпуска, и продать ее дороже, чем купили, скорее всего, не удастся, сколько бы сил и средств ни ушло на ремонт. Итак, что же можно купить за эти деньги и что потом делать с покупкой?

Машина для студента

Самостоятельного ремонта не избежать, учите матчасть…

Лягушонка в коробчонке
"Ока" — самая маленькая и самая молодая машина в этой группе. За четыреста-пятьсот долларов можно приобрести автомобиль десяти лет от роду. Любая другая марка будет существенно старше. Впрочем, чудес не бывает: моторесурс этой крошки весьма невелик и за десять лет исчерпывается почти полностью. Серьезным достоинством этой машины является современная компоновка: передний привод, подвеска "Мак-Ферсон", реечный руль и мотор "полвосьмого". Основные недостатки: тесный салон, маленькие колесики и сыпучесть. В десятилетней машине придется заменить ШРУСы, амортизаторы, шаровые опоры, подшипники передних ступиц и все резинки в подвеске. Очень вероятна необходимость капитального ремонта двигателя. При покупке надо внимательно осмотреть кузов: он весьма непрочен и иногда теряет геометрию от довольно слабых ударов. Если есть признаки того, что машина была в аварии, лучше поискать другой вариант, так как внешне незаметные искривления силовых конструкций приводят к неисправимым нарушениям углов установки колес. Такой автомобиль разорит вас, съедая резину, да и управляемость его оставит желать лучшего. Оригинальные запчасти "Оки" почему-то дороги, иногда в два-три раза дороже аналогичных "восьмых". Детали двигателя — "восьмые", кроме валов, головки и некоторых мелочей. Часто бывает, что комплект шатунов, вкладышей, поршней и колец для "Оки" стоит почти столько же, сколько и "восьмерочный", хотя, естественно, деталей в нем в два раза меньше. Если машина не требует кузовного ремонта и замены колес, то привести ее в порядок обойдется в сумму около пяти тысяч рублей при условии самостоятельного проведения всех работ. После этого "Ока" порадует вас неожиданной динамикой и рекордно низким расходом топлива.

Машина для студента

"Ока" — мелкая, но шустрая

Копеечное дело
"Копейка" — ВАЗ-2101 — российский "автомобиль столетия", но это говорит скорее о распространенности этой модели, чем о ее достоинствах. Для простоты отнесем в "копеечную" категорию также ВАЗ-21011, -21013, -2102 и -2103 как не имеющие существенных различий. В интересующую нас ценовую категорию попадают машины вполне совершеннолетние — лет двадцати и старше. Автомобиль имеет классическую компоновку и довольно простое устройство. Основное его достоинство — дешевизна запчастей и их изобилие на прилавках. В этом классическим ВАЗам действительно нет равных. Хотя все вышеперечисленные модели давно сняты с производства, они совместимы по запчастям с ныне выпускаемыми процентов на восемьдесят. Самое слабое место — кузов. Найти двадцатилетнюю машину с родным железом практически невозможно: чаще всего крылья, пороги, рубашки дверей и прочая "обвесуха" переваривались по кругу минимум два раза. Такой автомобиль может выглядеть даже очень прилично (особенно если он недавно перекрашивался), но полости почти наверняка поражены скрытой коррозией, которая через год-другой выйдет наружу сквозными дырами. При покупке особенно внимательно надо осматривать днище и его соединение с порогами, а также лонжероны и их крепление к кузову. Если в этих местах есть даже небольшая сквозная коррозия — откажитесь от покупки: машина не проживет и двух лет. При осмотре не поленитесь поковырять мастику: недобросовестные продавцы часто замазывают ею дырки в кузове. Из всего ассортимента двигателей предпочтительнее всех — полуторалитровый, так как запчасти для него наиболее дешевы и доступны, да и моторесурс несколько больше. Вообще же ресурс нового вазовского мотора в среднем составляет 150-170 тысяч километров, после первого капремонта — около 100 тысяч километров, после второго — тысяч 80 и так далее. Более трех капремонтов двигатель обычно не выносит, поэтому при покупке надо обязательно выяснить, сколько раз перебирался мотор, как давно был последний капремонт и под какой ремонтный размер расточен блок цилиндров. Если слова продавца вызывают у вас сомнения, косвенно их можно проверить по пробегу автомобиля.

Машина для студента

"Копейка" еще побегает…

У двадцатилетней машины замены потребует очень многое. Прежде всего — это вся передняя подвеска и рулевое управление. Рулевая трапеция, маятниковый рычаг, червячный механизм, пружины, амортизаторы, шаровые опоры — все это весьма недолговечно, но при этом жизненно важно. Будьте готовы к тому, что большинство болтов и гаек придется пилить, рубить и выколачивать: коррозия прихватит их намертво. Наверняка потребует замены и тормозная система, начиная с главного цилиндра и кончая тормозными дисками и барабанами. Вероятно, возникнет потребность в замене подшипников ступиц и полуосей, а также крестовин. Детали недорогие, но работа весьма муторная. Привести в порядок старую "копейку" — задача непростая, требующая много времени и денег, зато, если не полениться и сделать ремонт добросовестно, у вас будет полноценный автомобиль, конструктивно не уступающий более поздним "шестеркам" и "семеркам".

 
Столичный трактор
Заднеприводной "Москвич" недаром зовется в народе "трактором". Тугой руль, огромные ходы длинного рычага переключения скоростей, "деревянные" педали, слабая динамика и вальяжная раскачка на рессорах дают водителю возможность почувствовать себя настоящим механизатором. Конструктивно автомобиль сходен с "Жигулями", но кузов толще, и все узлы массивней, поэтому он килограммов на сто тяжелее. Серьезный недостаток — прожорливость и хронические проблемы с зажиганием. Однако есть и приятные моменты: относительно просторный салон и толстое кузовное железо, которое ржавеет не то чтобы меньше, но, по крайней мере, дольше жигулевского. Лонжеронная псевдорама обеспечивает достаточно высокую жесткость кузова, поэтому серьезные нарушения геометрии возможны только после действительно сильного удара. С запчастями на "Москвич" проблем пока нет, стоимость их близка к жигулевским.

Машина для студента

"Москвич" — старый, но крепкий…

Руина империи
"Волга" долгое время была самой престижной машиной в стране. Она в некотором смысле являлась символом социального статуса владельца. И до сих пор "волгари" — народ особый. Как правило, они обожают свою "баржу" и склонны закрывать глаза на ее реальные качества. Это отражается на ценах вторичного рынка. "Волгарь" расстается со своей машиной, как с любимой дочерью, и цену заламывает соответствующую. Поэтому в интересующую нас ценовую категорию попадают только ГАЗ-21 и некоторые ГАЗ-24 в состоянии полной прострации. "Двадцать первая" поражает неискушенного водителя плавностью очертаний кузова и широкими диванами салона. До сих пор встречаются экземпляры, имеющие совершенно целое родное железо и превосходный внешний вид. Сгноить такой "танк" нелегко. Увы, под роскошными обводами здоровенного капота скрывается тяжелый, слабосильный и фантастически прожорливый двигатель, выработавший к тому же весь возможный и невозможный ресурс. Волговская подвеска заслуживает отдельного теплого слова. Перейдя на автомобиль непосредственно с телеги, шкворневая подвеска требует непрерывного обслуживания. Желаю вам никогда не узнать термина "шприцевание". Среди водителей бытует мнение, что "Волга" — вечный автомобиль; в некотором смысле это так и есть. Те, кто жил в студенческих общежитиях, знают о таком явлении, как "вечный суп", когда в оставшиеся с вечера объедки доливается вода, досыпается крупа, и все это варится повторно. Просто "волгари", видимо, — самые заботливые владельцы, и машина живет только благодаря постоянному труду их умелых рук. В общем, есть, конечно, нечто привлекательное во владении автомобилем, о котором мечтал твой дедушка, но если вы не фанатик стиля ретро, то лучше, наверное, с такой машиной не связываться.

Машина для студента

"Двадцать первая" — красивая, но…

"Полчаса позора — и вы на работе"
Так когда-то говорили о "Запорожце". Наверное, эта машина обогатила автомобильный фольклор самым большим количеством анекдотов. Однако она имеет одно очень серьезное достоинство: цену. На пятьсот долларов можно приобрести от двух до десяти "Запорожцев". Велосипед стоит дороже! Кузов машины весьма прочен, но рулевая трапеция требует ежегодной переборки, а предельный ресурс двигателя не превышает 50 тысяч километров. Стоят они совсем дешево, иногда даже "отдают в хорошие руки", как щенят, но запчасти — большая редкость. Рациональнее всего приобретать "безухий" (ЗАЗ-968М): его детали все еще продаются на рынках, хотя машина и снята с производства. К преимуществам "Запорожцев" можно также отнести хорошую проходимость и полную непривлекательность для инспекторов ГИБДД и угонщиков. Если у вас очень мало денег и предрассудков, но умелые руки — вам стоит обдумать этот вариант.

Машина для студента

"Запорожцы" сейчас идут на вес…

Ставрида черноморская
"Таврия" собрала все недостатки "Запорожца", растеряв его достоинства. Этот потомок знаменитой (по-своему) марки уже не обладает ни прочностью, ни проходимостью, ни низкой ценой, однако так же быстро сыплется и так же непрестижен. Конструктивно и внешне напоминает "восьмерку", но, увы, по качеству — никакого сравнения. Кроме того, запчасти для "Таврии" дефицитны и неоправданно дороги. Впрочем, если у вас есть родственники в Украине — почему бы и нет?!

Машина для студента

"Таврия" — наследница "Запорожца"

Заключение
При покупке старого дешевого автомобиля очень большую роль играет Его Величество Случай. Можно купить тридцатилетний автомобиль и проездить на нем еще столько же без особых забот, но можно нарваться на такую рухлядь, которая заставит проклясть тот день, когда вам пришла в голову идея ее покупки. Конечно же, большую роль играет то, как обращался с машиной предыдущий владелец, а не ее марка. Такие машины чаще всего приобретаются по доверенности — ведь стоимость оформления сравнима с ценой автомобиля. Так что оптимальным решением представляется за срок действия доверенности (три года) поправить свое экономическое положение, купить нормальный автомобиль, а эту таратайку продать за те же пятьсот долларов следующему страдальцу и забыть, как страшный сон.

9 комментария к записи Машина для студента

  1. Tesanoff 09.05.2009 в 10:26 #

    Что-ж это за недостаток такой у Оки — «маленькие колёсики»? Это недостаток сам по себе (сродни «маленькому члену»), или источник какого-то неудобства?

    • Semiurg 09.05.2009 в 10:27 #

      Это недостаток в сравнении с большими ямами. А вообще, подробнее про Оку:
      http://semiurg.ru/2007/01/22/rasskazy-o-mashinakh-%e2%80%93-luzer-kar/

      • Tesanoff 09.05.2009 в 10:54 #

        Это миф (про маленькие колёса и ямы).

        Полтора сантиметра разницы в радиусе жигулёвского и оковского колеса — это пшик. То, что в оке чувствуется каждая ямка — это заслуга сочетания лёгкого кузова и жёсткой подвески. А вовсе не колёс. Если в оку посадить 4-х человек, то ход становится достаточно плавным и мелкие ямки куда-то пропадают (правда, мотор при этом тянуть перестаёт как надо). Т.е. подвеска рассчитана на «худший случай». А если водитель один, то гремит и прыгает, да.

        К примеру, Matiz проезжает те же ямки и рельсы, на которых гремела Ока, по истине с «волговским» комфортом, я сам удивился. А ведь радиус колеса у матиза такой же, как и у Оки; я лично и измерял, и рассчитывал (я имею ввиду всё колесо в сборе).

        Так что по-моему, это подвеска дрянь, а не колесо маленькое. Матиз с такими же колёсами гораздо комфортнее Оки.

        Миф также держится за счёт плохого качества оковских дисков, которые гнутся даже от громкого звука.

        Про запчасти могу сказать, что «в три раза дороже» — это художественная гипербола. По моему опыту (7 лет на Оке), обычный коэффициент — это 1.2-1.5 (в 80% случаев). К тому же, уникальных деталей в Оке на удивление немного.
        Дорогая — работа. Это из-за очень плотной компоновки. Например, для того, чтобы снять «штаны», в Оке нужно снять рулевую рейку. На цене работ это отражается, да. Можно смело умножать на 2-2.5.

  2. Wass 12.05.2009 в 14:04 #

    для Сибири и Дальнего Востока ситуация несколько иная…
    В принципе, за 500 баксов можно взять иномарку годов 80-х на автомате, только отличие ее от советской техники в том, что она более менее ездит без ремонтов и вложений. Хотя опять же, смотря какой экземпляр попадется.
    За пару тысяч у.е. — машина до 93 года — в зависимости от состояния.
    Обладатель 10 тысяч у.е. легко сможет взять машину до 2001-2003 года в нормальном или отличном состоянии.
    На отечественную технику у нас практически не смотрят…

    • Semiurg 12.05.2009 в 14:06 #

      Да, у вас, вестимо, жизнь другая. 🙂

      • Wass 12.05.2009 в 20:07 #

        угу, взираем на нее справа :)))
        на самом деле, в японках действительно заложен очень и очень солидный ресурс жизни.
        Да и честно говоря, доводилось сравнивать европейки и японки… Европейки снаружи красивые, но как внутрь сел — будто в жигули залез. И такое впечатление на очень многих мало и средне-бюджетных вариантах…

        З.Ы. А еще у нас в выходные выставка тюнингованных авто. «Байкал Мотор Шоу»

  3. eHoT 15.05.2009 в 1:27 #

    Япошки прихотливые… А вот похуистам, как я, подавай старые американцкие жыпы! Прожорливые, но сцуко садятся только на танковой колее гыгыгы

  4. Lepsev 27.05.2010 в 17:17 #

    Автору респект! Хорошая статейка! Правда, есть разногласия в цене, т.е. у меня в городе такие авто будут стоить не 500, а почти от 1000$

    • Semiurg 27.05.2010 в 17:20 #

      Статья написана несколько лет назад, цен были пониже…