Проекты

Предварительная диагностика

Предварительная диагностика

Представьте себе: одним прекрасным (отвратительным) весенним (осенним, зимним и т. д.) утром (днем, вечером) вы садитесь в свой автомобиль, вставляете ключ в замок зажигания и… завести не удалось. Если вы счастливый обладатель новой иномарки и под капотом вашей машины большая пластиковая крышка и табличка с перечеркнутой рукой, то выбор невелик – умеренно гостеприимные врата сервисов ожидают вас. Но если ваш автомобиль еще не достиг неремонтопригодного совершенства или даже представляет собой почтенного возраста карбюраторный агрегат, то возможны варианты!

Варианты:

ВариантРекомендации
Вы прекрасно разбираетесь в технике, и ремонт машины — ваше излюбленное занятиеНе читайте эту статью, вы и так все знаете
Вам наплевать, как там она устроена; пусть другие руки марают1. Вызвать механика по мобильному телефону.
2. Поехать на такси
Вам не чужда техника, но автомобиль еще не освоен и вы не отказались бы от дружеского советаПопробуйте почитать дальше — вдруг поможет?

Итак, вы вставили ключ…

СимптомыВозможная причинаРекомендации
Ключ поворачиваетсяПовезло…Читать дальше
Ключ не поворачиваетсяЭто не тот ключПопробуйте другой ключ
Это не та машинаПоищите свою, должна быть где-то здесь…
Заблокировано противоугонное устройствоОдновременно с поворотом ключа покачайте рулевое колесо
Вы пытаетесь завести входную дверьМожет, лучше остаться дома?

Ключ повернулся, но…

СимптомыВозможная причинаРекомендации
Совсем ничего не произошлоСперли аккумуляторКупите новый и поставьте сигнализацию
Аккумулятор полностью разряженВыключайте фары на ночь. Можно попробовать попросить «прикурить» у соседа или завести с толчка или с буксира
Слышны резкие щелчки; лампы постепенно гаснутАккумулятор селСм. выше
Стартер весело жужжит, но кроме него ничего не крутитсяНеисправно тяговое реле или обгонная муфтаВнимательно осмотрите машину спереди («Запорожец» — сзади): возможно, там есть отверстие для заводной рукоятки. Если поиски не увенчались успехом — начинайте искать буксир
Стартер бодро крутит двигатель, но машина не заводитсяНет бензинаНу что тут поделаешь…
Что-то сломалосьСм. ниже

Придется-таки открывать капот. Под капотом нас интересуют: карбюратор, трамблер, свечи и катушка зажигания. Если совсем ничего из вышеперечисленного вам обнаружить не удалось, то:
1) вы плохо искали;
2) это не машина;
3) у вас дизель.
Если же указанные объекты присутствуют, продолжим наши изыскания.

Начнем со свечей. При помощи специального ключа выворачиваем их и извлекаем на хорошо освещенную поверхность (при отсутствии данного ключа лучше и не пытаться). Внимательно осматриваем.
1. Свечи сухие. Это означает, что по какой-то причине не подается топливо.
2. Свечи мокрые. Возможные причины: а) нет искры; б) идет дождь.
В случае варианта 1 отсоедините топливопровод от карбюратора, и, внимательно глядя на него, попросите жену (мужа, брата, сына, соседа, прохожего — ненужное вычеркнуть) повернуть ключ в положение «стартер». Если вам пришлось срочно умываться, то дело в карбюраторе, а если нет, то:

Возможная причинаРекомендации
Забит топливный фильтрМожно заменить его или просто поставить подходящую по диаметру трубочку
Неисправен бензонасосСегодня вы уже никуда не поедете
Бензин все-таки кончился

Предварительная диагностика

Система питания

В случае варианта 2 (мокрые свечи) возьмите свечной провод (любой), снимите наконечник и, поднеся его на расстояние 5-10 мм к кузову или двигателю, попросите кого-нибудь крутануть стартер.

СимптомыВозможные причиныРекомендации
Вас сильно стукнуло токомНеисправна свечаЗаменить свечу
Вас слабо стукнуло токомНеисправен конденсаторЗаменить конденсатор
Вам опять пришлось умытьсяВы забыли поставить на место топливопроводНельзя же быть таким рассеянным!
Электрического разряда не последовалоНеисправен трамблер или катушка зажиганияСм. ниже

Вынимаем из трамблера центральный провод. Сдвинув изолирующий наконечник, располагаем его на расстоянии 5-10 мм от кузова или двигателя… Может, все-таки надеть перчатки? Проворачиваем двигатель стартером.

СимптомыВозможные причиныРекомендации
Наблюдается искрениеНеисправен бегунок или крышка трамблераСняв крышку трамблера, проверить состояние бегунка, наличие центрального угольного электрода в крышке, посадку проводов и состояние крышки. См. примечание 1
Ничего не наблюдаетсяНеисправен контакт прерывателя или катушка зажиганияСм. примечание 2

Примечание 1. Снять крышку трамблера — дело нехитрое. Она крепится либо двумя защелками, либо двумя винтиками к корпусу самого устройства. Под ней мы обнаружим: бегунок (почти наверняка) и контакт прерывателя (не обязательно). В некоторых машинах конструкция бегунка включает в себя помехоподавляющий резистор, который и перегорает время от времени. Надо отметить, что это никак не отражается на его внешности, и определить неисправность можно только прибором или заменой резистора на заведомо нормальный. Если интуиция или тестер подсказывают вам, что дело в резисторе, а запасного бегунка с собой, как ни странно, нет, то можно выковырять из старого приемника резистор и заменить его куском гвоздя, толстым проводом или просто фольгой от шоколадки. Отремонтированная таким образом деталь не только вполне работоспособна, но и намного надежней новой. Вот только приемник будет транслировать вместо музыки шум мотора… Переворачиваем крышку. В центре ее находится подпружиненный угольный стерженек. Ну, должен находиться, по крайней мере. Если его там нет, то поищите в трамблере. Там тоже нет? А на земле под машиной? В крайнем случае можно разломать старую батарейку от фонарика и использовать ее угольный сердечник, обточив до нужного размера о бордюрный камень. Пружинку извлеките из авторучки. Внимательно осмотрите саму крышку. На ней не должно быть трещин и следов пробоя, а провода должны плотно сидеть в гнездах. Если вы уже успели их повыдергивать, не отчаивайтесь: существует всего 256 вариантов присоединения для четырехцилиндрового мотора. Небольшую трещину на крышке можно временно заделать, натерев ее долькой чеснока. Нет, правда, это действительно работает.

Примечание 2. Сняв крышку трамблера (см. примечание 1), включите зажигание. Удерживая (в перчатках!) центральный провод на расстоянии 5-10 мм от кузова или двигателя, отверткой несколько раз замкните и разомкните контакт прерывателя.
Внимание! Если контакт трамблера отсутствует (зажигание бесконтактное) то проверять его на пробой нельзя! Это может привести к выходу из строя коммутатора!

СимптомыВозможные причиныРекомендации
Искра появиласьКонтакт прерывателя неисправенЗачистить или выставить зазор в контакте. См. примечание 3
Ничего не изменилосьНа катушку не подается напряжениеТщательно поискать, куда оно пропало
Неисправна катушка зажиганияПешие прогулки укрепляют здоровье
Контакт прерывателя не обнаруженИнтересно, с чего вы сняли крышку?Попробовать поискать в трамблере
У вас бесконтактная система зажиганияМожно попробовать поменять: датчик Холла, коммутатор, индуктивные датчики положения коленвала, управляющий процессор, бортовой компьютер… А может, мастера позвать?
Предварительная диагностика

Система зажигания

Примечание 3. Чистить контакты лучше всего плоским алмазным надфилем, но его с успехом заменяет пилка для ногтей. Чтобы выставить зазор, надо, не устанавливая обратно крышку, потолкать машину на высшей передаче. Если у вас грузовик — позовите соседей. От правильной установки зазора зависят многие характеристики двигателя, но чтобы просто завести машину, можно выставить его приблизительно: в момент наибольшего раскрытия расстояние между контактами должно быть около половины миллиметра.
Вполне возможно, что, даже проведя все вышеперечисленные мероприятия, машину вы так и не завели. В этом случае у вас есть еще два варианта:
1. Открутить крышку бензобака и прикрутить к ней новую машину.
2. Пригласить специалиста и, внимательно наблюдая за его действиями, учиться самому.
Удачи на дорогах!

3 комментария к записи Предварительная диагностика

  1. Banshee 24.05.2009 в 12:43 #

    Хи-хи, училась-то я на 2114, а ездить начала на служебном опеле. Так вот, когда я на следующий день после сдачи экзамена села за руль, я не смогла завести автомобиль, так как рулевое колесо было заблокировано 🙂

    Пришлось звонить и консультироваться. Никогда себя так глупо не чувствовала, как в тот момент 🙂

  2. Dyecem 25.05.2009 в 2:18 #

    Ааааа, в рот мне ноги!!

  3. mev 29.05.2009 в 18:34 #

    Отличная инструкция… Подробная и с юморком.
    Поведаю случай про блокировку руля. Одногруппника бывшего моего попросили помочь отбуксировать ВАЗ-четверку куда-то. Зацепили тросом. Друг сел, ключ сунул, повернуть и разблокировать забыл. Хозяин авто на втором своем автомобиле тронулся. Друг весь сосредоточенный сидит (права недавно получил), ногу над тормозом держит. Едут по переулку. Заходят на поворот. Как говорил потом товарищ: «Чую я машина решила сама дорогу себе искать. Руль не двигается, «Тягач» ход прибавляет, а я лечу себе по дуге и вижу перед собой ограду на тротуаре…». В общем на повороте руль заблокировался, машина по дуге влетела в ограду. Четверка имеет помятость под фарой, ограда сбита напрочь.
    Не забывайте про блокиратор…