Samand — иранская альтернатива

Samand - иранская альтернативаПрямой предок «Саманда» — Peugeot 405. Машина эта была, казалось бы, довольно скромной, однако в 1987 году на Парижском автосалоне она получила-таки титул «Автомобиль года». Впрочем, никто тогда и подумать не мог, как затянется конвейерная жизнь вполне обычного седана класса D. В 1990 году иранская компания Iran Khodro наладила его выпуск под именем Pars, а потом, после изрядного рестайлинга, на свет появился и Samand. Вам эта история ничего не напоминает? Мне напоминает — «Нексию». Кстати, именно с «Нексией» на нашем рынке «Саманду» и предстоит в основном конкурировать — это весьма близкие как по цене, так и по идеологии машины: недорогие и неброские, но при этом вполне практичные, так сказать, для массового пользователя. Итак, наш тест-драйв автомобиля Samand.
Внешность «иранца» не вызывает ни судорог восторга, ни конвульсий отвращения — весьма ординарный седан усредненно-европейского вида. Несмотря на двадцатилетнюю историю прототипа, сильно устаревшим дизайн не выглядит — во всяком случае, в России. Прямая линия капота, узкие прямоугольные фары, высокие линии багажника, массивные задние стойки — говорят, что на начальном этапе разработки кузова к нему приложили руку конструкторы «Тойоты», но окончательный проект был создан Iran Khodro. Внешность, как говорится, соответствует заявленной цене — готовьтесь, эту фразу вы услышите еще не раз, поскольку она очень точно отражает впечатление от «Саманда». «Соответствует цене» — не более, но и не менее.

Samand - иранская альтернатива

Скромно, но прилично

Что действительно обращает на себя внимание, так это дорожный просвет. 185 миллиметров — однако, не мало для седана-то! Иной паркетник позавидует! Скажем, Honda CR-V имеет ровно столько же. Даже «Нива», если ее клиренс мерить не с заводским лукавством — по кузову, а честно — по редуктору заднего моста, вполне сравнима с «Самандом» в этом качестве! В общем, главная зимняя проблема российских дорог — глубокие обледенелые колеи во дворах и гаражных кооперативах — «иранцу» не страшна. Жуткие скребущие звуки льда по кузову, которые заставляют кровью обливаться сердце иномарковладельца, водитель «Саманда» вряд ли услышит. Да и заводская защита двигателя, кстати, выглядит довольно прилично. Такая приспособленность к отечественным условиям эксплуатации не может не радовать. Тем более что и самая расходная часть машины — подвеска — не отличается избыточной сложностью. Спереди — обычный «Мак-Ферсон», сзади — торсионы. Просто, крепко, и никаких заумных многорычажек. Починится при необходимости в любом гараже.

Samand - иранская альтернатива

Клиренс почти внедорожный

Внутри «Саманд» выглядит очень прилично… метров с двух. Кремово-коричневый, со светлыми велюровыми сиденьями — бедновато, но опрятно. Вблизи становится заметно, что немалых размеров вставки из «ценных пород пластика» несколько аляповаты, движки климатического блока чрезмерно архаичны, а тканевая обивка дверей очень тонкая и местами уже поползла. Нехорош и руль — твердый, гладкий и скользкий. Пластик панели как бы мягкий, но при этом с первого взгляда производит впечатление дешевки, усугубляемое откровенно паршивой пластмассой рулевой колонки и дверей. Окантовка дверной ручки сразу же отвалилась, а детали салона на ходу поскрипывают, постукивают и даже позвякивают. На тестовой машине обивки передних кресел сзади уже затерты и замазаны — влезть на заднее сиденье, не зацепив ботинками светлый велюр, проблематично. Короче, «соответствует заявленной цене», иначе не скажешь.

Samand - иранская альтернатива

Имитация роскоши

Приборная панель простая, но разборчивая и наглядная, стрелки подсвечиваются тревожным красным колером. Удивило, что указатель температуры никогда не выходит из первой трети шкалы — представитель дилера заверил, что «это нормально, на всех машинах так». То ли параметры французского датчика не соответствуют иранскому прибору, то ли действительно «так задумано»… На тестовой машине помаргивал значок АБС — мы поверили заявлению дилера, что это ничего не значит, «забыли сбросить ошибку после замены колодок». (Зря поверили, как выяснилось.)

Samand - иранская альтернатива

Стрелочки и лампочки

Подрулевые переключатели довольно далеко от баранки: с одной стороны, не мешают при перехватах (а перехватывать придется немало, руль «многооборотистый»), а с другой — не всякий легко дотянется, не отрывая руки от руля. На торце левого переключателя — кнопка клаксона, по французскому обычаю. Так что выпуклая ступица рулевого колеса, просто напрашивающаяся для бибикания, на самом деле предназначена для отсутствующей подушки безопасности. Подушка — только в максимальной комплектации и то лишь для водителя.

Samand - иранская альтернатива

Такое все пластмассовое…

Зато в комплектации (даже базовой) есть ГУР и кондиционер, АБС, центральный замок и электростеклоподъемники. Чего нет в базовой комплектации, так это псевдодеревянных вставок (что, может быть, и к лучшему), но есть кассетная магнитола (и где они их находят?). К нам на тест попала комплектация LX, где магнитола вполне приличная — MP3 Alpine. Кроме того, литые диски на 15 — включая полноразмерную запаску, которая в тестовой машине по какой-то причине отсутствовала. И — бортовой компьютер, говорящий по-русски, но всякую чушь. Стоило мне включить зажигание, как приятный женский голос сообщил: «Проверьте тормозную ленту!» История автомобилестроения пронеслась перед моими глазами — ленточный тормоз?! Надо полагать, рычагом на заднюю ось?

Samand - иранская альтернатива

Зазоры могли бы быть и поменьше

Водительское место… Скажем так — приемлемо. Особых неудобств не испытываешь, но и комфорт невелик. Форма сидений не очень удачная — нижняя подушка коротковата, а спинка упирается в лопатки при полном отсутствии поясничного подпора. Наклон спинки регулируется электроприводом, работающим с навязчивым звуком бормашинки, продольная регулировка стандартная — скобой спереди снизу, а вот регулировка по высоте производится хитрым выдвижным рычагом. Поднять свои сто килограммов вызывающе хлипкой конструкцией я не рискнул и регулировку производил, выходя из машины… Руль регулируется по высоте, но на ощупь не слишком приятен, а педальный узел несколько тесноват. Органы управления не блещут ни красотой, ни эргономикой, но в целом на своих местах и вполне понятны. А вот бортовой компьютер потребует подробной инструкции и времени на освоение — времени, которым мы на тест-драйве не располагали. А жаль — спрятанная внутри русскоговорящая девушка наверняка рассказала бы нам много интересного про «тормозные ленты» и прочие оригинальные устройства.

Samand - иранская альтернатива

Удобство сомнительное

Багажник имеет весьма солидный объем — 500 литров (сразу вспомнилась «Нексия» с ее 530 литрами), но заднее сиденье не откидывается. То есть вообще. Есть только маленький лючок для длинномеров, в который пролезет разве что одна лыжа. Крышка багажника открывается кнопкой на торпедо либо с брелка, а открывшись, долго вибрирует и трясется — конструкция хлипковата. Впрочем, на случай если вы закроете себя в багажнике, есть ручной привод тросиком, который доступен также из лючка задних сидений. Кстати, сами задние сиденья достаточно просторны для троих или для двоих, но с подлокотником и подстаканниками по центру. Места ногам пассажиров тоже хватает.

Samand - иранская альтернатива

Багажник большой, но сиденья не откинешь

Все комплектации «Саманда», кроме топовой, оснащаются восьмиклапанным бензиновым двигателем объемом 1,8 литра. Это тот самый почтенного возраста французский агрегат с родным львом на клапанной крышке. С этого объема снимается сотня лошадиных сил, и к нему прилагается механическая пятиступенчатая КПП тоже французского производства. Самая дорогая комплектация получает двигатель поменьше, но посовременнее — 16-клапанный 1,6 — аж 110 «лошадей» внутри. К нему как раз и прилагаются подушка безопасности и ценник на 50 тысяч рублей побольше.

Samand - иранская альтернатива

Львиное сердце

На ходу сразу выяснилось, что лошадь на логотипе «Саманда» — отнюдь не мустанг. Сотня этих «лошадок» под капотом совершенно не настроена бежать резво. До 2500 оборотов двигатель вял и лишь к трем тысячам начинает выдавать нормальную тягу, снова скисая к 4500. На стандартной дрэговой трассе в 402 метра с трудом выжимаются 130 км/ч и то, если крутить мотор как следует. Странновата и коробка: первая длинная, вторая настолько короткая, что скорее тормозит разгон, третья снова длинная, четвертая опять короткая, а пятая уже лишняя… Фактически в городском режиме можно обходиться одной третьей, а на второй хорошо ползти по раскисшей грунтовке.

Samand - иранская альтернатива

Динамика не впечатляет

Высокая посадка делает машину очень валкой в поворотах, заднее колесо в вираже отрывается от земли. Автомобиль кренится так, что доводить до скольжения совсем не хочется. Кроме того, рулевое колесо имеет очень много оборотов от упора до упора и даже в 90-градусном повороте требует перехвата. ГУР начисто лишен обратной связи, что тоже не способствует точному рулению. Добавим к этому отсутствие боковой поддержки у водительского сиденья — и сразу становится понятно, что «Саманд» отнюдь не создан для спорта. Сколько-нибудь динамичная манера проходить повороты потребует изрядных усилий даже от опытного водителя. Машину приходится буквально заталкивать в вираж под сброс газа, а малая мощность на низах не позволяет ее вовремя выдернуть тягой.

Samand - иранская альтернатива

В поворотах валкий

Кроме того, вопреки уверениям дилера АБС на тестовой машине все-таки не работала. Рассчитанная на АБС тормозная система при легком нажатии на педаль блокировала передние колеса, с визгом и дымом отправляя автомобиль на баллистическую траекторию. Хочется верить, что это недостаток конкретного экземпляра.

Samand - иранская альтернатива

Здесь была запаска

Выводы
Что же, повторим уже навязшую в зубах фразу: автомобиль «соответствует заявленной цене». Базовая комплектация EL стоит 355 тысяч рублей, что, согласитесь, не слишком дорого. За эти деньги получаем приличный набор — ГУР, АБС, кондиционер и электропакет, но не получаем подушек безопасности. «Нексия» дешевле, но и комплектация пожиже, а с ВАЗом и сравнивать не хочется. При этом — не выдающаяся, но вполне благообразная внешность, довольно приличный, несмотря на мелкие огрехи, салон и действительно большой клиренс. Безусловно, не скаковая лошадь, но утилитарный перевозчик. Практичность на высоте — простая и крепкая подвеска, довольно толстое кузовное железо с двусторонней оцинковкой, несколько устаревший, но надежный французский мотор. В плюсы добавим недорогое ТО (около трех тысяч рублей с расходниками), гарантию в три года (или 100 тысяч километров пробега) и отсутствие очередей. Выходит неплохой бюджетный вариант, но… Renault Logan в максимальной комплектации Prestige стоит 353 тысячи рублей, а по оснащенности перекрывает базовый «Саманд», как Россия Францию. Тут уже призадумаешься…

Samand - иранская альтернатива

Окраска бампера оставляет желать…

0 комментариев

Оставить комментарий

Новая книга