Стать журналистом

«Творцы нам тут на хуй не нужны»
(с) Виктор Пелевин. Generation «П»


Стать журналистомЕсли вам очень хочется стать журналистом, то лучшим решением будет подумать еще раз. И еще раз. И так до тех пор, пока эта дурацкая мысль не покинет вашу голову. Поверьте, на этом пути пряниками не посыпано… Гонорары у 99% тружеников журнального пера далеко не жирные, и, чтобы обеспечить себе хлеб насущный, приходится писать много, часто и не то, что хочется.

Важно сразу избавиться от иллюзий, что журналист – личность хоть в чем-то значимая. Третья Власть, Великая и Могучая Пресса, Влияние на Судьбы Мира и тому подобная хуета. Все это, да простят меня коллеги за разглашение корпоративных секретов, галимый пиздеж. Красивая пресс-карта на двух языках с цветной фотографией – это всего лишь 600 руб в год членских взносов и ничего более. Никого ей не убедишь и не испугаешь. Журналист – мелкий обслуживающий персонал, и в редакции его место где-то между уборщицей и охранником. В редакциях давно правят бал Их Величества Рекламисты, и любой текст оценивается только с одной точки зрения: «Сколько это принесет нам денег?». Поэтому вашими трудовыми буднями будут «джинса»*, заказуха, рекламный креатив, политический пиар и вылизывание задницы спонсора шершавым языком газетной передовицы. Все ваши творческие порывы вырежет, матерно ругаясь, редактор, ибо формат – это наше все. См. эпиграф.

Будьте готовы к тому, что все сколько-нибудь значимые люди будут относится к вам как к привокзальной проститутке – в госорганах на вас будут смотреть как солдат на вошь, в пресс-службах крупных фирм откровенно хамить, директора компаний будут посылать вас в жопу через секретаршу, а на презентациях сунут в зубы пресс-пакет**, засохший бутерброд и выкинут нахуй, чтобы не портили своим унылым видом настроение приличным людям. Для них всех вы попрошайка, издание которого живет на их рекламные подачки, а потому никому не интересны.

На каком-нибудь «марше безударных гласных» любой мент со смехом порвет вашу пресс-карту, отмудохает дубинкой и засунет фотокамеру в жопу на всю длину телеобъектива – и вы ровно нихуя не сможете сделать. Вы даже не сможете об этом написать в собственной газетке, потому что ваш редактор не самоубийца, ему детей кормить надо. Журналистские расследования типа «вывести негодяев на чистую воду» никому нахуй не нужны, потому что за них никто не платит. А если таковое где-то опубликовано, то это всего лишь означает, что за него заплатили еще более негодяйские негодяи, которые с теми негодяями не поделили бабло.

Но это не самое обидное. Самое обидное то, что все вами написанное никому нахуй не сдалось. Ваша задача – заполнять промежутки между рекламными модулями, чтобы соблюсти закон о рекламе. Скорее всего, это вообще никто не прочитает. Тиражи (по большей части дутые***) существуют только для того, чтобы доказать рекламодателю нашу якобы рекламную эффективность. Рекламодатель нам, естественно, не верит, но ему важно отчитаться перед вендором за рекламный бюджет и получить с нас откат, а для этого нужно указать тираж побольше. Это такая игра, правила которой всем известны, и всех, в общем, устраивает, а ваша роль в этом театре даже не статиста, а того мужика за сценой, который кричит «Ба-а-арин приехал!». И даже если ваша газета доходит до какого-то небольшого числа читателей, то поверьте, кроссворду, станице анекдотов, телепрограмме и теткам в купальниках он уделит куда больше внимания, чем даже самому гениальному тексту, ибо синдром «дефицита внимания» — печальная реальность наших дней.

Поскольку меня читают в основном блоггеры, то я вас сразу обрадую – блоггерство и журналистика не то чтобы «близнецы-братья», но двоюродные племянники, как минимум. То есть, если у вас есть блог, вы постите в нем не тесты, сиськи, анекдоты с башорга и лытдыбры про любимую собачку, а свои собственные мысли по разным вопросам, и при этом вас читают больше ста человек – вы практически готовый журналист. (Если вы тысячник – то вы вообще полноценное СМИ в одном лице, поскольку у вас аудитория больше чем у 90% журналов в этой стране). Если у вас ничего этого нет, то это еще не значит, что вы не годитесь журналисты, но если есть – то ваши шансы высоки.

Однако не стоит думать, что журналистика – то же самое, что вести блог, только за деньги. Ничего подобного. Популярный блог говорит только о том, что вы умеете доходчиво и интересно излагать свои мысли, но парадокс в том, что именно это вам в карьере журналиста и не понадобиться. Боюсь вас опять огорчить, но ваши мысли – это последнее, что интересует издателя. Если вы, конечно, не президент Медведев. Ваше мнение, например, про экономический кризис может быть оригинальным, интересным, остроумным и даже гениальным, но, если ваша фамилия не Чубайс, оно никому нахуй не сдалось. Просто потому, что читателям вы неизвестны****. Это в ЖЖ вы можете быть тысячником и звездой, а бумажную прессу читают совсем другие люди, которым насрать на мнение Васи Пупкина. Они сами Васи Пупкины ничуть не хуже, и ваше мнение для них не ценнее собственного, разве что изложено лучше. Поэтому, издатель всегда предпочтет косноязычный высер медиалица***** самому умному и глубокому анализу от журналиста. Если, конечно, вы не успели завоевать себе репутацию признанного эксперта в какой-то области, как, к примеру, Экслер в гаджетах. Впрочем, Экслер уже и сам практически медиалицо.

Так что если вы блоггер, и вам приспичило податься в журналисты — вас, скорее всего, возьмут. Туда вообще практически всех берут — хуле, не в космонавты, небось. Но удовольствия от этого вы никакого не получите, только большой пинок по яйцам самооценке. Вот только что вы были такая звизда, ваши гениальные креативы читали в день тыщи человек (если верить тому, что врет статистика ЖЖ), а теперь вы раз — и та чукча, которая «что вижу, то пою». И собсно, всем похуй, на какую мелодию и каким голосом поется эта песня, да и сама чукча тоже всем похуй — ваша задача всего лишь изложить увиденное или услышанное максимально точно. А потом получить за эту точность пиздюлей от редактора, потому что не все, что слышишь можно писать. Вдруг человек проговорился и случайно правду сказал? А ты прям в газету сразу — ну не мудак ли? Надо ж и понимание иметь.

И если в ваш блог ходили читать именно вас, такого охуенного, то в газете на фамилию журналиста восьмым кеглем в подвале никто сроду внимания не обращает. Вот вы читаете какую-нибудь бумажную газету? Ну признайтесь, почитываете же иногда? Ну, или журнальчик? Хотя бы в сортире или когда тырнет сломается? И как, сможете сходу припомнить хоть одну фамилию автора? Ладно, а две? То-то же… Нет, блог вести для самолюбия много приятнее. Он дает хотя бы иллюзию востребованности.

Конечно, на самом деле писать в блог — такая же пустая, бессмысленная, никому не нужная хуйня, как и писать в газету. Вы можете легко убедиться в этом, перестав писать туда хотя бы пару недель. Даже если у вас тысячи читателей, ни один этого не заметит! У него во френдленте таких как вы сотни две, одним больше, одним меньше…  Но за блог вам не платят денег, а значит вы поневоле вынуждены заниматься какой-то общественно полезной деятельностью, а не только засорять информационное поле Вселенной никому нахуй не нужными текстами. А у журналистов оклады и гонорары, они, пусть скудно, но кормят этим семью, и постепенно утрачивают навыки реальной работы. Поэтому у них уже нет никаких шансов сделать что-то полезное для общества — они обречены всю жизнь складывать слова в предложения и осознавать, что занимаются  бессмысленной хуетой за мелкую денежку. За всю свою трудовую биографию они не вылечат пациента, не научат школьника, не починят машину, не проложат дорогу, не построят самолет, не спроектируют ракету — только наплодят текстов, большую часть которых никто не прочитает, а меньшую — забудут сразу по прочтению. И зачем жили? Хуй его знает…

Так что, может все-таки нуегонахуй в журналисты? Продолжайте себе вести блог в свободное от полезной работы время, если уж неймется писать. Растите хлеб, валите лес, стройте дома, точите гайки и чините канализацию. Не переводите жизнь на хуйню.

Впрочем, если вы продавец, менеджер, пиарщик, чиновник, финансист, бухгалтер, или еще какое-нибудь офисное растение, и нихуяшеньки полезного все равно не делаете — то можно и в журналисты, конечно.

Какая, нахуй, разница.

Примечания:

* Джинса: на профессиональном сленге – скрытая реклама. Это когда мы, рассказывая о группе товаров Х, совершенно объективно и непредвзято доводим до сведения читателя, что лучшим по цене/качеству является, безусловно, изделие производителя Y. Некоторые производители до сих пор наивно верят, что это работает.

** Пресс-пакет: бумажный пакетик с логотипом компании, где лежат мелкие подачки – блокнотик, ручечка, кепочка, а так же бумажка, где подробно написано то, что вы должны напечатать в своем издании. Собственно, ваша функция и состоит в том, чтобы доставить эту бумажку в редакцию. За это вам нальют рюмку водки на фуршете.

*** Дутый тираж: это когда мы пишем в выходных данных «Тираж 100 000 экземпляров», а на самом деле печатаем дай бог тысячу, которую распространяем непосредственно по рекламодателям. Это незаконно, но вы удивитесь, как много изданий так поступает. Фиктивная справка о тираже стоит копейки, а напечатать сто тысяч глянца, который все равно никто не покупает – ебануться какие деньги.

****Мнение читателей: фиктивная величина, навроде корня из минус единицы. Используется для обоснования формата, втирания очков рекламодателю, курощения журналистов и раскидывания понтов в самопиаре. Что на самом деле думают читатели, и есть ли они вообще – никому в хуй не вперлось. Все «письма от читателей» в традиционных рубриках «Обратная связь» пишутся в редакциях.

***** Медиалицо: некая личность, которую принято считать известной читателям. Так ли это на самом деле – никого не волнует. Главный критерий медийности – это наличие интервью с этой личностью в другом журнале. Ведь если они эту рожу напечатали, то и нам, наверное, надо. А кто он такой — да какая, нахер, разница?

19 комментариев

  1. Кэт

    Спасибо за позитивный похуизм! Очень понравилось. Пошла лазить по оставшимся сюжетам:)
    Кстати, я ВСЕ ЕЩЕ хочу стать журналистом:)

    P.S. list — это же все-таки не Mail:)

  2. Мария Александровна Г.

    Тоже говорю тебе спасибо за этот похуизм 🙂 но могу тебя разочаровать, журналистом мне быть отнюдь не расхотелось 🙂

  3. Мудила Спамерский

    А я не хочу быть журналистом, потому что сам ищу журналистов 🙂

    P.S. Я пидарас и спамер, ищу мудаков, которые будут копипиздить новости забесплатно. Ссылку на мой говеный сайт затер злой модератор.

  4. bartalomeo

    Правда! Чистой воды правда!

    Но есть нюанс — я джинсы и заказухи пытаюсь не писать, а всё больше о животных да о природе…
    Но и гонорары у меня тоже небольшие.

    Так что как говаривал Пелевин «Кто не хочет работать клоуном у пидоров, тот будет работать пидором у клоунов».

    Но в Украине всё-таки уважения к журналистам больше.

  5. Анни

    Вот тысячу раз подписуюсь… Я периодически имею очень большое желание послать все на хрен и заняться хоть чем-нибудь более полезным.

    Сейчас.с монетизацией блогов. грань между блоггерством и журналистикой сильно размывается — зарабатывающие в своих уютненьких, также как и кормящие семью журналисты, «за всю свою трудовую биографию они не вылечат пациента, не научат школьника, не починят машину, не проложат дорогу, не построят самолет, не спроектируют ракету…»

    Печально. но факт.

  6. Алексей

    Я журналист с очень давних времён, когда джинса означала просто джинсы. И если б не журналистика, то не прожил бы такую захватываще увлекательную жизнь. И денег профессия мне подарила столько, сколько требовалось.
    Возможно, мне просто повезло.

  7. Татьяна

    Прям хоть иди и стреляйся сразу!.. а ровно потому что это нравится — нельзя, да??
    «Только жизнь мою, Маруся, загубили на корню»…

  8. FriendlyFire

    Как вариант заголовок — «Убей в себе журналиста» 🙂 Кто платит, тот журналиста, токаря, лесоруба, механика или айтишника и танцует. И талантливый химик и мастрер по художественой лесорубке будучи наемниками будут варить/валить именно то, что укажут, в соответствии с планами, нормами, ТБ и пр. Нет желания быть клоуном, открываешь свое дело. Творцы в налаженном тех.процессе по сбору дензнаков не нужны.

      • FriendlyFire

        я о том же. Но и нытиков — даушиферов не уважа. Именно тех, которые ноют годами о низкой зарплате, начальнике-уроде, прекрасной жизни в гармонии вдали от суеты и никуда не сшифтют. Есть свои задачи и цели, есть набор правил. Хочешь соблюдай, уверен — обходи.

  9. Алексей Мочалов

    И также жму руку и утираю слезы, ржал от души:)) Именно по этим причинам, я никогда не считал себя журналистом, даже тогда, когда это был мой единственный хлеб. Именно по этим причинам никогда не хотелось зависеть рублем от журналистики и писать за деньги. Там, где появляется эта прямая зависимость — кончается объективность.
    А что касается вопроса о количестве тех, кто прочтет твой опус — я всегда считал так: я пишу для друзей, они точно прочтут, порадуются, ну и слава Богу:))

  10. Марина

    Это кто ж вас так обидел, уважаемый Павел Ивлев? Чтобы так сильно обидеться на всех и все, надо до этого было быть каким-то очень уж далеким от жизни романтиком и жить в розовых мечтах:)
    Но в жизни все как в жизни: есть плохие дяди и хорошие, как и журналисты, кстати..

    • Semiurg

      Есть плохие дяди и те дяди, которые еще не попались, да. А вы, Марина, идите почитайте что-нибудь розовое с виньеточками, хуле вы тут-то забыли?

Оставить комментарий

Новая книга