Проекты

Дорогой длинною...

Автомобильные путешествия — отличный способ провести отпуск. Машина придает человеку необходимую степень свободы — будь то культурный отдых в дорогом отеле или палатка на берегу моря. Однако даже весьма опытные водители девяносто процентов своего индивидуального пробега чаще всего наматывают по привычным городским маршрутам. И отправившись в путь на пару тысяч километров, они оказываются в совершенно иной водительской ситуации, столкнувшись с новыми для себя проблемами. Итак, как же преодолеть длинную дорогу к морю, получив минимум неприятных эмоций?

Самое главное для автопутешественника — заранее рассчитать маршрут. При этом важно реально оценить свои силы как водителя и технические характеристики автомобиля. Самая распространенная ошибка — это переоценка сил. Как рассуждает городской водитель: «Я могу по трассе давить сто тридцать километров в час, расстояние до моря тысяча триста километров — значит, через десять часов я буду плескаться в прибое!» Менее оптимистичные накинут пару часов на поесть, пописать, заправиться и размять ноги, получив, таким образом, двенадцать часов хода. И когда начнет темнеть, а до цели будет оставаться еще с полтысячи километров, они будут с удивлением прикидывать, в чем же был неверен этот простой расчет.
Кардинальная ошибка — в расчете средней скорости. Если данный автомобиль с данным водителем способен поддерживать на трассе скорость сто тридцать километров в час, то, казалось бы, это и есть средняя — но нет, это не так. Здесь стоит воспользоваться опытом раллийных штурманов, для которых расчет средней скорости на дорожных участках является основополагающей дисциплиной. Вдаваться в сложности методик большого смысла нет, но хочется отметить интересный факт: средняя скорость дорожных участков большинства ралли WRC не превышает ста километров в час! И это, отметьте, лучшие в мире пилоты на лучших в мире машинах! С учетом этого факта не слишком ли самонадеянно задавать себе среднюю в сто тридцать километров в час? В данной задачке при расчете средней скорости движения надо учитывать расстояние (чем оно больше, тем меньше средняя), максимальную скорость (те самые сто тридцать километров в час — это как раз максималка), а также количество населенных пунктов, состояние дорог, плотность движения... Зависимость эта сложная и нелинейная, но по приблизительной прикидке для наших условий средняя будет от восьмидесяти пяти до девяноста километров в час. И это при условии отсутствия поломок и остановок. Причем чтобы добавить к средней скорости десять километров в час, максималку надо увеличить на тридцать километров в час! А снижение максималки на тридцать километров в час уменьшит среднюю всего на пять километров в час! Для любого раллиста это аксиома.

Из этого следуют два жизненных, но неочевидных факта. Первый — гнать во весь опор нет никакого смысла: со скоростью сто тридцать километров в час вы преодолеете маршрут за пятнадцать часов, а со скоростью сто километров в час — за шестнадцать-семнадцать часов. За полтора-два часа выигрыша вы заплатите повышенным расходом топлива, напряжением нервов и большим риском для жизни. Второй — не стоит пытаться преодолеть более тысячи километров в один прием. Конечно, если вы молоды, здоровы, обладаете высокой выносливостью, хорошим ночным зрением и быстрой реакцией, а машина ваша скоростная и удобная, то провести за рулем пятнадцать часов вполне возможно. Однако даже лучшие из водителей после десяти часов движения теряют критичность восприятия и начинают ехать все более рискованно, притом что реакции притупляются. Учтите хотя бы опыт профессиональных дальнобойщиков, которые «пилят» по трассе с ровной скоростью сто километров в час и останавливаются на отдых после десяти часов за рулем. Они не ставят рекордов скорости, зато и бьются много реже. Прикиньте цену ошибки — стоит ли она нескольких часов выигрыша?

Еще один момент — если есть такая возможность, старайтесь ехать днем. Предвижу все возражения: ночью не так жарко, ночью меньше машин, ночью меньше гаишников. Да. Все это так. Однако человек по природе своей не ночное животное, и его организм, несомненно, лучше функционирует в светлое время суток. Днем человек дольше противостоит усталости, его меньше клонит в сон, у него лучше реакция. Дальний пробег за рулем — это и без того тяжелое испытание для непривычного водителя, не стоит усугублять его сложностью условий. Кроме того, движение на высокой скорости ночью просто небезопасно, особенно в наших российских условиях. Поле зрения водителя ограничено тем участком, который освещают его фары, а значит, тормозной путь заведомо превышает расстояние видимости! Следовательно, летя по ночной дороге на скорости в те же сто тридцать километров в час, вы вручаете свою жизнь случаю, надеясь, что пьяный колхозник не забыл на обочине трактор, что дорожные рабочие не оставили в полотне глубокую яму, что никакой грузовик не потерял по дороге выпавший из кузова шлакоблок... Надо ли перечислять далее? Не слишком ли это похоже на «русскую рулетку»? Не лучше ли остановиться в мотеле и поспать?

Отдельное слово о мотелях. Сейчас их стало очень много, и на оживленных трассах найти место для отдыха проблемы не составляет. Однако припомните знаменитый фильм «От заката до рассвета» — вот что бывает с теми, кто останавливается на ночлег в неизвестных местах. Конечно, вероятность нападения вампиров пренебрежимо мала, но вот обычный бытовой криминал на наших просторах явление, увы, вполне обыденное. Лишиться вещей, денег, магнитолы, а то и самой машины — такое событие, безусловно, не украсит собой отдых. Так что, планируя дальнюю поездку, нужно заранее подумать и о месте для ночлега. Благо сейчас, при наличии Интернета, это стало вполне реально. По вашему маршруту наверняка проехали тысячи людей, и они часто делятся своими впечатлениями о дороге, в том числе и о мотелях. В общем случае правильнее всего останавливаться в мотелях, указанных в атласах и расположенных в городской черте. Обязательно возле мотеля должна быть охраняемая платная автостоянка. Лучше переплатить лишнюю сумму за комфорт и спокойствие — это себя окупит работоспособностью на следующий день. Если же мотели вам почему-то не нравятся и вы предпочитаете ночевать в машине — ну что ж, по крайней мере, выбирайте с умом место ночевки. Ни в коем случае не стоит спать, загнав машину в придорожный лес, — остановитесь возле стационарного поста ГАИ или на большой парковке дальнобойщиков. Это сильно повышает вероятность благополучно проснуться.

О бензине. Заправок сейчас, казалось бы, как грибов дождливой осенью, однако они имеют удивительное свойство исчезать, как только загорится лампа резерва топлива. Кроме того, далеко не всякая заправка зальет вам в бак именно то, на что вы рассчитываете. В моей практике бывали случаи, когда скрепя сердце приходилось сливать из бака залитый на трассе бензин, чтобы не угробить мотор. Стопроцентно гарантирующих от этого рекомендаций не существует, но, как правило, стоит заправляться на АЗС крупных брендов — «Роснефть», «Лукойл» и так далее, избегая подозрительных мелких станций со старыми механическими колонками и удивительно дешевым бензином. Очень полезно иметь с собой канистру с двадцатью литрами хорошего бензина — просто на всякий случай. Особую внимательность стоит проявлять машинам с ГБО — газовые заправки встречаются существенно реже, чем бензиновые, а в некоторых регионах их просто нет! Проверьте перед поездкой, работает ли еще бензиновая система питания. Часто, постоянно передвигаясь на газу, водители и не подозревают, что в карбюраторе все давно забито грязью и резиновые мембраны рассохлись и потрескались.

Отношения с ГИБДД. Это особая, больная для нашей страны тема. Находясь вдали от дома, в чужом регионе, водитель особенно уязвим, и гаишники это прекрасно понимают. Они часто угрожают незаконным изъятием прав, понимая, что вам очень хочется к морю, а на таможне без прав делать нечего. Да, впоследствии вы докажете свою правоту, получите права обратно, но отпуск-то будет безнадежно испорчен! Или же вам будут нагло утверждать, что от вас пахнет алкоголем, даже если вы в жизни не пили ничего крепче компота. Понятно, что медицинская экспертиза докажет вашу невиновность, но вам придется потерять полдня, оставив нагруженную ценными вещами машину в распоряжении штрафплощадки. Поэтому гаишники целенаправленно высматривают в потоке машины с чужими номерами и проявляют к ним особо пристальное внимание. Я не буду давать рекомендаций, как бороться с психологическим прессингом, на который они мастера, и уж тем более не буду советовать давать или не давать взятки — это дело личной совести каждого. Хочу лишь дать несколько общих советов, как свести количество таких ситуаций к минимуму.

Во-первых, не отправляйтесь в дорогу на машине с глухой тонировкой, даже если в вашем регионе на это не обращают внимание. Это отличный повод для остановки. И даже если на посту не найдется прибора, измеряющего светопропускание (а без него любые претензии незаконны), то, остановив машину, гаишники найдут к чему придраться. Во-вторых, при движении в чужом регионе старайтесь держать впереди себя «тральщика» — машину с местными номерами, которая движется с приемлемой для вас скоростью. Местные водители, как правило, отлично знают типичное расположение постов контроля скорости, и если «тральщик» непонятно почему сбросил скорость, то и вам стоит призадуматься. В-третьих, подъезжая к стационарному посту, постарайтесь пропустить вперед несколько груженых дальнобойных фур — они гораздо более привлекательны для гаишников, чем легковушка, и есть шанс, что, начав «потрошить» их водителей, на вас просто не обратят внимания. И четвертое — не совершайте нарушений, за которые грозит изъятие прав. Конечно, оптимально — не нарушать вообще никаких правил, но будем реалистами, на это не всякий пока способен. Поэтому не совершайте хотя бы запрещенных обгонов с выездом на встречку — помимо того, что это смертельно опасно, прав лишитесь в момент — за этим нарушением сейчас следят особенно пристально, иной раз с применением биноклей и видеокамер. Иногда соблазн почти непреодолим — когда тащишься на подъем за издыхающей, чадящей фурой, а встречная свободна до горизонта. Но если есть сплошная линия — терпите. Именно на таких моментах и попадаются нетерпеливые.

На стационарных постах будьте осторожны

И еще один момент — таможня. Если на вашем пути к морю новейшая история отечества воздвигла эти преграды, закладывайте на них минимум три часа. Если удастся проскочить быстрее — будет приятный сюрприз, но сильно на это не рассчитывайте. Увы, бывшие братские народы, особенно украинский, часто бывают не слишком гостеприимны. Точно узнайте, что можно и что нельзя провозить, и учтите, что ситуация меняется каждый год. Помните, что контрабандой нужно либо заниматься профессионально, либо не заниматься вовсе, — любительские попытки провезти что-то запретное могут привести к неприятностям разной степени тяжести и уж точно к потере времени. Иные запреты абсурдны, но и их надо соблюдать: так, например, через русско-абхазскую, в целом весьма либеральную, границу запрещено провозить мед — и это притом, что им соблазнительно торгуют вдоль всей трассы. Лучше это знать заранее, чем потом столкнуться с дилеммой: куда деть трехлитровую банку такого вкусного, но, увы, запретного продукта пчеловодства?

В общем, чтобы получить удовольствие от автомобильного путешествия, надо всего лишь вести себя разумно и учитывать простые рекомендации, данные в этой статье. Надеюсь, эти советы помогут вам полноценно провести отпуск!

5 комментариев к записи Дорогой длинною...

  1. Wass 11.06.2009 в 16:38 #

    Хочу следующим летом рвануть в Питер, а потом на море...

    Правда путь неблизкий, туда обратно тысяч 12-13 км. Детально еще не прорабатывали, конечно.

    Насчет средней скорости — интересная информация, впрочем, понятно что гнать смысла нет, для себя определились с «крейсерской» скоростью в 100 км/ч.

    • Semiurg 11.06.2009 в 16:40 #

      Да, 100-110 оптимально. Меньше напрягаешься, меньше обгонов, меньше риска и не вздрагиваешь при виде гаишника с радаром 🙂

      • runixonline 12.06.2009 в 13:10 #

        На питерской трассее воообще оптимум — 90 . (получится как раз за 10 -11 от москвабада до питера )С ней идут дельнебои... Тем более что новгородская область по количеству радарящих — нечто выдающееся.

  2. bighoboz.livejournal.com/ 12.06.2009 в 10:19 #

    Часто езжу далеко. При расстояниях более 500 км средняя скорость получается около 75 км.ч как ни крути...

  3. Сергей 12.06.2009 в 13:30 #

    Подпишусь подо всем, что написано. Инфа полезная. Из личного опыта — обычно следил (по одометру и километровым столбам), чтобы в час проходить сотню км. Если получалось — хорошо, значит «по расписанию», если нет — не страшно, безопасность важней