Проекты

Советы путешественнику

Автомобиль создан для передвижения. Казалось бы, вещь очевидная. Садишься в него, нажимаешь педали, дергаешь ручки, крутишь баранку — и ты уже совсем в другом месте. Маленькое бытовое чудо. Однако, как ни странно, закрутившись в карусели бытовых мелочей, мы часто забываем, что машина способна на большее, нежели ежедневное преодоление маршрута дом — работа — магазин — дом. Конструкция современного автомобиля такова, что позволяет спокойно преодолевать тысячи километров пространства, доставляя человека вместо опостылевшего офиса на солнечный пляж какого-нибудь моря.

Путешествие на автомобиле имеет массу неоспоримых преимуществ перед другими способами передвижения. Во-первых, это полная свобода в выборе маршрута. В отличие, скажем, от самолета автомобиль позволяет получить удовольствие от дороги до места отдыха. Самолет — это не путешествие, а способ выкинуть изрядный кусок пространства из своей жизни. Вас запирают в железную коробку на пару часов, потом выпускают из нее совсем в другом месте, предоставляя в промежутке любоваться зеленоватыми физиономиями других пассажиров и малоинтересным пейзажем «облака, вид сверху». Нет, в первый раз это даже любопытно, но потом начинаешь понимать, что у тебя фактически украли несколько тысяч километров, на которых наверняка есть что-то интересное. Обмен пространства на время, который навязывает нам гражданская авиация, далеко не всегда выгоден! Многие жители нашей страны не один раз бывали, скажем, в Крыму — но при этом они никогда не видели, что между Крымом и их городом есть нечто большее, чем два аэропорта и немножко облаков.
Во-вторых, свобода в выборе попутчиков. В отличие, скажем, от поезда, где вам придется несколько дней наслаждаться обществом незнакомых людей, слушать их храп, нюхать их пот и вникать в нудные жизненные истории, автомобиль позволяет отправиться в путь собственной компанией, семьей или вовсе в одиночку. При этом ваш кругозор не сужается до стенок купе и станционных буфетов, а наоборот — расширяется до красивейших пейзажей и недостижимого горизонта. Более того, при этом вас никто не будет насильственно услаждать не самой лучшей музыкой из динамика в купе, кормить сомнительной пищей в вагоне-ресторане и запирать туалет именно в тот момент, когда он неожиданно очень понадобился.

Утром и вечером...

В-третьих, свобода выбора ритма передвижения. Вы не привязаны к расписанию поездов и времени вылета самолетов, вы не можете никуда опоздать, и вам не грозит печальное зрелище уходящего вдаль поезда, на который вы совсем чуть-чуть не успели. Все в ваших руках. Можете мчаться к своей цели, зажав педаль газа в пол и наслаждаясь скоростью. Можете неторопливо катиться в потоке, передав управление спинномозговым рефлексам и наслаждаясь пейзажем. А можете остановиться у понравившейся речушки перекусить и искупаться.

В горах и на равнине...

И самое главное — из объекта отдыха вы становитесь субъектом. Не вас отдыхают, а вы отдыхаете! На машине вы не привязаны к пляжу своего пансионата (отеля, кемпинга), и ваш отдыхательный ареал не ограничивается расстоянием, которое можно пройти пешком между обедом и полдником. Собственно говоря, если свобода вам дороже комфорта, вы можете вообще наплевать на навязший в зубах курортный сервис и встречать каждое новое утро в новом месте, останавливаясь в мотелях или даже в палатке на берегу.

Зимой и летом...

Для путешествия подходит практически любой автомобиль — главное, чтобы он был исправен. Вдали от дома даже мелкая поломка может превратиться в серьезную проблему, так что техническое состояние машины лучше проверить до выезда, а не в процессе путешествия. Причем сделать это следует тщательно. Если у вас подходит срок очередного ТО — не откладывайте его на «после отпуска», а проведите заблаговременно. Если ваш автомобиль находится на гарантии — выясните заранее, где по пути вашего предполагаемого маршрута находятся сервисные центры, которые эту гарантию поддерживают. Ведь вынужденный ремонт в придорожной мастерской легко может вас ее лишить!

Зигзагом и по прямой — везде дорога автопутешественнику!

Дальние путешествия по просторам Родины — это чуть ли не единственная ситуация, в которой владельцы отечественных автомобилей находятся в более выгодной позиции: «Жигули» или «Волгу» починят в любом райцентре и запчасти на них тоже не станут проблемой. С другой стороны, если вы двинетесь на своем автомобиле в европейское турне, то там уже на владельца ВАЗа будут смотреть с большим удивлением, а какой-нибудь интернациональный «Фольксваген» починят в любом городе мира. Исходя из этого, стоит реально прикинуть степень экзотичности своего транспортного средства относительно места назначения и не рассчитывать, что в Амстердаме вам легко починят «Москвич», а в Майкопе — «Порше-Кайенн». Впрочем, вероятность поломки у этих машин тоже разная, так что препятствием для путешествия это не является.
В некоторых случаях оправданно иметь с собой запас мелких, но критичных для передвижения запчастей — например, датчик положения коленвала для впрысковой машины (чуть ли не единственная деталь, без которой мотор не будет работать вообще) или запасной контроллер зажигания. Само собой, стоит проверить наличие мелких расходных деталей вроде лампочек и предохранителей, а также состояние колес и запаски. Совершенно обязательно — и не только для ГАИ — наличие укомплектованной аптечки и работоспособного огнетушителя. Про аптечку, кстати, разговор отдельный — то, что положено иметь в машине «для техосмотра», гордого названия «аптечка» совершенно не заслуживает. Этим странным набором дешевых медикаментов не вылечишь и порез на пальце! Необходимо доукомплектовать свой медицинский запас самостоятельно — особенно желудочными и антибактериальными средствами на случай неприятностей от непривычной пищи. Тем, кто регулярно принимает какие-то специальные лекарства, следует озаботиться их запасом на весь срок путешествия — не рассчитывайте, что ассортимент аптек одинаков повсюду.

Очень удобно в смысле безопасности путешествовать компанией на двух и более автомобилях — в самом крайнем случае у вас всегда под рукой будет буксир, да и вообще, вместе веселее. Крайне полезно, планируя путешествие, прикинуть ситуацию с топливом по всему маршруту — благо при наличии Интернета это не составит труда. Например, известно ли вам, какая марка бензина в Испании соответствует нашему 92-му? И сколько этот бензин там стоит? (Правильный ответ, кстати, — никакой: бензин с октановыми числами ниже 95 там отсутствует. Стоимость топлива находится в пределах 0,65-0,9 евро/литр в зависимости от его вида и стоимости нефти на рынке.) Бывают и обратного рода трудности — например, далеко не во всех регионах нашей страны можно найти 98-й бензин, а если вы его таки нашли, это вовсе не значит, что им можно безнаказанно заправиться. Таких примеров хватает: в Украине, скажем, достаточно редки газовые заправки и автомобиль с ГБО может быть вынужден перейти на бензин — а когда вы в последний раз проверяли эту систему питания? В некоторых регионах отсутствует как класс приличное дизтопливо...

Очень не помешает в дороге штурман — или, по крайней мере, ответственный пассажир, который будет следить за картой и говорить водителю, куда сворачивать. Этот человек должен обладать крепкой нервной системой и не обижаться на вопли: «Ну и где эта твоя чертова дорога?!» Увы, добираться куда-либо по нашим картам — метод столь же надежный, как подбрасывание монетки на каждой развилке: решка — направо, орел — налево. Нарисованные в период острой шпиономании, они имеют такое же отношение к реальности, как соцреализм. Так что не удивляйтесь, не обнаружив обозначенную на карте дорогу, — может, ее перепахали лет тридцать назад, а скорее всего, ее никогда и не было. Главное здесь, чтобы штурман обладал развитой интуицией и способностью отрешиться от пошлой бумажки и проникнуть внутренним взором за грань горизонта. Ну, или купите GPS-навигатор.

Дороги России не везде хороши...

Еще один полезный совет автопутешественнику: всегда имейте неприкосновенный запас денег на случай серьезной поломки. (При этом стоит помнить, что далеко не везде имеют хождение кредитные карточки.) Даже если ваш автомобиль слишком экзотичен для ремонта на месте, при наличии достаточной суммы денег вы всегда найдете буксир или попутный грузовик с большим кузовом.

Часто спрашивают: «Какая машина лучше всего подходит для путешествий?» Однозначного ответа на этот вопрос просто не существует. Все зависит от того, куда и зачем вы едете. Если ваш путь пролегает по асфальту от дома до отеля, в котором вы поставите машину на стоянку и припадете к бару, то любой автомобиль доставит вас туда — с большим или меньшим комфортом. Другая крайность — экстремальные многодневные трофи-рейды, маршрут которых выбирается по принципу «чем хуже, тем лучше». Впрочем, участники подобных мероприятий, как правило, прекрасно знают, на что идут, какой длины им нужен трос, сколько тонн вытянет лебедка, и не нуждаются в сторонних советах.

Цивилизованный отдых доступен владельцу любого автомобиля

Всякая машина имеет свои достоинства и недостатки. Вот, например, кемпер — автомобиль, специально предназначенный для путешествий. Фактически это дом на колесах со всеми возможными удобствами и максимумом комфорта. Значит ли это, что он идеален? Ничего подобного! Кемпер прожорлив, тихоходен и требует хорошей дороги — на просторах России это может стать большим неудобством. А в Европе на нем можно останавливаться только в специально оборудованных местах — автокемпингах — и, само собой, небесплатно. То есть такая машина создает определенные ограничения при выборе маршрута. Другая сторона медали — внедорожник. Эта машина проедет почти везде, но приготовьтесь к большому расходу топлива, специфической управляемости и вниманию криминальных элементов (если это, конечно, не «Нива» и не УАЗ, которые мало интересуют угонщиков). Городские малолитражки не слишком удобны на больших расстояниях, но, если ваш маршрут пролегает по асфальту, они вполне справятся с задачей, довезя вас до места, — пусть небыстро, зато очень экономично. Пожалуй, лучшим компромиссом являются полноприводные универсалы класса SUV — Mitsubishi Outlander, Subaru Forester или нечто подобное. Обладая неплохой проходимостью, высокой скоростью и хорошей вместимостью, они максимально расширяют спектр ваших возможностей. Однако это вовсе не значит, что, если вы не являетесь счастливым обладателем такой машины, автомобильные путешествия для вас закрыты!

Кемпер имеет свои достоинства и недостатки

Здесь главное — не машина как таковая, а настроение и решимость. Решимость отбросить повседневную жизнь и отправиться в путь. Мы все — взрослые люди. У нас есть работа, обязанности, бизнес, творчество, семья — огромный воз скарба, который приходится везти по жизни всякому человеку. Мы, как Атланты, держим этот мир на своих плечах, создавая и созидая, растя детей и работая, работая, работая... Но иногда, поверьте, надо сбросить ненадолго с плеч этот груз и вспомнить, что есть на свете дорога. И бросить палатку в багажник, и раскрыть карту, и выбрать на ней ту единственную точку, где вам будет хорошо.

Один комментарий к записи Советы путешественнику

  1. kuba-libra 12.06.2009 в 16:08 #

    я как раз предпочитаю свободу кофмформу и именно поэтому выбираю самолет )))

  2. kuba-libra 12.06.2009 в 16:08 #

    написал, блин (

    • Shurick 13.06.2009 в 1:56 #

      Фотка зимняя хорошая. М4 возле Богородицка?=)

      Я бы добавил, что при путешествии двумя (или более) автомобилями очень выручают самая доступная радиосвязь, например рации диапазона 433 МГц, не требующие лицензии и продающиеся почти везде.

      • Shurick 13.06.2009 в 1:57 #

        Черт, не туда с ответом попал...=)

      • Semiurg 13.06.2009 в 7:02 #

        Да, возле Богородицка, точно 🙂

        • Shurick 13.06.2009 в 13:50 #

          Хе, глаз-то намётанный.;) Почему-то нравится мне этот кусок М4.

  3. bojarin_stavr 13.06.2009 в 13:54 #

    Фото про «Дороги России не везде хороши» к России имеет весьма косвенное отношение. Это мост через реку Басла в 12 км выше Сухума, рядом с каменным арочным мостом.

    Дырка в асфальте- результат безуспешной попытки подрыва моста грузинами при отступлении в августе-сентябре 1993 г.

    • Semiurg 13.06.2009 в 15:24 #

      Да, я знаю, сам и снимал.

      Но очень уж выразительный образ...

      • bojarin_stavr 13.06.2009 в 15:32 #

        Эт точно. Хотя дорога там в принципе пристойная.

  4. Всеволод 15.06.2009 в 4:11 #

    >> и вниманию криминальных элементов

    Наверное, стоит указать оригинальный способ борьбы с этим, примененный Артемием Лебедевым — надо раскрасить машину под участника автопробега или еще ралли какого-нибудь.

    • Semiurg 15.06.2009 в 8:10 #

      Ага, у меня как раз раскрашена. 🙂