Проекты

А может, это дворник был...

Чист и незамутнен должен быть взгляд водителя, устремленный вдаль. Ничто не должно препятствовать свободе его воззрения: ни грязь, ни дождь, ни снег. И потому перед каждым водительским носом, на просторах лобового стекла вершат свою скромную работу механические труженики метлы — автомобильные дворники.

Идея «дворников» — устройств, очищающих стекло снаружи, — впервые пришла в голову женщине. Эта идея навеяна, по-видимому, бытовыми, домашними, аналогиями, которые и были остроумно перенесены на автомобиль. Столь изобретательной дамой была Мэри Андерсен, которая прониклась жалостью к бедным героям-автомобилистам, вынужденным в дождь и снег либо открывать переднее стекло, либо ехать, высунув голову в окно. Некоторые историки, правда, оспаривают версию женского авторства, однако факт: патент на первый автомобильный стеклоочиститель в 1903 году получила именно мадам Андерсен. Окончательно современный вид и конструкция щеток формируется к началу 60-х и тогда же в ПДД многих стран вводится запрет на движение в непогоду без «дворников».

Возможно, кому-то выбор темы покажется странным: мол, что можно написать о «дворниках»? Простейшее и маловажное устройство, стоит копейки, служит долго, продается везде... Позволю себе отмести возможные возражения — не так-то и просты автомобильные щетки! Да и требования предъявляются к ним серьезные: равномерный прижим на всей длине, упругость конструкции, жесткость на кручение, эластичность и термостойкость резинового элемента... — ну и т.д. А самое главное — «дворники» должны чистить! Такая уж их дворничья работа. Вот это-то элементарное и логичное требование они исполняют весьма и весьма по-разному, что также связано с разницей в их конструкции.

Непосредственное соприкосновение с лобовым стеклом берет на себя резиновая часть «дворника», она же и выполняет собственно чистящие функции, сметая со стекла воду, грязь и снег. Если внимательно присмотреться к этой «резинке», можно увидеть, какое сложное она имеет сечение, причем чем дороже и «фирменнее» щетка, тем хитрее резиновый профиль. Это связано с тем, что при работе резинка совершает довольно сложное движение, «перекладываясь» по ходу щетки и сохраняя при этом равномерность прилегания рабочей кромки. Современные резиновые элементы «дворников» могут иметь (и, как правило, имеют) сложную внутреннюю структуру: несколько слоев из резины с разными характеристиками. Так рабочая кромка резинки делается из жесткой и износостойкой резины, иногда, для лучшего скольжения, из специальной силиконо-графитовой смеси. Место перегиба, которое должно выдержать много тысяч «перекладок», изготовляется из эластичного и мягкого силикона, а крепежная часть из прочной и термостойкой резины. Все это каким-то образом спекается в единое изделие, которое при этом должно работать в самом широком диапазоне физико-химических условий.

На долю «дворника» приходится множество тяжелых испытаний: летом его жарит солнце, поливая резину потоками ультрафиолета и нагревая иногда до 70-80 градусов, зимой сильные морозы прихватывают его к поверхности стекла. Кроме того, производители незамерзающих жидкостей для омывателя далеко не всегда учитывают их химическую активность к резине... Про абразивный износ и говорить незачем — вся пыль, грязь и песок с дороги направляется потоком воздуха именно на «дворники». Некоторые несознательные водители еще и пренебрегают зимой очисткой лобового стекла от наледи, скребя несчастными щетками по острому рельефу льда.

О чем это нам говорит? А о том, что долговечность автомобильного «дворника» сильно преувеличена. Да, внешне он может выглядеть как новенький долгие годы, но вот функции свои выполнять перестает довольно быстро. И связано это, как ни странно, не с износом резинки, а с металлическими частями конструкции. Сложносочиненное устройство металлического дворника, даже при самом качественном исполнении, имеет свойство изнашиваться и разбалтываться по осям сочленений, после чего теряет способность нормально прижимать резинку. Кроме того, по зиме все эти планочки забиваются снегом и смерзаются в ледяной монолит. Производители героически борются с этими недостатками — так, у Champion, при сохранении традиционной конструкции щеток, металлические детали оцинкованы, фосфатированы, окрашены в пять слоев электростатическим способом и покрыты полиэстером. Рабочая лента изготавливается методом «цельного вытягивания», и в ней используется резина специального состава, обработанная бромином. Не хуже потрудились создатели модели Trico Teflon. Производитель использовал материал, обладающий отличным скольжением, антиприлипающими и водонепроницаемыми свойствами, — тефлон. Добавленный в чистящую кромку щетки, он снижает трение, обеспечивая более равномерную и эффективную очистку, а также придавая щетке лучшие противоизносные и антикоррозионные свойства.

Однако самый последний писк стеклоочистительной моды — бескаркасные щетки, в конструкции которых полностью отсутствуют скобы и шарниры (так называемые «коромысла»). Их функцию (равномерно прижимать трущий резиновый элемент к поверхности стекла) призван выполнять цельный элемент на основе металлического сплава. Он обеспечивает равномерный прижим рабочего элемента щетки по всей поверхности стекла за счет своей более правильной геометрии.

Что выбрать? Ругать отечественного производителя как-то даже неудобно: не делает этого только ленивый, а толку все равно никакого — низкая цена обеспечивает заведомое преимущество перед импортом. Тем не менее, хочется привлечь внимание к ценовому балансу в этой сфере автомобильных запчастей. Отечественный «дворник» создан из тонкого металлического профиля, соединенного заклепками, и однослойной монолитной резинки, стоит (возьмем для наглядности щетки для ВАЗ 2108) от 150 до 200 рублей за комплект, в зависимости от места приобретения. Его главный недостаток — неудовлетворительная жесткость на кручение из-за больших люфтов в клепаных соединениях и тонкого металла. Поэтому отечественные щетки плохо чистят уже «с нова» — разболтанная конструкция не обеспечивает равномерного прижима резинки, а через год начинают «прикладываться» к стеклу металлическими частями. С импортными щетками ситуация сложнее: самые «доступные из приличных» — английский «Чемпион» стоимостью от 200 до 500 рублей за комплект, а знаменитый «БОШ» предлагается по цене от 500 и... (верхний предел уходит достаточно высоко, чтобы перестать интересовать среднего потребителя). Конструкция этих «дворников» собрана из толстого профиля, клепка точная и без люфтов, а резина, как правило, имеет два и более слоя. В комплекте обычно имеется набор крепежных элементов под разные типы поводков, что позволяет использовать их на разных машинах. Срок эксплуатации этих щеток во многом зависит от аккуратности владельца (например, не стоит отрывать примерзшие «дворники» включением привода), но в среднем доходит до двух лет — далее вступает в дело неминуемый износ резины.

Отдельная история с изделиями китайской промышленности. Дело в том, что они зачастую пытаются выдать себя за тот же «БОШ», но легко отличаются по внешнему виду и цене. Наши юго-восточные соседи видимо считают, что «у русских глаза большие, и так все увидят...», поэтому такие изделия не чистят ничего в принципе. Конструкция щетки штампуется из пластмассы и отличается нулевой эластичностью, а зимой попросту лопается от мороза. Кроме того, китайская резина совершенно не рассчитана на наш климат — в холода она просто стекленеет и крошится. Стоимость этих декоративных изделий 100-150 рублей.

Какой из этого можно сделать вывод? Отбросив с негодованием китайские поделки, можно выбирать между отечественными и импортными щетками. Разница в цене составляет 3-5 раз, разница в сроке службы примерно 4 раза (отечественные «дворники» следует менять не реже чем раз в полгода). Вроде бы получается так на так, но тут присутствует еще пара моментов. Момент первый — русские щетки с самого начала чистят плоховато. Если вы пробовали ездить с плохими щетками ночью и в дождь, то поймете — качество очистки стекла впрямую влияет на безопасность. (Подсвеченная фарами встречного автомобиля пленка воды на лобовом стекле снижает видимость до нуля...) Момент второй — плохие щетки наносят невосполнимый ущерб лобовому стеклу. Мягкий триплекс легко царапается металлическими частями «дворника» и затирается пылью до состояния матовости. Потертое стекло не очищается уже никакими щетками, да и любой «дворник» на нем быстро изотрется. Цена стекла частенько изрядно кусается, так что хорошие щетки сэкономят немало денег, оттянув замену на несколько лет. Поэтому, несмотря на серьезную разницу в цене, качественные дворники являются более экономным и разумным выбором.

Скупой платит дважды!

6 комментариев к записи А может, это дворник был...

  1. Мегана 31.07.2009 в 10:08 #

    Я купила по весне, после зимы, дорогие бескаркасные щетки, правда, производителя не помню, но не нарадуюсь просто! Впредь буду пользоваться только такими.

  2. Сергей 25.08.2009 в 22:06 #

    Бескаркасные щетки тоже хороши только летом, зимой они плотно не прилегают и получается такой же развод после дворника как на первой фотографии. Не понравились.

    • Semiurg 25.08.2009 в 22:09 #

      А мне наоборот понравилось — обмерзают куда меньше.

      • Сергей 25.08.2009 в 22:12 #

        У нас влажность высокая и каркас промерзает видимо сильно. Отечественные тоже не беру, причины описаны выше очень хорошо.

  3. Дмитрий 02.11.2009 в 3:53 #

    Спасибо за статейку, вдохновила курсовик на эту тему сделать

    • Semiurg 02.11.2009 в 9:48 #

      На здоровье 🙂