Про жидов

Один из френдов дал ссылку на коллекцию русских поговорок «про жидов». Заинтересовавшись столь любопытным культурно-историческим слоем, не мог не увлечься анализом…

Т.н. «жиды», и их место в культурно-историческом наследии русского народа

Историко-лингвистическое исследование

Кто такие «жиды»? Ныне, когда эти удивительные существа остались лишь в памяти народной, многие исследователи даже считают их фольклорной выдумкой, как кикимору или банника. Однако, лингво-исторический анализ культурного наследия наших предков позволяет предположить, что некогда эти удивительные создания жили бок о бок с людьми, деля с ними радости и горести средневекового русского быта. Любопытно составить представление о жидах, исходя из сохранившихся в народной памяти поговорок:

Итак, надо полагать, что, во времена оны, поголовье жидов было значительным, во всяком случае, особо разыскивать их не приходилось: «Не ищи жида — сам придет». Анатомия этих существ удивительна: «У жида два языка — один Богу досаждает, а другой христиан дурачит», но, несмотря на это, эффективность такого странного устройства ротовой полости сомнительна: «Если бы Бог жида слушал, то давно все христиане перевелись бы». Способ передвижения тоже далек от стандартного: «Где жид проскачет, там мужик плачет». И неудивительно, что мужик так расстраивается — по некоторым признакам можно судить, что жиды – животные стайные: «Жид, что крыса, — силен стаей». Понятное дело, когда по твоему огороду проскачет стая кого бы то ни было, тут заплачешь – небось, все огурцы потопчут… Тем не менее, находчивый русский народ сумел и этих огородных вредителей приручить и использовать в нехитром мужицком хозяйстве! Так, например, есть косвенные указания на то, что «жидов» использовали для поиска, как сейчас собак: «С жидом найдешь, да не разделишься». К сожалению, сейчас уже трудно сказать, что именно искали при помощи жидов, и почему найденное с трудом поддавалось делению…

Народный фольклор открывает нам удивительные особенности поведения этих странных существ: «Жид не волк — в пустой сарай не заберется» или «Жид, как свинья: ничего не болит, а все стонет». Не очень понятно, что в пустом сарае собрался делать волк, и почему стонет не забравшийся в этот сарай жид, но особо интересны их пищевые предпочтения: «Жид обманом сыт». Видимо, прокормить поискового жида было несложно…

Однако при домашнем содержании жидов были и определенные сложности. Похоже, что существа это были нежные и ранимые: «Жид правды боится, как заяц бубна». Поэтому уход за ними требовал осторожности: «Жидовского добра в дом не бери и жиду правды не говори» – а то, понятное дело, испугается, как заяц бубна, лови его потом, по полям скакамши… Видны также попытки использования жида не только как розыскное, но и как охраняющее дом существо. Возможно, наши предки пытались полностью заменить жидами собак, которые гораздо более привередливы в еде (обманом сыты не будут), но попытки эти, судя по всему, были безуспешными: «Жид, что ворона, — мужику не оборона».

Таким образом, пытливый исследователь придет к однозначному выводу – жиды некогда реально существовали. И пускай об их внешнем виде, происхождении и причинах исчезновения сейчас можно только гадать, но устное творчество наших предков навсегда сохранило в веках сложный, противоречивый образ этих удивительных созданий.

Историк-вредитель honoris causa

Semiurg


Дисклеймер:

Да, это провокация.
Нет, здесь нет антисемитизма.
Да, я еще и не на такие темы шутить могу.
Нет, я не собираюсь всерьез обсуждать всякую чушь.
Да, у меня есть своя точка зрения на этот вопрос
Нет, я не верю в Мировой Жыдовский Заговор, не знаю кому Они Россию Продали и почем кровь христианских младенцев в шабатний день.
Да, вы имеете полное право меня отфрендить.

0 комментариев

Оставить комментарий

Новая книга