Проекты

Борьба в грязи

Грунтовых дорог в нашей стране куда больше, чем асфальтированных. И как-то так получается, что в некоторые, весьма важные места (на дачу, например) можно добраться только по ним. И вот, затяжной осенний ливень отмечает край ушедшего лета, плывут в пузырящемся потоке желтые листья, и в жидкую липкую кашу превращается ценный сельскохозяйственный чернозем... А ведь на даче осталось столько нужных и ценных вещей, которые стоит вывезти оттуда до наступления зимы! Как преодолеть размокшую грунтовку?

Конечно, хорошо иметь вездеход, крутой внедорожник или просто «Ниву» — врубил полный привод, блокировки (если есть), пониженный ряд в раздатке... Ползет, родимый, грязь большими колесами месит. Однако большинство дач и прочих сельских радостей отделены от асфальта всего километром-другим распутицы, да и ездим мы на них, как правило, не чаще, чем раз в неделю, да и то летом — и ради этих двадцати километров в год содержать прожорливый тихоходный и неуклюжий джип? Да он за год столько топлива съест, никакой даче рад не будешь... Поэтому и придумывают люди всевозможные хитрости и приспособления, чтобы на обычной легковушке, пусть без особого комфорта, но выбраться из деревенской глуши, где застал неожиданный ливень, к удовольствиям твердого покрытия.

Исторически сложилось, что первым комплектом-минимум для самостоятельного выползания из хлябей дорожных были топор, лопата и кусок брезента. Топором рубятся ветки, лопатой подбрасывается грунт в колею, брезент суется под ведущие колеса... — рывок, и очередные два метра позади! Процесс повторять до достижения асфальта. Если совсем уж топких мест на дороге немного, то выехать можно, со средней скоростью 100 метров в час. Правда, водитель должен смириться с образцами почвы, которые в изобилии останутся на нем и в салоне автомобиля. Ну и, конечно, упорство и физическая сила не будут лишними в этом мероприятии — хрупкой девушке такой метод не посоветуешь...

Техническая изобретательность приходит на помощь водителю. Если содержать вездеход постоянно нам не хочется, попробуем превратить в вездеход ненадолго собственную машину. Итак, цепи. Так называемые «цепи противоскольжения» представляют собой разнообразные плетенки из металлической цепочки, так или иначе закрепляемые на ведущих колесах. Что это дает? Колесо перестает впустую крутиться в скользкой грунтовой ямке, а начинает вгрызаться в тело матери-земли, создавая тяговое усилие. Гляди-ка, поползла! Тут, правда, есть пара интересных моментов: во-первых, водитель должен обладать определенным даром предвидения или просто хорошо знать дорогу — цепи надо монтировать заранее, ведь когда машина застрянет, то до колес уже не добраться. А во-вторых, езда с цепями требует чрезвычайной осторожности и определенного опыта — стоит выбрать не ту передачу или чуть перегазовать в критический момент — «оцеплённое» колесо закопается в грунт как шахтер-стахановец. Так что комплект цепей не отменяет той самой лопаты в багажнике, более того, лежащий «на пузе» автомобиль потребует немалых усилий по выемке грунта...

http://megadoski.ru/s_images/11687828037604.jpg

Применение цепей влечет за собой еще пару неприятностей. Первая относится в основном к заднеприводным машинам: пока ведущие колеса, перемалывая грунт, потихоньку толкают автомобиль к цели, передние наматывают на себя слой за слоем плодородный чернозем и... останавливаются, заклинив в арках. После чего, несчастная «классика» превращается в колесный пароход и управляется не рулем, а прихотливыми рывками дифференциала, скользя, как на лыжах. Если мокрая грунтовка имеет боковой уклон... короче, лучше подождать пока высохнет, а то недолго и в овраге очутиться. Вторая неприятность имеет отношение к самой идее цепей: ездить на них по асфальту нельзя (плохо будет и цепям, и асфальту), поэтому, добравшись до вожделенной цели, цепи придется снять. Вот тут-то и обнаружится, что ведущие колеса превратились в монолитные грязевые катки, в которых не только замок цепи, само колесо не обнаружить... Так что приготовьте заранее инструмент для расковыривания грязи и не надейтесь, что, успешно преодолев грунтовку, останетесь чистеньким...

Еще одно устройство для самоизвлечения из глубин пейзажа — лебедка. Поскольку стационарную элетролебедку установить можно далеко не на любую машину, то лебедка эта — ручная. То бишь, цепляете ее одним концом за автомобиль, другим — за подходящее дерево, и крутите рукоятку. Машина — штука тяжелая, да еще и в грязи застряла, так что передаточное число лебедки должно быть как можно выше. Что это значит? То, что крутить придется долго... Тут немалое значение имеет длина троса — вряд ли вам повезет застрять в метре от дерева. А если дерева нет? Некоторые предлагают вбивать в почву некий якорь, чтобы цеплять за него трос... Не знаю, не знаю... Что же это должен быть за якорь, который сидит в грязи крепче тонны металла? И как его потом извлекать оттуда? Сомнительно, что-то...

Тут читатель может справедливо упрекнуть меня в беспросветном пессимизме и резонно спросит: «А делать-то что?». Рискну предложить три, совершенно беспроигрышных, в наших реалиях, метода. Из снаряжения для них понадобится только бутылка водки — предмет нетяжелый, недорогой и легко помещающийся в багажник.

Метод первый.

Если вы проживаете не в пустыне и не в тундре, а в самом, что ни на есть, сельскохозяйственном регионе России, то где бы вы не застряли, это непременно произойдет не далее километра от какого-нибудь поля. А где поле — там и трактор, а где трактор — там и тракторист. Применяем бутылку водки в адрес тракториста — и этот суровый труженик полей с легкостью извлекает нас из любого болота посредством своего механического орудия труда.

Метод второй.

На дачу надо ездить в хорошей компании! И не с женой, тещей и малолетними детьми, а двумя-тремя крепкими (физически) друзьями. Три здоровых мужика спокойно вытащат легковой автомобиль из любой канавы, а бутылка используется в качестве магарыча. Правда, если мужики действительно крепкие, то одной бутылкой не обойдешься…

Метод третий.

Глядя в окно на струи дождя, на ручейки, уносящие желтые листья, на низкое осеннее небо и улетающих птиц, раскупорить эту самую бутылку водки, тихо вздохнуть и проводить достойно уходящее лето. И ни в коем случае никуда не ехать...

Comments are closed.