Яндекс закрывает свою программу «Рейтинг популярных записей блогосферы» или то, что мы привыкли называть «Топ Яндекса». Теперь ничего нельзя «вывести в топ» — никакого топа не будет.
Цитирую корпоративный блог Яндекса:
«…сервис, который изначально создавался как зеркало, отражение блогосферы, стал усилителем, медиа-инструментом…» «Превращение рейтинга записей в специализированную медийную площадку не позволяет нам развивать далее этот сервис в составе портала Яндекс»
В чем-то Яндекс безусловно прав. Множество спекуляций, накруток и откровенной коммерческой продажи «топовой» информации создавало картину достаточно далекую от объективной. Стало трудно понять, действительно ли «топовая» тема вызвала общественный резонанс, или это бот-раскрутка за деньги. Но, с другой стороны, почему компания отказывается от столь популярного, хотя и неоднозначного инструмента? Из-за его «необъективности»? Но одновременно всем желающим предлагается API-движок для создания собственных ТОП-рейтингов, что приведет к очевидному замусориванию и размыванию системы рейтингования и, в конечном итоге, дискредитации самой идеи блог-рейтингов.
Может быть, в этом и дело? Никто отныне не сможет сказать: «Это важная тема, прислушайтесь к людям – ведь она в топе!» — в ответ скажут: «А в каком топе? В вашем, нашем или васепупкинском?». Мы утратим площадку, на которую блогосфера, поднатужившись, нет-нет да и выпихивала что-то действительно социально значимое. Только за последний год удалось, скажем, добиться пересмотра нескольких уголовных дел – именно путем организации информационного давления через блогосферу и, да – топ Яндекса. Многим людям удалось собрать деньги на операцию, путем призыва «Давайте выведем это в топ!». Иногда удавалось привлечь внимание к какой-то вопиющей несправедливости – и добиться проверки. Я не буду спорить, правильно это или нет, это просто факт жизни – к топу Яндекса прислушивались, и на поднятые в нем проблемы реагировали. Топ Яндекса – это была та площадка, на которой блогосфера пересекалась с реальностью, и могла оказывать на нее некоторое, пусть небольшое, информационное воздействие. Чего было больше на этой площадке – полезной социальной инициативы или информационных спекуляций – бог весть. Но эта площадка была. У каждого был шанс выйти за пределы своей аудитории в N френдов, если он сказал что-то действительно общеважное. Каждый мог быть услышанным всем рунетом, а оттуда и оффлайновыми СМИ. Vox populi vox Dei.
Наверное, это многим не нравилось. Ну кому, например, понравится, что в топе который день висит инфа, что эпидемия свиного гриппа – это грандиозное жульничество? Это ж сколько миллионов ее прочитают? Это ж сколько некупленных дорогих таблеток, какие убытки у серьезных людей, из-за какого-то сраного «топа»? Или, к примеру, какой-то прокурор задавил на переходе какого-то студента. Кому вообще до этого дело? Студентов у нас много, а прокурор – нужный человек. Дали бы кому надо денег, кому надо – по голове, и – нет проблемы. А тут – весь рунет кипишит, за ним подтягиваются газеты и приходится разбираться. Или, вот, мент расстрелял пяток человек в супермаркете. Ну кто бы об этом узнал, если б не топ яндекса? Подумашь, говна-то. Ну расстрелял и расстрелял. Он же мент, ему на то и пистолет дали. Так нет ж – шум, гам, крик… Все равно, конечно, отмажут – почти отмазали уже, — но уже гораздо дороже.
Так что, ребята, не будет вам больше топа. Слишком дорого он обходится нужным людям. Сидите в своем ЖЖ-загончике, как на пресловутой кухне и пиздите о чем хотите, пока позволяют. А вот открывать на этой кухне окно и орать из него на улицу – это уже чересчур. Не положено.
ЗЫ.
Нет, я не утверждаю, что Яндекс купили/запугали/принудили. Вполне возможно, что это столь нам присущее угадывание начальственных чаяний. Или такая избыточно значимая медиаплощадка показалась Яндексу слишком хлопотной. Или невыгодной. Или не соответствующей задачам компании. Или еще что-нибудь. Я там свечку не держал.
Просто лично мне жалко, что ее не будет. А вам?
Картинка krutikof
UPD
По этой ссылке открытое письмо Яндексу
Лично мне, как Интернет-маркетологу, блоггеру и создателю своего каталога+рейтинга блогов очень жаль, что Яндекс на это решился. Вместо искоренения сервиса, на мой взгляд, лучше бы усложнили алгоритм расчёта популярности, расширили бы возможности этого самого ТОПа, чем к примеру заниматеся top100.rambler.ru. Очень жаль, сразу видно, что дело тут нечисто.
Ну, на самом деле технически яндекс не перестает рейтинговать записи — он просто перестает выставлять результаты рейтинга на своей площадке.
Фактически, топ выдается сейчас через API в виде RSS-потока, который каждый волен мониторить или даже поставить себе на сайт.
Так что вопрос не в техничкой плоскости лежит.