Первоклассное образование

1983Что-то странное у нас с образованием творится. Вот, например, моя младшая – первоклашка. И что вы думаете, она сейчас проходит? Уравнения с иксами на два действия. Я не шучу и не преувеличиваю – если не верите, я вам вечером учебник отсканю.

Может быть, у меня ложная память, — тогда пусть сверстники поправят – но мне помнится, что мы в первом классе рисовали крючочки и палочки, учились читать, и изучали счет при помощи счетных палочек. Счетных, млять, палочек! “Берем три палочки, потом еще две палочки — дети, сколько у нас теперь палочек?” . А тут уравнения. На два действия. На четвертом месяце обучения.

Я вот чего не понимаю, сострадальцы мои по детскому образованию. На выходе – то есть, по окончанию 11 класса, – суммарный объем знаний сегодняшнего выпускника даже меньше, чем был в наше время. Часть предметов, вроде астрономии, вообще упразднили, остальные свели к тупой дрессировке по ЕГЭ. Срок обучения стал 11 лет, плюс обязательные полгода дошкольной подготовки, против наших 10 лет. Между тем, нагрузки на детей бешеные, программа адская, уроки плюс домашнее задание занимают практически весь день. Что случилось с КПД обучения? Я б не сказал, что дети стали тупее, скорее наоборот. В чем прикол? Нам раз за разом декларируют снижение уровня знаний, необходимого для среднего образования, а нагрузка на детей только растет.

И второе недоумение преследует меня и выбешивает, пожалуй, поболе первого. В концепции нашего среднего образования предполагалось, что дети обучаются в школе. То есть, все необходимые знания, информация и навыки обучения даются детям на уроках. Считалось нормой, что самостоятельной работы ребенка достаточно, чтобы успевать в рамках программы, а помощь родителей факультативна, не особо приветствуется, и нужна разве что отстающим. Ну и для контроля, конечно – если кто лентяй и на домашку забивает. Такого понятие как “репетитор” в рамках школьного обучения вообще не существовало – репетитор мог понадобиться для подготовки в ВУЗ, да и то далеко не во всякий. Теперь же в школе нам заявляют открытым текстом, что обучение детей – дело родителей. Мало того, что дети должны прийти в первый класс уже умея хорошо читать с приличной скоростью и зная основные правила арифметики. Мало того, что учебники содержат прямым текстом изложенные указания: “Узнайте у родителей как…”. Так ведь и объем домашних заданий, и их сложность заведомо рассчитаны так, чтобы ребенок с ними самостоятельно не мог справиться в принципе. Нет, это не ребенок у меня такой тупой, поверьте. Это открыто заявляется учителями на родительских собраниях: “Учите своих детей сами, иначе они с программой не справятся. Не можете учить – нанимайте репетиторов”. Школа, таким образом, чем дальше, тем больше слагает с себя обязанности по обучению и превращается в орган контроля, оценивающего наши с вами педагогические способности по обучению собственных детей. Причем, за наши же деньги. Нет, поймите – я не жалуюсь, что за образование приходится платить, так уж теперь устроен мир. Я не понимаю, почему при этом образование детей взваливается на родителей, а школа только констатирует результат, и то довольно криво.

Скажите, родители детей-школьников, наша ситуация нетипична? Или все-таки с образованием действительно происходит нечто странное?

12 комментариев

  1. Кир

    Я помладше буду, и школьником у меня сейчас пока только старший, но нечто похожее наблюдаю. Думаю свистелок/перделок вокруг стало настолько больше, что появилась так называемая „информационная перегруженность“. Информации, полезной и не очень вываливается на них больше, все то что было у нас, плюс за последние 10-20-30 лет „нетленки“ наваяли. Да и каналов доставки прибавилось.
    Про уровень учителей лучше помолчу, но как то не вспоминается мне случаев что бы у классного руководителя в начальной школе было 1 папка по преподаванию языка, одна по математике и три по христианской этике, так же не припомню что бы пятиклассники в полном составе устраивали бойкот учителю на том основании что „…она странная, ругается и все время говорит «пипец»“.

  2. Сергей

    извиняюсь за ошибку…

    Свое дите после первого класса перевели в правильную школу, результат — участие родителей в обучении факультативное, счас учится на вторм курсе института,летнюю сессию сдал на отлично, в школе кстати не был отличником, поступал без репититоров.

    • Semiurg

      Десять лет назад такого и не было. В той же школе училась моя старшая — нормальная была программа.

  3. Сергей

    Мы то-же первоночально сына отдали в ту школу, которая в наше время была лучшей из близлежащих, ан нет, два раза в одну и ту-же школу не войдешь.

    Программа в начальной школе то-же удивляла, если ее проэкстраполирововать то к одинадцатому классу должен был получится никак ни меньше доктор в ИТ, по крайней мере. Над младшеклассниками издеваются отдуши все кому не лень , дальше уже меньше желающих эксперементировать, в физике, математике, химии и биологии особо нового ничего не придумаешь. Был второй иностранный, который благополучно прошли мимо, математика была значительно глубже, но все это из-за школы ибо называлась лицеем.
    В 11-ом классе усиленно готовились к ЕГЭ, за что особое отдельное спасибо.
    В итоге, если сравнивать с нашим поколением образование получено более качественное. ИМХО

  4. elveel

    Минобр ведь должен показать что они не просто штаны просиживают, да и оправдать раздутый штат. А учебников сколько развелось! Покупаем бебику учебники и не можем их продать потом со скидкой летом, т.к. устарели! Пила визжит, типографии печатают.

  5. Светлана

    Мой сын учится в пятом классе, неделю назад стал обладателем премии Администрации города (вроде как тыща рублей) «за высокие достижения в области образования в 2009-2010 учебном году». То есть в течении прошлого учебного года он неоднократно участвовал и побеждал в смотрах, конкурсах, конференциях… (Мои бессонные ночи у компьютера). Ни одной работы он сам не сделал, более того, он бы элементарно такой объем не набрал. Ведь каждая работа это доклад, презентация, тезисы… Уровень высочайший. Думаю педагоги понимают, что дети в подобных мероприятиях принимают минимум участия. Сама плачу горькими слезами от этой тупости и дебелизма, за ребёнка обидно. Парень умный, и делал бы сам, если бы требования соответствовали возрасту и школьной программе. Я своим образованием довольна, и пока ещё обхожусь без репетиторов для сына. Но долго ли?

    • Сергей

      Так Вы-же сами в этом участвуете!!! для чего?
      Что при этом ощущает совесть ребенка?

  6. Andi5

    Помню в 1-м классе меня учили скобки раскрывать: типа 5+(Х-3)=
    за что неоднократно получал указкой по башке и мордой об парту на продлёнке, мля :))
    хотя и палочки тоже были и кружочки с треугольничками на магнитной доске.

    Математику в 1-м кл. за дочь решали чуть не всем двором! Если не ошибаюсь автор Петерсон (баба кстати, как оказалось:))) это вообще вынос мозга!! не пипец, а полный п…дец!
    Про современный учебник истории помолчим, скорбя…
    Черчение из программы вообще убрали! И как собираются готовить будущих инженеров и вообще технарей?
    Медвед недавно отжог, типа надо готовить рабочий класс, нехер в институтах учиться, у станка некому уже стоять! Ну, во-первых, чтобы к станку поставить человека, надо, чтоб он хотя бы чертеж элементарно умел читать; во-вторых и станков-то уже нет, как и большинства заводов…

  7. Валерий

    А Вы учебник отсканьте, интересно посмотреть, у нас такого в школе нет. У нас простой средне образовательный класс, для которого утверждена программа. А есть еще лицейские классы, там да, родители покупали какие то специальные учебники, у них специальная программа занятий. Но если родители сами хотят и сами решают, чтобы их ребенок был самый умный, то при чем тут школа. И домашних заданий у нас нет, хотя да, по выходным с ребенком занимаемся, читаем и пишем.

Оставить комментарий

Новая книга

 

Календарь Мизантропа