Проекты

Про ОБЖ

postЗадумался я тут про ОБЖ. Есть в школе такой предмет — Основы Безопасности Жизнедеятельности. В общем-то, элементарным навыкам выживания в обществе и государстве детей должны обучать родители, в том числе и собственным примером. Это как бы естественно. Но, поскольку приходится с сожалением признать, что не все родители одинаково полезны, то наличие такого предмета в школе я только приветствую. Теоретически. Практически — он сейчас по большей части ниочем. Полезная информация в курсе ОБЖ стремится к нулю, и восполняется по мере фантазии конкретных учителей.

У меня вопрос к читателям — что бы лично вы считали необходимым внести в курс преподавания этого предмета, дабы поднять его практическую ценность?

У меня есть ряд соображений навскидку, но я был бы рад, если бы вы их дополнили.

  1. Практическое пособие по «Основам государства и права» — у нас такой предмет был, сейчас почему-то нет. То есть подробное разъяснение, что из себя представляет государственный механизм, в его практическом соприкосновении с гражданином и особенно — несовершеннолетним гражданином. Что есть милиционер, что ему можно, а что нельзя. Как устроена судебная система — что значит «подать в суд», каковы функции адвоката, судьи и прокурора. Что такое право собственности и копирайт. Основы ювенальной юстиции и прав ребенка. Ну и так далее. Взаимоотношения человек/общество в самом практическом ключе.
  2. Основы безопасности мегаполиса. От правил безопасного перехода дороги (в младших классах), до телефонов спасательных служб. Как устроена система Гражданской Обороны, что такое МЧС и как она устроена (с экскурсиями), понятие о техногенных катастрофах (с видеоматериалами). Как вести себя при землетрясении, наводнении, пожаре, попадании в ДТП. Как работает Скорая помощь (с экскурсиями).
  3. Правила бытовой безопасности — электричество, газ, острые и горячие предметы. Типа почему нельзя перекрывать воду на выходе горящей газовой колонки, отчего не стоит совать пальцы в розетку и голову в микроволновку. Функционирование городских систем — водопровод, канализация, газ, электричество, телефон, сотовая связь и т.д.
  4. Навыки выживания в природе — летний спецкурс в виде практики на плэнере. Некий минимальный скаутский набор. Как сориентироваться на местности, как развести костер, и почему не стоит жрать некоторые грибы.
  5. Базовые навыки первой медицинской помощи. Несколько побольше, чем преподавали в курсе НВП и не на примере армейских аптечек. Умение перевязать рану, наложить жгут, сделать искусственное дыхание и воспользоваться правильно элементарными медицинскими препаратами безрецептурного списка.
  6. Основы психологии взаимоотношений. Групповые паттерны поведения, иерархии коллективов и так далее. Грубо говоря: почему опасна толпа, как правильно разговаривать с милиционером, чтобы не огрести по кумполу, как строятся отношения в коллективе на примере хотя бы и школьного класса. Без психологической зауми, доступно и понятно, но не на уровне Карнеги все-таки.
  7. Основы информационной безопасности. Чего не стоит писать о себе в соцсетях. Как хранить пароли. Иллюзия анонимности в интернете. Важность правильного хранения документов.
  8. Основы самообороны. Не в смысле рукомашества, а как набор практичных советов для опасных ситуаций (типа бей-и-беги или ори-погромче). Почему нельзя открывать дверь незнакомым. Как избежать внимания маньяка. Как уберечься от изнасилования. Что делать принападении животного.
  9. Основы финансовой безопасности. Что такое банковская система, и как это работает. Что такое кредит и реальный процент по нему. Элементарные основы трудового законодательства — права работника и работодателя. Основы налогообложения. Финансовые пирамиды. Азартные игры. Лотереи. Что на самом деле означает «большие скидки». Акции, кредитные и дебетные карты.
  10. Основы социальной безопасности. Сектанты, религия, сетевой маркетинг, мошенники, типовые разводки индивидуальные и коллективные на красочных примерах.
  11. Основы ЗОЖ — от индивидуальной гигиены, до основ половой физиологии. Раздельно для девочек и мальчиков, в том, что касается половой сферы. Что такое «здоровое питание» и почему не стоит жрать в макдональдсе. Чем опасен алкоголь и химические коктейли типа «ягуар». Опасность наркотиков. Вред курения. Необходимость прививок. Для чего нужны презервативы и почему нужно мыть руки после сортира. Ханжи сейчас взвоют, но это действительно необходимо знать, и не все родители сумеют это подать правильно.

Часть их этих пунктов (например, 2, 3 и 5),входит в существующий курс ОБЖ, хотя и в очень урезанном виде. Разумеется, один несчастный учитель ОБЖ на школу, как правило милицейский или военный отставник (типичная сейчас ситуация), все это преподавать не сможет и не должен. Учителей должно быть несколько (предпочтительно мужского пола) и множество приглашенных специалистов на спецкурсы. Пусть на урок придет милиционер, врач со скорой, пожарник.

Спецкурсы должны читать психологи, врачи, юристы и так далее.

Как можно шире использовать экскурсии, видеоматериалы, и вообще — максимальная наглядность. Лекции по устройству города как системы — обязательно экскурсии на водоочистные сооружения и канализационные отстойники. Лекции по безопасности в мегаполисе — экскурсия на атомную станцию и в убежище ГО. Это, в отличие от сухой теории, не забудется. Да и учебник по ОБЖ должен напоминать захватывающую смесь боевика, детектива и романа-катастрофы. Детей от этого предмета будет за уши не оттащить.

Разумеется, я вспомнил не все. Поэтому буду благодарен за ваши дополнения, возражения и предложения.

4 комментария к записи Про ОБЖ

  1. Сандер 02.02.2011 в 10:21 #

    Я как-то недолгое время интересовался этим предметом и могу сказать, что учебники в основном авторские и их немало, причем встречаются и вполне достойные. Все-таки ключевая фигура здесь — преподаватель, т.к. в его отсутствие никакой учебник не поможет.

    Схожая ситуация с т.н. «Концепциями современного естествознания» — предметом, который ввели для студентов-гуманитариев. Некоторые учебники очень интересны и их наверное можно рекомендовать как для общего развития, так и тем школьникам, которые выберут гуманитарное направление. Но представить себе преподавателя с таким широким кругозором мне лично сложновато...

  2. татьяна 02.02.2011 в 19:57 #

    Предмет нужный, но главное нет достаточного количества преподавателей с такими знаниями, с широким кругозором; хороших учебников, а преподавать абы как нельзя. Нужно заинтересовать учеников, научить применять знания на практике, но у нас нет таких специалистов пока. Мы как всегда хотим поставить телегу впереди лошади. Сначала нужно подготовить преподавателей, написать хорошие ,доступные пониманию учебники, потом вводить предмет и делать его главным, обязательным.

  3. Владимир 02.02.2011 в 20:48 #

    На права пусть учат. Чел, поездивший на автомобиле, совсем по другому переходит дорогу, и вообще относится к автомобильному движению.

    глядишь, поменьше бы стало аварий, с участием безголовых идиотов-пешеходов-малолеток, тупо не понимающих, что такое инерция полуторатонной дуры на колесах, и считающих, что если они правы или им так хочется быть правыми то законы физики их пощадат

    • Del 18.02.2011 в 12:00 #

      И каждого ученика — в обязательном порядке под автобус пихнуть. Чел, попавший под машину, совсем по другому ездит по дороге, и вообще относится к уличному движению.

      глядишь, поменьше бы стало аварий, с участием безголовых идиотов-водятлов, тупо не понимающих, что такое инерция полуторатонной дуры на колесах, и считающих, что они по-любому правы, потому что у них есть автомобиль, а у пешехода нету, и, разумеется — законы их пощадят