Волновая теория информации

Surfer-logoПо поводу вот этого поста меня потом многие спрашивали и в комментах и приватно, отчего же у нас нет заслуживающей уважения информационной прессы. Я не случайно подчеркнул слово “информационной” – всякая другая пресса у нас есть, и вполне на уровне : техническая более-менее, пиздострадательная женская вполне ничего, спортивная неплоха, развлекательная в изобилии, музыкальная ничего так, а уж гламурной вообще хоть жопой ешь. Все это как-то себя кормит, а местами и процветает. И лишь когда доходим до вопроса прессы информационной, то есть прессы в ее чистом, дистиллированном практически виде – провал. То есть СМИ у нас и С, и М, но чего-то никак не И. Основную свою функцию – сообщать людям что, где и почему происходит, – пресса выполняет довольно плохо. И ведь не то чтобы нету информационных потоков – да валом. Газеты, порталы, новостные агентства, сайты и ленты. Завалят инфой. Вот только привкус этой инфы отчетливо помоечный – “продукт вторичный” так сказать. Почему?

Увы, 90% информации в новостях имеет волновую природу и следующий алгоритм движения:

1. Первотолчок. Пресс-релиз – некий информационный повод, спущенный сверху (сбоку), путем пресс-конференции для узкого круга избранных, либо разосланный по редакциям их же. Информация имеет, как правило, краткий и сухой вид, без подробностей. Например: “Т. Балаболов уволен с поста директора госкомпании “Попилстрой”” . Бюджетный вариант, для СМИ, не допущенных к нежному телу госаппарата – эта новость просто берется с сайта соответствующей госслужбы.

2. Начало волны. Несколько наиболее приличных, практически “придворных” СМИ публикуют эту новость “как есть”, максимум дополняя справкой о предыдущей карьере Балаболова и о том, что именно пилит “Попилстрой” и с какого года.

3. Первая фаза волны. СМИ второй очереди, продрав с утра глаза, видят в придворных СМИ  эту новость, и тут же ее копируют, переписав и добавив смутные намеки на некие, якобы только им известные им обстоятельства увольнения Балаболова из “Попилстроя”. Ни единого конкретного факта к исходной информации не добавлено, лишь некоторая интонация “Ну, вы же понимаете, что это не просто так?” – и несколько больших цифр с многими нулями, не вполне относящихся к теме, но придающих тексту солидность.

4. Вторая фаза волны. Массовые СМИ “для народа”, имеющие еще не цвет охры, но всяко желтоватые в уже силу массовости, начинают новость обсасывать, размывая ее до половины полосы минимум. Никаких конкретных фактов у них нет, и быть не может, но интернетом они пользоваться умеют. Там они “раскапывают” совершенно открытые суммы финансирования “Попилстроя” и тот факт, что муж невестки внучатой сестры Балаболова некогда в детском саду облил компотом сына знаете кого? Вот, и мы не знаем, но мало ли?.. Второй факт может быть просто выдуман скучающим на копеечном познаковом гонораре новостным рерайтером. Ему за объем платят, а проверять его бредни – это ж отдельного человека ставить надо, а ему платить… Ничо, авось так сойдет. Отсюда рождается лишенная конкретных выводов (за них и огрести можно), но полная грозных намеков статья, из которой читатель, полагающий себя проницательным и умеющим “читать между строк умучанной цензурой прессы”, делает однозначный вывод, что Балаболова, разумеется уволили за то, что он украл все деньги (недаром же в статье столько цифр многими нулями?), но ему ничего за это не будет, потому что он входит в Семью (помните про компот?), а его смещение с должности, разумеется, часть борьбы кланов Мутина и Педведева (потому что всякое событие у нас всегда часть этой борьбы, как же иначе?).

5. Раздвоение фронта волны.

Фронт а: Проницательный читатель из предыдущего пункта, пронзив пытливым взором недоговоренности подцензурного СМИ, отвлекается от своей “1С-Черный.Нал” и развеивает грусть-тоску, написав в бложек истекающие ядом и гражданским пафосом выводы: “Слыхали, дорогие френды, чего творит Продажная Власть? Этот ихний Балаболов стырил все бабло из “Попилстроя”, а его всего лишь уволили, даже пальчиком не погрозили! А все почему? Да потому что он не просто с улицы человек, дураку понято. Абы кого на такую должность не поставят. Про компот в саду слыхали? То-то же! Будет теперь, небось, директором “Рособоронпопила” или “Газонефтеспиздинг холдинга”, а денежки-то чьи? Наши денежки, дорогие френды, спиздила эта сволочь, из кровных наших налогов! (Быстро правит несколько цифр в 1С) Но это все, конечно, ерунда. Главное — всякому разумному человеку очевидно, что это первый признак подковерной борьбы Педведева за второй срок! Ведь Балаболов наверняка из команды Мутина! Педведев ему тот компот никак не простил бы!”

За сим блоггер возвращается к работе, а в комментах начинается эпический срач на тему “Доколе!” и “При СССР такого не было!”. Если наш блоггер не очень умен, но весьма болтлив, то он, скорее всего, тысячник, и у него стоит кнопка перепоста. Учитывая, что такие проницательные блоггеры составляют большинство блогосферы, то похожих постов будет много, перепостов с них еще больше, и уже к вечеру “гражданское СМИ” будет иметь сформировавшееся мнение о произошедшем.

Фронт б: Дикий, как степной калмык, журналист желтой, как цветок пижмы, маргинальной интернет-газетенки каких-нибудь “нац-пиздаболов” или “православных кретинокоммунистов”, прочитав с похмелья по диагонали полосу массового СМИ, выцепляет тренированным взглядом несколько ключевых слов и, наскоро опохмелившись, разражается истерической заметкой: “Педведев отомстил за компот!”. В этой заметке он дает волю своей партийной фантазии, потому что никакого сдерживающего фактора у таких подзаборных изданий вовсе нет.  Судиться с ними за клевету – себя не уважать. Без всякого стеснения он пишет, что Балаболов нассал Педведеву на ботинок (знаем мы ваши компоты!) во время дипломатического приема (какой детсад, что вы!), а кроме того, продал все пилы из “Попилстроя” сомалийским пиратам, которые наделают из них абордажных сабель. Виноваты же в этом ЦРУ, потому что они используют пиратов для охоты за НЛО, и Моссад, потому что евреи виноваты всегда.

6. Схождение фронта волны. Специализирующиеся на “дешевой политике” блоггеры аккуратно, с оглядкой, копипастят инфу из помоечной интернет-газетки, с  оговоркой “скорее всего фейк”. В комментах блоггеры приходят к выводу, что “нет дыма без огня” и “у нас еще и не то бывает, запросто”. Одновременно массовые СМИ пишут про публикацию в помойной газетке в контексте “Посмотрите на этих придурков”.

7. Интерференция волн. Информация беспорядочно копипастится по блогосфере, с каждым перепостом обретая цвета, краски и достоверность в духе “Ну, все же говорят!”, и, одновременно, воруется друг у друга массовыми СМИ, приобретая трудами рерайтеров новые грани и оттенки. Блоггеры копируют из СМИ, СМИ тащат из блогосферы. Рябь и мельтешение.

8. Откат волны, фаза первая. Массовые СМИ наблюдают брожение умов в блогах и разражаются заметками: “По информации блоггера N, Балаболов нагадил в тапочки Педведеву. Источники этой информации не пожелали раскрыть свое инкогнито, но увольнение Балаболова из “Попилстроя” косвенно подтверждает эти слухи”.

9. Откат волны, фаза вторая. В умеренно приличных СМИ аналитики и колумнисты рассуждают о фасоне тапочек Педведева. Сам факт погадки туда Балаболовым уже не обсуждается – это общеизвестная информация.

10.  Откат волны, фаза третья. Информация попадает в телевидение. Пометавшись непредсказуемым рикошетом в пустых головах новостных редакторов, она выплескивается неожиданным фонтаном куда-то вбок – бравурной передачей об успехах и достижениях “Попилстроя”, но видеорядом почему-то идут тапочки. После этого все окончательно всё понимают, и хитро переглядываются.

11. Фаза последняя, торможение. До властных кругов докатывается какой-то несуразный бред про тапочки. Собирается пресс-конференция  для узкого круга избранных СМИ, где кратко и официально сообщается, что никаких тапочек не существует, а Педведев ходит дома в ластах поверх валенок. Мудрые аналитики СМИ верхнего эшелона пишут умные статьи, полностью развенчивая несостоятельность бреда про тапочки. Но поздно – прошло две недели, и все давно забыли о чем речь. Тапочки же навечно оказались в памяти народной, вошли в анекдоты и карикатуры. Педведева зовут за глаза “человек-тапок”. На выборах ему это припомнят.

 

Во так, вкратце, работает система информирования граждан о происходящем. Чаще всего, задавшись целью, любую нашумевшую сенсацию можно проследить обратно, до краткого нейтрального пресс-релиза.  Иногда пути распространения неочевидны, и проследить не удается. Но имейте в виду, наиболее широкое распространение информация получает на этапах 9 и 10, когда от первотолчка в ней почти ничего не осталось.

Поэтому я прошу вас, собратья-блоггеры, не спешите жать кнопку “перепост” или копировать нашумевшую новость из новостных лент. Сначала подумайте, на какой фазе волнового процесса вы перехватили эту информацию? Стоит ли ее усиливать своим скромным вкладом?

4 комментария

Оставить комментарий

Новая книга

 

Календарь Мизантропа