Проекты

Электрика в деталях

Будущая электрическая часть УАЗа начинает постепенно обретать плоть. От разрисовки схем и продумывания вариантов начинаю постепенно переходить к материальной части.

Поскольку наше кредо — надежность, надежность и еще раз надежность, то детали и узлы отличаются повышенным содержанием железа — никаких пластиковых фитюлечек! Ну, ладно, ладно — почти никаких…

Итак, номер один нашей коллекции — ТУМБЛЕР с большой буквы «Т»! Это, дорогие мои, не просто Тумблер! Это автомат АЗС на всякий разный ток. Этот, вот, на 10 ампер:

DSC_2570

Заменяет собой переключатель и предохранитель. Причем, предохранитель автоматический — бздынь, и вырубается, если КЗ в цепи. Устранил неисправность, включил обратно — и дальше следуешь тем же порядком. 140 рубликов за штучку, кстати. Но оно того стоит — у него даже светится зеленым фосфорным светом кончик переключателя.

Вот, какие у него сзади сильномогучие контакты!:

DSC_2572

Кстати, как легко заметить, я предпочитаю соединения электрики на винты, а не пошлые новомодные ножевые разъемы — во всяком случае там, где не требуется регулярное разъединение. Наконечник «колечком», винт на 5 с гроверной шайбой — надежно и всерьез. Опять же, аутентично для машины 72-го года рождения.

Поэтому следующий образец нашей коллекции — соединительные колодки «под винт»:

DSC_2578

Они еще и с крышечкой:

DSC_2577

Таковых куплено в количестве, дабы на их основе создавать узлы ветвления электрических цепей. Цена — около 50 р за штучку.

БКК — Большая Красная Кнопка номер раз:

DSC_2576

Планируется как кнопка стартера. Коммутируемый ток — 10 ампер, но это неважно, поскольку стартер все равно через реле управляется. Замок зажигания я, естественно, уберу — он все равно исключительно от честных людей, а узел ненадежный.

Кнопка козырная номер два:

DSC_2579

Вот тут, честно скажу, не знаю, зачем именно я ее купил. Очень уж хороша собой и стоит рублей несколько. Придумаю, для чего употребить — найдет свое место.

Индикаторы разноцветные:

DSC_2573

Да, да, это таки те самые пластмассовые фитюльки. Зато мелкие и очень удобные. Внутри светодиод с резистором, запитывается от 12 вольтей. Стоит сущую чепуху, рублей 15. Выбраны за компактность. Аутентичные эбонитовые колпаки с лампами чертовски здоровые, а этих можно в панель до черта напихать.

Блок предохранителей ВАЗ 2106:

00003701-500x500

На те цепи, которые не защищены автоматами. Тут явно больше предохранителей чем нужно УАЗу, но запас карман не тянет. Но вообще, может использую другой блок, более суровый и без ножевых контактов. Просто этот у меня уже есть, а тот еще искать надо. И еще один плюс — самый массовый формат предохранителей. Цилиндрические стеклянные еще и не враз купишь…

Пока не удалось найти козырные-тумблеры-с-крышечками. После того, как в раже борьбы с ларьками, у нас в городе разогнали радиобарахолку, многие вещи теперь непонятно где искать.

Но я найду.

26 комментариев к записи Электрика в деталях

  1. Михаил 27.05.2011 в 7:24 #

    Вообще не проще и дешевле было купить новый или более менее б/у УАЗик (и доделать его как хотелось бы за меньшее время и затраты), а не перебирать полностью агрегат 72 года выпуска, когда в конечном итоге от него останется родным только руль и педали? Или настолько интересен процесс восстановления, что не жалко никакого времени и денег? Вот возьмут например (иногда поговаривают) и закроют выезд на дороги машин старше 25-30 лет и что? По техпаспорту то он как был 72 года, так и останется — никого не интересует что там у него внутри (будь он хоть лучше нового заводского)

    • Алексей 27.05.2011 в 7:53 #

      Закрывать выезд у нынешней власти еще запрещалка не отросла, а слухи такие распускают, чтобы новые машины лучше продавались.

      Что касается «поновее», то например у нас в СПб машины производства СССР транспортным налогом не облагаются — мелочь, а приятно.

      • Semiurg 27.05.2011 в 7:58 #

        Кстати да, у нас тоже.

    • Semiurg 27.05.2011 в 7:59 #

      А еще можно купить новый Дефендер, да.

      • Михаил 27.05.2011 в 8:39 #

        Зря так скептически и про Дефендер тоже (про него я кстати ничего не писал, а сравнил просто сопоставимое с сопоставимым, а так получается передергивание). Запрет 40 летних колымаг это только вопрос времени, причем недалекого. Покажут недельку-другую в новостях жуткие аварии со ссылкой на 30-40 летние машины, выступят «эксперты» и дело в шляпе — что-что, а запрещать-то у нас умеют, причем быстро

        • Semiurg 27.05.2011 в 8:44 #

          Оформлю как раритет 🙂

          • Михаил 27.05.2011 в 9:16 #

            Тоже выход, но зачем себе усложнять жизнь — можно было спокойненько купить УАЗ не 72, а 2000 года и не париться. Они тоже бывают в разных состояниях и разница в цене была бы вообще не ощутима. Вообще я не знаю как оформляются раритеты (даже не слышал никогда), но почему то подозреваю что при оформлении возникнет столько головных болей (если вообще возможно УАЗ оформить как раритет — может Вы будете 1-м в России). Но теперь у Вас нет пути назад — может это и к лучшему, потому как с удовольствием читаю Ваши статьи (очень часто Ваше мнение совпадает с моим, да и стиль написания тоже хорош)

  2. Анри 27.05.2011 в 7:36 #

    Эх, Михаил... Конечно проще)

  3. Алексей 27.05.2011 в 8:23 #

    Автоматы зачетные, а насчет остального есть некоторые сомнения:

    1. Колодки с клеммами удобны только при первоначальном монтаже, потом, в поле лазить туда отверткой — удовольствие ниже среднего.

    2. К предохранителям неплохо еще колодки разъемов приобрести — намного повышают надежность соединения.

    3. Индикаторы уж очень хлипкие по креплению — металлическая гайка по пластмассе производит тягостное впечатление.

    Кстати я сам тоже начинаю делать новую проводку на УАЗ 469Б 79 г.в., правда от реле не отказываюсь, ибо по деньгам получается дешевле и длину сильноточных проводов неплохо оптимизирует.

    • Semiurg 27.05.2011 в 8:35 #

      1. А зачем туда лазить? 🙂 Они ставятся в тех узлах, куда лазить незачем — собрал и забыл.

      2. Не, не думаю. Колодки нужны там, где предполагается периодическое разъединение. А тут хоть припаивай.

      3. А вот черт его знает — монтаж покажет. В любом случае, я на них потратил рублей 150, не больше. Не понравятся — придумаю что-то еще.

      Впрочем, и что, что хлипкие? Я ж не них не колеса прикручиваю? Нагрузки-то ноль, хоть на клей крепи.

      • Алексей 27.05.2011 в 9:21 #

        1. Иногда нужно даже не разобрать, а банально «косу» куда-нибудь прибрать, ибо мешает доступу куда-нибудь, а тут оказывается, что она в точке ветвления закреплена на кузове. Разъем это дело позволяет сделать без применения отвертки.

        2. Паять эту колодку немного неудобно будет, а клеммы по опыту лучше держатся все-таки в колодках.

        3. Я тоже над такими индикаторами медитировал — мне не понравился этот «хвост» внутрь приборной панели, что в совокупности с проводом в косе будет образовывать нехилый такой рычаг.

        • Semiurg 27.05.2011 в 9:37 #

          Ну, жизнь покажет 🙂

          • uncle_sem 28.05.2011 в 21:04 #

            всегда есть возможность купить банальное гнездо под светодиод, и светодиод с встроенным резистором, рассчитанный на 12В. ножки тонкие и хлипкие? берем фольгированный двухсторонний текстолит, разрезаем тонкими ленточками, 3-4мм в ширину, 10мм в длину, вставляем между ножек светодиоду, паяем. с другой стороны — паяем провода. если светодиодов с резистором не найти — пропиливаем фольгу, и паяем резистор на место разрыва. думаю, 1 килоом будет отлично. можно меньше, в зависимости от типа диода и необходимой яркости.

            светодиоды, кстати, бывают сильно разных диаметров, можно приспособить под свой дизайн панели. 3-5-8-10-12мм. как-то так. гнезда тоже бывают сильно разные, и плоские, и фигурные, и пластик, и хром... вобщем простор для фантазии полный. могу как-нить скинуть пару фоток — чего и как ставил.

  4. dummy-bear 27.05.2011 в 10:50 #

    Тумблеры с крышечками видел часто в магазинах по всяким домашним охранам: там сигнализации для помещений продают, камеры наблюдения, огнетушители всякие...

    • Semiurg 27.05.2011 в 10:55 #

      Да, надо в АВС-электро съездить, кстати

  5. archer 27.05.2011 в 14:31 #
  6. archer 27.05.2011 в 15:28 #

    проверка. али премодерация? 🙂

  7. archer 27.05.2011 в 15:28 #
  8. steber 27.05.2011 в 21:29 #

    колодки, имхо, не внушают доверия — резьба на раз срывается, раньше на таких собирал разные шкафы автоматики, намучался. Хотя, бывает, попадаются приличные такой конструкции, но чаще кетай из мягкого железия

    • Semiurg 28.05.2011 в 8:19 #

      На, эти отечественные, из стратегического чугуния.

  9. TesanOFF 28.05.2011 в 0:56 #

    Мне кажется, что по стилю суровые тумблеры не сочетаются с гламурными лампочками.

    • Semiurg 28.05.2011 в 8:20 #

      Они когда в панель вставлены — ни разу не гламурные уже. Так, маленький цилиндрический пенечек.

  10. adsh 28.05.2011 в 2:34 #

    У любых автоматов есть недостаток — со временем они начинают вырубаться при всё меньшем токе, потом может нарушиться внутренний контакт. Плавкие предохранители в этом смысле много надёжнее.

    (сам много паяю всяких радиоэлектронных вещей)

    • Semiurg 28.05.2011 в 8:21 #

      Это когда они коммутируют токи близкие к токам срабатывания. А если разгруженные — десятками лет щелкают хоть бы им что.

  11. speedoff 14.11.2012 в 5:47 #

    а где приобретались эти самые вертолетные тумблеры?

    • Semiurg 14.11.2012 в 9:16 #

      В магазине радиодеталей