Проекты

Мумификация рессоры. Тяжелый, грязный триллер

Предыдущий владелец моего УАЗа был жадный мудак чертовски экономный товарищ. Похоже, его девиз был: «Ни одной новой детали! Лучше привязать проволочкой…» Даже болты местами попадаются самопальные — выточенные из прутка… Поэтому, когда у него сломалась (видимо, отходив весь возможный и невозможный ресурс) передняя рессора, он заменил только ее. Как гласит народная уазисткая поговорка: «Пошли дурака рессору менять, он одну и заменит…»

Так что мне машина досталась с одной новой, и одной убитой вусмерть передними рессорами. Разумеется, при торможении это давало слабительный бодрящий эффект перекоса моста и неожиданного рывка на соседнюю полосу. Почему? Смотрите сами:

DSCF4527

Обратите внимание — нижний лист натер на верхнем ступеньку, в которую и упирался. То есть, рессора не работала, так как концы листов не могли скользить продольно. При торможении одна рессора отрабатывала нормально, а вторая триггерно — сначала листы упирались в выработку и «не шли», а потом, если усилие сжатия большое, рывком перескакивали, создавая эффект наезда колесом на бордюр. Масса адреналина, особенно на скорости в городе. Поэтому замена рессоры была поставлена среди приоритетных задач.

 

Чтобы демонтировать старую, заматерелую, отродясь не снимавшуюся рессору, нам понадобятся такие инструменты, как БСТ и МТТ. Вот, знакомьтесь — БСТ:

DSCF4525

Большая Стратегическая Труба. Создает усилие достаточное, чтобы стронуть с места гайку с внутренним 16, затянутую двадцать лет назад на могучий гровер и все эти двадцать лет купавшуюся в дорожной грязи. После того, как гайка стронута, можно переходить на МТТ:

DSCF4529

Малая Тактическая Труба средней и меньшей дальности. Служит для добивания противника докручивания больших гаек по ржавой резьбе. Есть еще и ОТТПС — Охуенная Огроменная Тотальная Труба Последнего Шанса — если больше ничего не помогает. (Она же — Труба Иерихонская) 🙂 Но она слишком большая и с ней не везде подлезешь.

Разумеется, все соединения были тщательно пролиты WD40:

DSCF4530

Кстати, обратите внимание — стремянка рессоры не родная. В качестве шайб подложены огромные гайки, значит, она длиннее, чем штатная. Похоже, мой экономный предшественник скрутил ее в родном колхозе с какой-то сельхозтехники…

WD40 не помогла — гайки приржавели настолько намертво, что я просто порвал стремянку в двух местах:

DSCF4534

БСТ- страшная, непреодолимая сила! Опасайтесь человека с БСТ в руках!

Вот, старое и новое рядом:

DSCF4536

Восьмилистовая рессора на 469-й стоит в наших краях 2200 рублей. Но это еще не все. К ней нужны втулки, и, желательно, не абы какие. Тем более, что вторая рессора поставлена на полиуретановые, а значит и эта должна иметь такие же — характеристики обоих упругих элементов должны быть максимально близкими, это позволит лучше держать траекторию на неровностях.

Полиуретановые втулки рессор:

DSCF4507

«Предназначены для Трофи-рейдов и Джиппинга». Кто такой Джиппинг? Папа ваш Джиппинг? В общем, гражданин Джиппинг оказался жадным парнем — комплект втулок стоит 740 рублей, да еще и поискать пришлось. Очень странно, что предыдущий владелец поставил рессору на такой дорогой полиуретан — видать спиздил нашел где-то.

Но всяко красивее старых:

DSCF4545

Между тем, порванная стремянка требовала замены, а значит, монтаж переносился на следующий день. Чтобы время не пропало зря, я рессору заквасил. То есть, положил на бок и тщательно пролил нигролом:

DSCF4538

Нигрол (не реклама) — страшная сила. Просачивается везде и пропитывает все. Смазанная нигролом рессора не ржавеет и работает очень-очень мягко. Единственный недостаток нигрола — со страшной силой пачкается и чертовски плохо отмывается. Поэтому, когда намазанная нигролом рессора отлежалась ночь, пропитываясь до глубины своей рессорьей души, я ее мумифицировал — то есть обмотал тряпками, как египтяне мумию:

DSCF4543

Надо сказать, я не сторонник чехлов на рессорах и прочих обмоток — как по мне, от них не зря отказались в 57 году. Вреда от них больше чем пользы — от пыли и грязи они защищают плохо, а вода в них застаивается, что создает отличную среду для коррозии. Так что мумификация — чисто монтажный прикол, чтоб с рессоры не текло на голову в процессе постановки на место.

Кстати, не забудьте удалить нигрол из тех мест, где его быть категорически не должно — а именно, в проушинах рессоры:

DSCF4546

Втулки, как и любые другие сайлентблоки, категорически нельзя ставить на масло. Дело даже не в том, что они не маслостойкие (полиуретан маслостойкий), а в том, что они должны работать за счет упругости, а не проворачиваясь в посадочных местах, а значит — сидеть намертво. По маслу же они будут скользить, истираясь. Так что обезжирить бензинчиком не помешает.

Вот они вставлены в соответствующие отверстия:

DSCF4556

Поскольку стремянку я порвал, то купил все новое:

DSCF4553

Стремянки и серьги — все в двойном количестве, поскольку я собирался снять и вторую рессору, чтобы ее тоже вымочить в нигроле. Дабы, опять же, характеристики обеих были как можно ближе. Серьги стоят по 200 р за штуку, а вот со стремянками вышла странная история. Три из них я купил по 85 рублей, но там не было четвертой — забрал последние. В другой точке нашел четвертую, но, почему-то, уже за 150. Пришлось брать.

Увы, именно самая дорогая стремянка меня и подвела:

DSCF4563

При попытке протянуть ее установленным моментом («на ёб твою мать» и еще полоборота)* (в пределах 7-9 кгм) резьба срезалась — сырье 🙁 Поэтому от идеи снимать вторую рессору пришлось отказаться — некомплект.

Но рессора смонтирована:

DSCF4562

Кстати, пользуясь случаем, напоминаю азбучную истину, верную для любых подвесок. Несмотря на очевидность, это самая частая ошибка, допускаемая в сервисах. Все сайлентблоки необходимо затягивать ТОЛЬКО НА СТОЯЩЕЙ НА КОЛЕСАХ МАШИНЕ! Ни в коем случае не на вывешенной подвеске. Иначе, затянутые в неестественном для подвески положении упругие элементы провернутся или порвутся на первой же кочке.

В результате, вторую рессору пришлось нигролить альтернативным способом — что я и делаю на этом фото с вдохновенным лицом истинного художника:

DSCF4565

Метод заключается в следующем:

Машина домкратится за раму, мост вывешивается, чтобы рессора была максимально растянута. После этого, между листами вбивается отвертка (аккуратно! без фанатизма! поломаете ещё…) и в образовавшуюся щель щедрой рукой нафигачивается нигрол. Повторять с каждым листом, а заодно густо облить рессору снаружи, а потом, разумеется — мумифицировать:

DSCF4567

Я оставил машину вывешенной на ночь, чтобы рессора как следует  пропиталась нигролом. Теперь подвеска гораздо мягче, но… Отсутствие внутреннего трения в рессорах немедленно сделало критичным наличие убитых вусмерть амортизаторов. Которые, кстати, в этой машине стоят от ГАЗ 53 — экономный предыдущий владелец видимо, подобрал где-то выброшенные.

Надо срочно амортизаторы покупать…

 

Примечания:

* Момент затяжки «на ёб твою мать» используется автомехаником, не имеющим под рукой динамометрического ключа. Момент считается достигнутым, когда механик с выдохом «да ёб же твою мать!» повисает на ключе, не имея сил сдвинуть его дальше. Различаются моменты затяжки «на ёб твою мать» ключом, «на ёб твою мать» с трубой и окончательный «на ёб твою мать», когда это соединение разобрать можно будет только болгаркой. Опытный механик никогда их не перепутает.

19 комментариев к записи Мумификация рессоры. Тяжелый, грязный триллер

  1. b1 03.06.2011 в 5:55 #

    Круто, офигеть не встать. У меня почему-то сразу такая работа ассоциируестся с отцовским москвичом-иж412 иэ, 76г выпуска, старая любовь не ржавеет, а если и ржавеет, то это обратимо ремонтом . Кстати, вопрос назрел. Ну ладно, у тебя совмещается сразу много профессий и талантов, я еще могу понять , что ты из любви к искусству втулки между делом фоткал. Но — кто он второй герой репортажа — тот самый, который тебя фоткал — почему его нет нигде ни в тексте ни в иллюстрациях?? Нифига не часто встретишь мужиков в гараже(ты не в счет), которые по ходу смены рессоры могут отвлечься на фотоаппарат . Или, наверно, в этот раз сам все делал,без Саныча, но кто-то же тебя фотографировал ! Имя в студию, нигролировка(нигролинаж?нигролинэйшн?) второй рессоры — отличный портрет, после окончания всего ремонта и первой 1000км должен быть распечатан в портретном формате и занять место на двери гаража .

    • Semiurg 03.06.2011 в 8:18 #

      Саныч и фотографировал. Он там параллельно свою машину ковырял и иногда я просил его сфотать. Руками в нигроле лучше за фотик не хвататься...

  2. Михаил 03.06.2011 в 7:49 #

    Павел — мне вот интересно (да наверно и не одному мне) — Вы ведете учет денежных средств на ремонт сего авто (типа маленького бухучета)? Такими темпами ремонта думаю к июлю-августу сей аппарат приобретет достойный вид. Вот интересно было бы посмотреть в какую сумму это обошлось

    • Semiurg 03.06.2011 в 8:16 #

      Веду, конечно. Все записываю 🙂

      Потом обнародую сумму.

      • serg_yudin 03.06.2011 в 10:35 #

        Которая будет сопоставима с покупкой нового авто:))

        Док, я перед тобой преклоняюсь 🙂

  3. Сергей 12.09.2011 в 14:39 #

    Огромное удовольствие читать Ваш отчет о ремонте! Спасибо, развеселили даже. Стиль просто супер, содержание тоже — так держать...

  4. Алексей 05.11.2012 в 19:21 #

    Не могу сообразить, по моему на фото рессора стоит наоборот. В мануале и на моем 469 (1981 г.в. по документам) серьга рессоры крепится к задним кронштейнам (если смотреть от переднего бампера), приваренным к раме. Спереди (от переднего бампера) к раме приварен кронштейн для упорного пальца рессоры. А на Ваших фото все наоборот 🙂 Может Ваш аппарат — это какая то особая версия УАЗа 469? А может быть мой? 🙂 или я что-то не понимаю 🙁

    • Semiurg 05.11.2012 в 21:41 #

      Зависит от года выпуска. Ваш вариант более современный, а изначально рессора стояла серьгой вперед.

  5. Алексей 05.11.2012 в 23:08 #

    Все понятно. Спасибо 🙂 Странно, что в литературе нигде не встречал оговорки по расположению рессор в зависимости от года выпуска. Хотя перечитал и просмотрел много литературы, каталогов, форумов и блогов.

    А вариант разобрать рессору, счистить с помощью УШМ (она же болгарка) всю ржавчину, сгладить ступеньки и промазать листы графитной смазкой, потом все собрать в обратном порядке не стали рассматривать как альтернативу покупки новой рессоры? Я сейчас именно таким образом решил восстановить работоспособность рессор на своем 469. Дело конечно грязное, муторное и трудоемкое, одного лесткового диска еле хватает на одну рессору, плюс нужны хорошие большие тиски, в среднем только переборка одной рессоры у меня занимает 4...5 часов, без перекуров, и только воды попить. Время на откручивание рессоры и установка уже перебраной идет отдельной строкой. Пока смог перебрать только 2 передние рессоры, на задних пока еще не все гайки удалось стронуть. Плюс накосячил немного,т.к. оставалась у меня хорошая смазка ШРУС, импортная, решил ее использовать,т.к. по своей сути она та же графитка. В общем весь остаток четко ушел на две рессоры. И только когда полностью собрал вторую рессору решил почитать что же написано на банке. В общем там был простанный текст, о том, что смазка, которую я держал в руках обладает отличной адгезией, плохо вымывается, одновременно является антикором, она же противозадирная и жаропрочная. Но она «литиевая», и ни слова о графите... В общем проведу невольный эксперимент, о живучести такой смазки в рессорах УАЗа :), т.к. задние рессоры буду мазать обычной графитной смазкой...

    • Semiurg 05.11.2012 в 23:26 #

      Мне кажется, не стоит такого труда — все равно листы, скорее всего, уже просевшие. Новые рессоры еще приподнимут машину и вообще пободрее будут.

      А насчет смазки — не переживайте, графитка не является обязательной.

  6. Алексей 06.11.2012 в 11:53 #

    Да, Вы правы, новое — почти всегда лучше старого 🙂 Но в данной ситуации пока буду вынужден ограничиться переборкой имеющегося. Обстоятельства так сложились... Просто предыдущий хозяин (хозяева) оказался из той же породы «экономных», что и у Вас 🙂 те же гайки-проставки на стремянках, и т.п. Верхом его экономии для меня оказались на сегодняшний момент, мосты с разными передаточными отношениями (передний 5,125 и задний 4,625) и наличие только трех из положеных восьми маслосъемных колпачков в ГБЦ. Хотя при продаже он себя кулаком бил в грудь, что капремонт двигателя был совсем недавно. И то три оставшихся колпачка по своей структуре напоминали эбонит 🙁 Но колпачки это ерунда, а вот как с мостами поступить еще не решил...

    Пользуясь случаем хочу сказать Вам большое спасибо за Ваши статьи, очень много почерпнул себе на заметку и в копилку жизненного опыта 🙂

    • Semiurg 06.11.2012 в 12:07 #

      Мост я посоветовал бы купить бэушный в сборе. Они часто отдаются по цене металлолома. Проще и дешевле привести его в порядок, чем купить новый редуктор и настроить его. Особенно, если опыта в регулировке редукторов нет.

  7. Marsikus 11.12.2012 в 18:02 #

    Интересно придумано с пропиткой нигролом. А как по-вашему, в качестве смазки для цепи мотоцикла нигрол хорош? Инструкция предписывает трансмиссионное масло, но километров 100 по дождю не слабо смывают масло.

    • Semiurg 11.12.2012 в 19:48 #

      Нигрол и есть трансмиссионное масло в некотором роде 🙂

      • Marsikus 15.12.2012 в 19:07 #

        В итоге решил, что для консервации на зиму цепь и звёзды полить нигролом — то что надо, так и сделал.

  8. Антон 03.06.2013 в 17:24 #

    Док! Прошло уже достаточно времени, чтобы оценить проделанную работу с рессорами. Чтонибуть изменилось, просели, жоще стали?

    Сейчас сам стою перед выбором, старые востанавливать или новые покупать.

    Про новые много негатива- вроде проседают быстро...

    • Semiurg 03.06.2013 в 17:27 #

      Да нормально с ними все пока. Рессоры как рессоры. Всегда лучше новые купить — вот, собираюсь при случае задние заменить.

  9. Антон 03.06.2013 в 17:44 #

    Ок. Тоже к новым склоняюсь.

  10. Евгений 11.02.2015 в 13:32 #

    Спасибо, классификация труб и момент затяжки — улыбнуло.