Верблюда спросили: — Почему у тебя шея кривая?
Он ответил: — А что у меня прямое?
Знаете, я вожусь с машинами более двадцати лет. Моей первой машиной был оранжевый тридцатисильный “запорожец” с ручным управлением, доставшийся от прадеда – ветерана и инвалида. Этот керогаз достался мне в состоянии стоящей в деревенском сарае недвижимости со стуканувшим двиглом – с его переборки и началась моя автомобильная жизнь. Я капиталил двигло, увиденное впервые в жизни, набором ржавых рожковых ключей, холодной сырой весной в деревне, мучимый страшной зубной болью, и будучи перманентно пьян, потому что из обезболивающих была только водка. И я уехал на этом “запорожце” оттуда! С тех пор мне уже ничего не страшно.
Это я к чему? А к тому, что повидал я за эти годы всякое и во всех видах. Тот же “запорожец” не раз мне показывал, что автомобиль может запросто нарушать законы физики и логики. Но чтобы нарушались законы евклидовой геометрии? Но, однако, по порядку…
Признаюсь, решать проблему несовместимости дисковых тормозов я начал по экстенсивному пути – подкладывая вырубленные зубилом шайбы толщиной в миллиметр между ступицей и диском:
Особый юмор момента в том, что шайбы рубились из капота того самого “запорожца”:
Часть кузовных элементов от той, воистину бессмертной машины, до сих пор лежат у меня в подвале – на металл. Уж больно хорошее железо шло на кузова этих машин. (Кстати, у меня там в подвале еще и подвески от него, пара моторов, коробка передач и еще с полтонны всякого хлама. Надо бы сдать на металлолом или отдать нуждающимся – но нет душевных сил тащить эти железяки из подвала.)
Однако, установка шайб проблемы не решила – диск все равно клинило в суппорте. И тогда я сделал то, с чего, по хорошему надо было начинать – тщательно все промерил. И офигел…
Расстояние от верхнего уха переходной пластины до тормозного диска оказалось на два (!) миллиметра меньше, чем от нижнего:
Разумеется, суппорт встает наперекос и диск клинит. Сначала я подумал, что пластина гнутая. Однако, разобрав, убедился, что нет:
Плоскость идеальная. Диск тоже ровный – биения при вращении нет. Получается, что они не параллельны. Но как?!!
Смотрите картинку с упрощенной схемой устройства:
Извините за качество, я тот еще художник, но, надеюсь, понятно. Переходная пластина монтируется на основание цапфы и прилегает к ней плотно:
Сама пластина ровная и одинаковой толщины везде:
Основание цапфы крепится болтами к рулевому кулаку и тоже имеет одинаковую толщину с любого края:
Ступица надевается на ось цапфы:
Ступица имеет ось вращения, совпадающую с осью цапфы, а значит, посадочная плоскость ее (та, где колесные шпильки) строго перпендикулярна этой оси. Иначе при вращении было бы биение диска.
Диск плотно насажен на ступицу, прилегая привалочной плоскостью по всей площади:
Диск строго перпендикулярен оси цапфы – биения при вращении нет, расстояния А1 и А2 на рисунке при вращении диска не меняются. Две плоскости (плоскость переходной пластины и плоскость тормозного диска) перпендикулярны одной оси (оси цапфы), а значит, по законам евклидовой геометрии, должны быть параллельны. Однако расстояние А1 на 2 мм меньше расстояния А2! Лобачевский нервно курит…
Единственная хоть как-то логичная версия – ось цапфы не перпендикулярна ее основанию. То есть, колесо должно вращаться под неким углом. Допустим, чего только не бывает на свете. Но! Я разобрал узел и повернул цапфу по оси на 180 градусов. Если она не перпендикулярна основанию, то соотношение А1 и А2 должно было измениться на обратное, но этого не произошло! Расстояние А1 все так же на 2 мм меньше расстояния А2! Сказать, что от результата я охуел удивился – это вообще ничего не сказать. Я четыре раза разобрал и собрал узел, надеясь, что руками пойму то, что не доходит до головы – не помогло.
По идее, если повернуть переходную пластину ушами кверху – то есть, установить суппорт строго вверху тормозного диска, то он должен встать. Сегодня попробую, если будет время. В крайнем случае, просто срежу эти два миллиметра болгаркой. Но как это вообще возможно? Каким образом две плоскости, перпендикулярные одной оси, непараллельны друг другу?
Кто сказал, что УАЗ – простая машина? 🙂
Ну если вы так уверены, что ось действительно строго перпендикулярна (хотя для разницы в 2мм там достаточно совсем небольшого угла), то может она погнута?
Тогда при повороте ее относительно кулака менялся бы зазор.
Салют!
Ось цапфы кривая относительно привалочной плоскости.
Поверни цапфу на 120-180° относительно кулака. Посмотри, как изменится зазор.
Крутил. Не меняется.
наверно подшипники криво встали…
Тогда было бы биение при вращении
А толщина планшайбы в месте крепления к поворотному кулаку одинакова?
может токарь чутка недоточил или перекос был??
Одинакова, я мерил
А не может быть, что переходник не ложиться на плоскость кулака или цапфы?
Может там где-то буртик подклинивает и создает небольшой перекос?
Еще предлагаю собрать цапфу, ступицу, диск и переходник отдельно от машины. Использовать вместо кулака обычные гайки с шайбами.
И снова померять!
Может переходная пластина разной толщины в в точках пересечения прямых А и Б?
Одинаковой толщины везде
Извините, в точках пересечения плоскости наружной плоскости переходной пластины прямыми А1 и А2.
Вобщем, я в конец сам себя запутал, но суть должна быть ясна.
Вопросец: картина одинаковая и справа и слева? Или вы экспериментировали пока только с одной стороной?
Пока с одной только
Я бы попробовал вторую — стало бы ясно системная ошибка или случайная. Но у меня характер такой, что всегда перепрыгиваю с одного на другое.
Док, тут или погнута ось цапфы, или нет нормального прилегания переходной пластины к поверхности цапфы — может погнута, может мешают задиры, какой-нить буртик и т.п.