Проекты

Неэвклидово пространство

Верблюда спросили: — Почему у тебя шея кривая?
Он ответил: — А что у меня прямое?

 

Знаете, я вожусь с машинами более двадцати лет. Моей первой машиной был оранжевый тридцатисильный «запорожец» с ручным управлением, доставшийся от прадеда — ветерана и инвалида. Этот керогаз достался мне в состоянии стоящей в деревенском сарае недвижимости со стуканувшим двиглом — с его переборки и началась моя автомобильная жизнь. Я капиталил двигло, увиденное впервые в жизни, набором ржавых рожковых ключей, холодной сырой весной в деревне, мучимый страшной зубной болью, и будучи перманентно пьян, потому что из обезболивающих была только водка. И я уехал на этом «запорожце» оттуда! С тех пор мне уже ничего не страшно.

Это я к чему? А к тому, что повидал я за эти годы всякое и во всех видах. Тот же «запорожец» не раз мне показывал, что автомобиль может запросто нарушать законы физики и логики. Но чтобы нарушались законы евклидовой геометрии? Но, однако, по порядку…

Признаюсь, решать проблему несовместимости дисковых тормозов я начал по экстенсивному пути — подкладывая вырубленные зубилом шайбы толщиной в миллиметр между ступицей и диском:

DSCF4688

Особый юмор момента в том, что шайбы рубились из капота того самого «запорожца»:

DSCF4684

Часть кузовных элементов от той, воистину бессмертной машины, до сих пор лежат у меня в подвале — на металл. Уж больно хорошее железо шло на кузова этих машин. (Кстати, у меня там в подвале еще и подвески от него, пара моторов, коробка передач и еще с полтонны всякого хлама. Надо бы сдать на металлолом или отдать нуждающимся — но нет душевных сил тащить эти железяки из подвала.)

Однако, установка шайб проблемы не решила — диск все равно клинило в суппорте. И тогда я сделал то, с чего, по хорошему надо было начинать — тщательно все промерил. И офигел…

DSCF4691

Расстояние от верхнего уха переходной пластины до тормозного диска оказалось на два (!) миллиметра меньше, чем от нижнего:

DSCF4692

Разумеется, суппорт встает наперекос и диск клинит. Сначала я подумал, что пластина гнутая. Однако, разобрав, убедился, что нет:

DSCF4693

Плоскость идеальная. Диск тоже ровный — биения при вращении нет. Получается, что они не параллельны. Но как?!!

Смотрите картинку с упрощенной схемой устройства:

DSC_3231

Извините за качество, я тот еще художник, но, надеюсь, понятно. Переходная пластина монтируется на основание цапфы и прилегает к ней плотно:

DSCF4679

Сама пластина ровная и одинаковой толщины везде:

DSCF4578

Основание цапфы крепится болтами к рулевому кулаку и тоже имеет одинаковую толщину с любого края:

DSCF4694

Ступица надевается на ось цапфы:

DSCF4677

Ступица имеет ось вращения, совпадающую с осью цапфы, а значит, посадочная плоскость ее (та, где колесные шпильки) строго перпендикулярна этой оси. Иначе при вращении было бы биение диска.

Диск плотно насажен на ступицу, прилегая привалочной плоскостью по всей площади:

DSCF4675

Диск строго перпендикулярен оси цапфы — биения при вращении нет, расстояния А1 и А2 на рисунке при вращении диска не меняются. Две плоскости (плоскость переходной пластины и плоскость тормозного диска) перпендикулярны одной оси (оси цапфы), а значит, по законам евклидовой геометрии, должны быть параллельны. Однако расстояние А1 на 2 мм меньше расстояния А2! Лобачевский нервно курит…

Единственная хоть как-то логичная версия — ось цапфы не перпендикулярна ее основанию. То есть, колесо должно вращаться под неким углом. Допустим, чего только не бывает на свете. Но! Я разобрал узел и повернул цапфу по оси на 180 градусов. Если она не перпендикулярна основанию, то соотношение А1 и А2 должно было измениться на обратное, но этого не произошло! Расстояние А1 все так же на 2 мм меньше расстояния А2! Сказать, что от результата я охуел удивился — это вообще ничего не сказать. Я четыре раза разобрал и собрал узел, надеясь, что руками пойму то, что не доходит до головы — не помогло.

По идее, если повернуть переходную пластину ушами кверху — то есть, установить суппорт строго вверху тормозного диска, то он должен встать. Сегодня попробую, если будет время. В крайнем случае, просто срежу эти два миллиметра болгаркой. Но как это вообще возможно? Каким образом две плоскости, перпендикулярные одной оси, непараллельны друг другу?

Кто сказал, что УАЗ — простая машина? 🙂

17 комментариев к записи Неэвклидово пространство

  1. Сандер 16.06.2011 в 12:36 #

    Ну если вы так уверены, что ось действительно строго перпендикулярна (хотя для разницы в 2мм там достаточно совсем небольшого угла), то может она погнута?

    • Semiurg 16.06.2011 в 15:22 #

      Тогда при повороте ее относительно кулака менялся бы зазор.

  2. cvarc 16.06.2011 в 12:50 #

    Салют!

    Ось цапфы кривая относительно привалочной плоскости.

    Поверни цапфу на 120-180° относительно кулака. Посмотри, как изменится зазор.

    • Semiurg 16.06.2011 в 15:22 #

      Крутил. Не меняется.

  3. student 16.06.2011 в 13:08 #

    наверно подшипники криво встали...

    • Semiurg 16.06.2011 в 15:23 #

      Тогда было бы биение при вращении

  4. Digger 16.06.2011 в 13:14 #

    А толщина планшайбы в месте крепления к поворотному кулаку одинакова?

    может токарь чутка недоточил или перекос был??

    • Semiurg 16.06.2011 в 15:23 #

      Одинакова, я мерил

  5. cvarc 16.06.2011 в 18:01 #

    А не может быть, что переходник не ложиться на плоскость кулака или цапфы?

    Может там где-то буртик подклинивает и создает небольшой перекос?

    Еще предлагаю собрать цапфу, ступицу, диск и переходник отдельно от машины. Использовать вместо кулака обычные гайки с шайбами.

    И снова померять!

  6. Павел 17.06.2011 в 0:32 #

    Может переходная пластина разной толщины в в точках пересечения прямых А и Б?

    • Semiurg 17.06.2011 в 7:51 #

      Одинаковой толщины везде

  7. Павел 17.06.2011 в 0:35 #

    Извините, в точках пересечения плоскости наружной плоскости переходной пластины прямыми А1 и А2.

  8. Павел 17.06.2011 в 0:36 #

    Вобщем, я в конец сам себя запутал, но суть должна быть ясна.

  9. ClashZP 17.06.2011 в 9:04 #

    Вопросец: картина одинаковая и справа и слева? Или вы экспериментировали пока только с одной стороной?

    • Semiurg 17.06.2011 в 9:14 #

      Пока с одной только

      • ClashZP 17.06.2011 в 12:01 #

        Я бы попробовал вторую — стало бы ясно системная ошибка или случайная. Но у меня характер такой, что всегда перепрыгиваю с одного на другое.

  10. Hemoul 17.06.2011 в 11:33 #

    Док, тут или погнута ось цапфы, или нет нормального прилегания переходной пластины к поверхности цапфы — может погнута, может мешают задиры, какой-нить буртик и т.п.