Проекты

О неизбежности напильника

Есть время раскидывать болтики, а есть время, матерясь, собирать их по гаражу, не понимая, куда делись недостающие, и прикручивать на место. В общем пришла пора собирать передний мост, в надежде, что результат будет работоспособен.

Для начала нужно собрать ступицы — ведь в процессе дефектовки старые подшипники отправились на помойку, а значит, нужно посадить на место новые. Проблема в том, что просто врезать по новому подшипнику двадцатикилограммовым железным оковалком, как я делал при демонтаже, никак нельзя — обойма может утратить первоначальную форму. Между тем, эту обойму надо просадить сквозь всю ступицу, причем с немалым усилием.

Вон туда, в самую глубину:

DSCF4640

И как же это сделать? Есть простой, испытанный способ…

Берем обойму от старого подшипника — благо, она все равно ни на что больше не нужна, — и делаем на ней пропил. Удобно использовать для этого самку болгарина с тонким отрезным диском:

DSCF4642

Края пропила заглаживаем, чтобы не процарапали посадочные места подшипников. Не то чтобы это критично — но лучше не надо. Так у нас получилась оправка, через которую мы будем сажать обойму:

DSCF4644

Она распределит энергию удара, не давая деформировать новую деталь, а  пропил позволит вытащить ее обратно с минимальным усилием. Вот так, постукивая по этой проставке, загоняем обойму на место. А оправку, подковырнув подходящим инструментом, извлекаем обратно:

DSCF4646

Потом, при помощи инструмента, называемого почему-то «утконосы» (…хотя, надо заметить, никакого сходства. Никогда не мог понять, почему их так называют…) запираем подшипник распорной шайбой:

DSCF4648

Вот так — там две шайбы под два подшипника:

DSCF4650

Тем же способом загоняем второй подшипник и переходим к смазке. Меня тут спрашивали, зачем мне так много литола? Объясняю — уазик его очень любит.

DSCF4655

Ступицы нужно набивать литолом плотно и тщательно, вымазывая подшипники так, чтобы смазка прошла под сепараторы в каждый ролик:

DSCF4663

А уж рулевые кулаки приходится этим литолом буквально кормить с ложечки:

DSCF4666

В каждый рулевой кулак, между прочим, надо закладывать по полкило смазки:

DSCF4674

А вот теперь переходим, собственно, к монтажу дисковых тормозов. Ведь вы не забыли, надеюсь, что все это ради них затевалось?

Ставим переходник, на который монтируется суппорт. Он крепится поверх основания цапфы ее же болтами:

DSCF4679

Потом собранную ступицу сажаем на цапфу, выбираем преднатяг подшипников гайкой, и наконец-то монтируем на ступицу диск:

DSCF4675

Выглядит внушительно, не правда ли?

Но увы, при монтаже суппорта выяснилось, что он на диск не садится, вернее садится, но зажимает его:

DSCF4680

Если притянуть диск колесными гайками, то он зажимается скобой намертво — он должен отстоять от моста на миллиметр дальше. Конструкция неработоспособна.

Я все разобрал и тщательно проверил комплектность, сверяя со справочной литературой на гаражном нетбуке:

DSCF4657

Была смутная надежда, что я что-то проебал собрал неправильно, не поставил какое-нибудь колечко или прокладочку… Увы, тщетно. Похоже, просто такова точность изготовления переходника. Ну или все погрешности, свойственные уазовским деталям, собрались и просуммировались в одну сторону, создав этот недостающий миллиметр. Я такой везучий, да.

Вариантов, собственно, два — отодвинуть ступицу от цапфы или отодвинуть диск от ступицы. На тот самый пресловутый миллиметр. То есть выгрызть зубами вырезать из цельной рельсы подходящего железа какую-то дистанционную прокладочку. Вариант с отодвиганием ступицы мне не нравится — там чертовски критична твердость втулки, в которую упирается подшипник, да и кромка сальника пойдет не там где надо. Значит, логично изобрести некую прокладку между ступицей и внутренней привалочной поверхностью диска. Я представляю себе, как она должна выглядеть и даже прикидываю, из чего ее можно вырубить. Однако, отдав 11 000 рублей за комплект дисковых тормозов, я хотел избежать именно этого: «после сборки обработать напильником» ©. Выпилить все вручную я мог бы и задаром.

В чем мораль? Даже отдав немалые деньги за деталь, не рассчитывай, что она так сразу встанет на место. Напильник неизбежен.  Dixi.

10 комментариев к записи О неизбежности напильника

  1. Алексей 16.06.2011 в 7:42 #

    Насколько я помню, у продающихся у нас «комплектов» «уши» для крепления суппорта были смещены внутрь машины относительно общей плоскости.

    • Semiurg 16.06.2011 в 7:45 #

      Тут смещена сама переходная пластина, за счет выборки в привалочной плоскости. Видимо, недостаточно...

      • Алексей 16.06.2011 в 18:47 #

        Посмотрел в нашем местном магазине bazashop.ru/product_696232.html — явственно есть прокладка под диск

        • Semiurg 16.06.2011 в 21:59 #

          Черт, а там где я брал — нету 🙁

  2. Alex 16.06.2011 в 8:02 #

    А чем плох вариант использования вместо одной нестандартной прокладки ступица/диск пяти шайб одетых на шпильки между ступицей/диском?

    • Semiurg 16.06.2011 в 8:09 #

      Да ничем особенно не плох, если шайбы имеют приличную площадь.

  3. Евгений 16.06.2011 в 9:28 #

    с УАЗиком всегда так, без напильника никуда. Я еще до покупки себя морально готовил, потому и не сильно был расстроен когда после покупки пластика (приборка, верхняя полка ... ) все пришлось уже подгонять по месту

    • Semiurg 16.06.2011 в 9:39 #

      А кстати, что за верхняя полка?

  4. mr_sam 16.06.2011 в 10:47 #

    Способ забивания подшипника очень увлекательный. Но я бы предложил другой.

    1 — охлаждаем новый подшипник (если нет холодильника, то можно воспользоваться специальным баллоном с газом — в радиолюбителе продаётся)

    2 — нагреваем посадочное место.

    3 — легко и просто вставляем одно в другое.

    Способ скучный, неинтересный и слишком быстрый для того чтобы в полной мере насладиться еблей с УАЗом, но как вариант вполне подойдёт.

    • Semiurg 16.06.2011 в 10:56 #

      Ну, пожалуй ебли будет даже побольше — одно охлаждаешь, другое греешь, разница масс такая, что подшипник моментально нагревается от ступицы и клинит в самом интересном положении...