Рулевой редуктор УАЗа, как выяснилось, стоит аж 7 500. Жаба забилась в истерике. Мониторинг рынка выявил, что ремкомплектов редуктора, как таковых, не существует, но практически все его запчасти можно купить по отдельности. Покрутив в руках новый вал сошки с роликом и подшипником, поцарапавшись о “высокий класс обработки поверхностей” и посмотрев на ценник в 2000 рублей, решил, что жаба не подпишет – при таком качестве детали, я лучше на старом валу хвостовик заполирую, благо подшипники в норме. Также жаба не подписала за 900 рублей червяк в сборе с валом – сказала, что лучше один червяк за 300, а вал мы с жабой перепрессуем сами. Что ему сделается, валу-то? На наборы прокладок по 20 руб. и сальники по 50 руб. жаба посмотрела благосклонно, и даже на радостях санкционировала новый карданчик в сборе за 350, а не крестовину за 120 – правда, потому, что крестовины в наличии все равно не было.
Итого все вышло в 750 рублей, что, согласитесь, отнюдь не 7 500. И пошел я прославлять жабу физическим трудом, замещая оным недостаток финансов.
Для начала развернул гаражный информцентр, дабы освежить в памяти устройство и последовательность регулировки редуктора.:
(Я предпочитаю цифровые технологии засаленным книжкам в пятнах солидола).
Первой проблемой было повреждение посадочного места сальника вала сошки – кто-то когда-то его стукнул, и оно стало несколько некруглым… Для восстановление подобрал подходящую по диаметру железяку, и легкими ударами кувалды восстановил круглость отверстия:
Сальник сел на место легко и изящно:
Павда, перед этим я долго полировал мелкой наждачной бронзовую втулку, которая под ним:
Увы, втулки такие в запчасти не поставляются вообще, и продавцы только удивлялись моим вопросам…
Заодно полирнул и сам вал сошки:
Все, заметьте, вручную, наждачкой…
Дальше пришла пора помянуть недобрым словом жабу – именно она убедила меня не покупать червяк с валом в сборе, а перепрессовывать, сэкономив 600 рублей. Оказалось, что насажен он настолько прочно, что удары кувалдой ему, как легкий утренний поцелуй в щечку любимой — воздушный и нежный, чтобы не разбудить… Пришлось привлекать тяжелую артиллерию в виде двадцатикилограммовой гири. Соорудив вот такую приспособу, прошел шарашить по ней этим стальным оковалком:
Скромное, но неотразимое обаяние двадцати килограммов, помноженных на скорость удара с размаху, оказали свое обычное действие – вал выпрессовался:
Это очень сильное колдунство, имейте в виду! Практически всегда помогает…
Тем же инструментом запрессовал вал в новый червяк:
А дальше уже дело усидчивости и аккуратности – правильно, выдержав все зазоры, тщательно подобрав толщину прокладочек (ими задается натяг в подшипниках рулевого вала), собрать рулевой редуктор:
Однако, без проблем, как вы, наверное, уже догадываетесь, обойтись нельзя. “Это УАЗ, бейби!” (Так, наверное, будет называться моя книга про уазики, если я ее когда-нибудь напишу…). Сальник рулевого вала оказался не в размер:
Вместо наружного диаметра 35, нужен на 30, при прочих равных. Нет, продавец не виноват – он честно подобрал сальник по каталогу… Другое дело, что двух одинаковых уазиков в природе не существует, и модификаций тех же рулевых редукторов неизвестное количество, даже если они отличаются только диаметром сальника. Поеду сегодня искать сальник на рынок, просто подбирая по диаметрам. Есть там пока один мужичок на входе, с подшипниками – так вот, мало кто знает, но у него и сальников ассортимент неслабый. Авось подберет чего. А в крайнем случае, найду старый валенок полоску войлока, пропитаю графиткой и устрою самопальный набивной сальник. Этот вал торчит вверх, так что даже с примитивным сальником масло по нему не потечет. Тем более, УАЗу к набивным сальникам не привыкать…
Док, оно, конечно, оффтоп, но все же… http://autorambler.ru/journal/events/27.07.2011/560969178/ видел эту статейку?
Не эту, так другие с Блинкиным видел. Даже матерился уже по этому поводу: http://semiurg.ru/2011/02/26/kitajjskijj-variant-ili-blinkin-komom/
Да, Док, хорошая статья…. респект и уважуха.
Офф-топ
Я прочитал весь этот блог. Только что закончил.
По-моему, тут есть задел на несколько книг.
Завидую вашему терпению. Я б не смог 🙂
Отладочное
Насколько я понимаю, мыло оставляется, чтоб ответы получать. Я не получил.
Отладочное 2
Уже разобрался. Там галочка такая неприметная внизу
Не по теме.
Док, Вас уже на Башорге цитируют: http://bash.org.ru/quote/412468 .
Ага, мне уже докладывали 🙂
Тоже сразу заметил знакомое выражение 🙂
Всегда написано с юморцой, читать легко и весело, спасибо, Док 😉
Книгу лучше назвать «Фея на УАЗе» 🙂 По аналогии со старым анекдотом про фею, танк и «ребята хотите потрахаться» 🙂 У вас уже материала на хороший двухтомник (в качестве приложения, отдельным томом издать словарь живого, энергичного русского языка, который был использован при ремонте). Бестселлер будет.
Док, а как удается не засаливать солидолом цифровые технологии?
Работаю в перчатках. При обращении к цифровым технологиям — снимаю 🙂
Перчатки резиновые, чтоль? Я сам всегда работаю толко в перчатках, но чтоб руки при этом не замарать…
Прочитал на башорге :))
с уазиком ничего нельзя просто «пойти-купить-поставить». Это всегда квест с неожиданной развязкой, в которой, как правило, таки или иначе фигурирует болгарка.
Ничего не поняла. Но тряпочка на фотках 1, 3, 6, 9 красивая.
подскажите, пожалуйста, инструкцию по сборке рулевого редуктора. Такая же проблема с люфтом, но в отличии от Вас совсем мало опыта.
Надо прежде всего смотреть на износ — требуется ли замена деталей. А вот сама сборка как раз самоочевидная, инструкций не требует. Неправильно что-то вставить невозможно практически. Главный гемор — подбирать прокладки для регулировки зазора, приходится несколько раз снимать-ставить.
Колонка сильно люфтит. Подтягивать больше нельзя, начнет закусывать. Ролика в продаже, как я понял не бывает. Червяк и подшипники — есть. После разбора стало видно крошки цилиндриков подшипника. Червяк вроде без повреждений, но это вряд ли можно сказать «на глаз»
Вот хотел бы инструкцию по настройке. Какие прокладки, где именно. Какой зазор… Если бы раз подсмотрел, как это делается, вопросов бы не было. А тут в автомастерских никто не хочет собирать и даже, к слову, не нашел человека, чтобы признался, что умеет это делать.
Если есть ссылка на инструкцию — это отличный вариант. Может быть, знаете книгу, в которой есть инструкция — дали бы название и автора — тоже здорово.
Уточню, рулевая колонка от волги. 3110 без ГУРа.
Откровенно говоря, я инструкциями не пользуюсь — все наощупь. Я их довольно много перебрал на разных машинах. Общая инструкция, вроде, есть в ремонтной книге к машине — там указаны зазоры и толщина прокладок.
Но, кстати, если люфтит сильно, возможно имеет смысл поменять весь редуктор на новый..
Спасибо за совет. Наверное стоит поискать того, кто перебирал этот механиз. Чтобы уже наверняка диагностировать, что покупать: редуктор целиком или детальки.
Всего Вам хорошего