Проекты

Возвращение к железу

Как вам мой новый комбинезончик? Гламурненько?

DSCF5296

Да, да трепещите — я опять вернулся к УАЗу, который был на некоторое время позаброшен по причине того, что я был занят. (Приводил в жилое состояние дачу, испытуя себя в несвойственном мне амплуа столяра/плотника/копача/сантехника и так далее). Однако лето кончилось (что чертовски жаль) и я возвращаюсь к трудам гаражным. Теперь снова буду вас мучить железками, терпите.

Меня тут часто спрашивают: «Когда же УАЗ наконец-то поедет?». Так вот — вопрос не по делу. Практически все это время машина находилась в состоянии близком к «на ходу». То есть в таком, что за полдня скидал — и поехал. А сейчас она и вовсе самоходна 100% времени:

DSCF5282_

Я на ней вполне себе вчера катался в испытательных целях. Но если вы думаете, что это хорошо — то фиг вы угадали. На машине, которая ездит, психологически тяжелее что-то глобально разобрать — то есть, опять превратить ее из транспортного средства в недвижимость. Барьер такой своеобразный. Ну и чисто технически, разумеется — перетягивать электрику в моторном отсеке удобнее со снятой мордой, например. Поэтому вокруг проводки я все еще хожу как мой кот вокруг хозяйского бутерброда с колбасой. И хочется, а страшновато…

С одной стороны, чертовски пора выкидывать вот такой антиквариат:

DSCF5284_

представляющий собой ценность сугубо историческую, заменив его на нормальное реле-регулятор с обратной связью. Да и вот такие узлы вызывают серьезные опасения в своей пожаропасности:

DSCF5285_

А вот такая прелесть у меня под приборной панелью:

DSCF4460

Сопли и вопли, ага. Так что делать надо.

А с другой стороны — масштаб работы слегка пугает. Чтобы не снимать все разом, оставив машину без хода, разбиваю проводку на модули, и перебираю их по отдельности. Такой «отдельный модуль» — электровентиляторы с системой управления:

DSCF5201

Все, что относится к вентиляторам, собрано компактно на радиаторе. Собрано качественно, по уму — по разумной схеме, хорошим проводом, на хороших разъёмах, затянуто в гофру, влагоизолировано и т.д. Но с остальной приводкой соединено пока двумя длинными соплями, накинутыми на клеммы аккумулятора. Колхоз? Колхоз, да. Времянка. Следующим таким модулем будет «модуль передних световых приборов». Ну и так далее. Когда модули по отдельности будут собраны и испытаны, начнется самая заморочная часть — центральный узел сопряжения всего этого в единую систему. Он пока существует только у меня в голове, ну и частично, в схемах. А пока в машине даже нет ни одного предохранителя вообще!

Вчера я испытал в реальных условиях электровентиляторы. Благо, последний жаркий денечек вчера был:

DSCF5291

Вентиляторы работают правильно — нагретый примерно до 85 градусов мотор запускает вентиляторы, они работают минуту-полторы в режиме половинной нагрузки, потом выключаются. Через три минуты процесс повторяется. Это в режиме «на холостых», он же «в пробке». Под нагрузкой та же картина, но толком нагрузить мотор было негде — это надо хорошенько побуксовать где-нибудь… Так что нагреться так, чтобы вентиляторы перешли в режим полной нагрузки не удалось пока. Вполнакала справляются. Если помните, то они у меня подключены так, что в режиме частичной нагрузки работают оба, но на меньших оборотах — меньше шум, меньше нагрузка на генератор.

Кстати, о нагрузке. Было много инсинуаций на тему, что «бортовая сеть не потянет», или «генератор не потянет»… Скептики посрамлены  — вот амперметр при включенных вентиляторах, мотор на холостых, обороты примерно 800 об/мин:

DSCF5289_

А вот это на минимальных рабочих режимах (1500 об/мин):

DSCF4471

Как видите, бортовая сеть в плюсе — генератор вырабатывает больше, чем потребляет система. И это при том, что генератор у меня довольно фуфловый:

DSC_1745

и я имею дальние планы поменять его на более мощный. (С учетом прицела на лебедку). Но не в этом году точно.

Так что вывод однозначный — электровентиляторы на УАЗе вполне жизнеспособны. И маленькое видео работы вентиляторов:

10 комментариев к записи Возвращение к железу

  1. Mike 01.09.2011 в 11:33 #

    Уррра! С возвращением, УАЗик! Детектив продолжается!

  2. Евгений 01.09.2011 в 12:11 #

    зато какая свобода между двигателем и радиатором и нет опасения что лопостями размолотит последний

  3. cvarc 01.09.2011 в 12:31 #

    Док! Это полукомбинезон. Полный с руковами.

    • Semiurg 01.09.2011 в 12:47 #

      Это мелочи 🙂

  4. Роман 01.09.2011 в 12:52 #

    На фотографии DSCF5201, там где электровентиляторы с системой управления, разъемы действительно вниз торчат? Не отвалятся из-за тряски?

    • Semiurg 01.09.2011 в 12:56 #

      С чего бы им отваливаться? Они чертовски плотно сидят, там такие клеммы с защелочками.

      Опять же, с точки зрения водозащищенности, реле всегда контактами вниз вешают.

      • Роман 01.09.2011 в 13:30 #

        Про защелки не знал. Вопрос снимается. 🙂

  5. Alex 01.09.2011 в 14:26 #

    «Но с остальной приводкой соединено пока двумя длинными соплями, накинутыми на клеммы аккумулятора»

    Если система электропитания вентиляторов временно запитана напрямую от аккумулятора, то ток, ей потребляемый, идет мимо амперметра и в его показаниях не учтен.

    • Semiurg 01.09.2011 в 14:35 #

      Не, я спецом перебросил через амперметр для контроля 🙂

  6. алексей 02.09.2011 в 5:20 #

    Ура! Я давно ждал про УАЗ! Я люблю читать, как возникшую проблему с автомобилем решают спецы, а уж с вашим слогом тем более