Проекты

Судороги ностальгии

Начал вчера демонтаж проводки с УАЗа — как всегда, то, что казалось простым, заняло много времени и труда. Садовый шланг, который предыдущий владелец использовал для защиты жгутов, окаменел, как ископаемое говно динозавра. Чтобы его вытащить, местами пришлось просто пилить… Но я сейчас не об этом.

В качестве реле-регулятора на этом УАЗе стояло вот такое устройство:

DSCF5284_

Я, признаться, раньше с таким антиквариатом не сталкивался, и оттого был уверен, что оно электромеханическое, со здоровыми такими релюхами внутри (ну, как PP-24) — иначе с фига ли такое здоровое? А вчера в процессе демонтажа электрооборудования подумал — а дай-ка открою, полюбуюсь? И снял…

Для начала умилили резисторы, заботливо вынесенные из корпуса для охлаждения:

DSCF5713

Мелкие следы коррозии, к счастью, оказались только на крышке, внутрь вода не попала. А внутри вот такая красота:

DSCF5714

Я не поленился, вытащил плату:

DSCF5715

Она оказалась двойная, и — транзисторы! Германиевый транзисторы П213, П214 и П217! Я чуть не прослезился от ностальгии. В воздухе прям повеяло канифолью и послышался треск радиотелеграфного ключа в детском радиокружке ДОСААФ… Да когда я переделывал свой первый магнитофон «Комета 201» из лампового в транзисторный (тогда никто еще не знал про «теплый ламповый звук» Улыбка), на таких транзисторах у меня был выходной каскад усилителя!

Фигассе, 71-й год, между прочим. Почти мне ровесница, релюшка эта. Я в машинах куда более позднего выпуска наблюдал электромеханические РР-ки, а тут — транзисторное на полупроводниковом стабилитроне. Чудеса. Я даже схему его отыскал:

avto1-70

(Кстати, кто-нибудь мне объяснит, что на схеме за потенциометр подключается параллельно аккумулятору?)

Думаю, а не оставить ли этот раритет, пусть и дальше работает? Я-то думал, что оно электромеханическое и подготовил на замену волговское, двойное «зима-лето» Р131.3702:

DSCF5389

Но посмотрите, разве это можно сравнивать?

DSCF5712

Где мощь, где сила, где брутальность, где торжество советской микроэлектроники — самой большой микроэлектроники в мире? Проводочки тоненькие, транзисторы махонькие, диодики пизерные… Тьфу — посмотреть не на что!

Опять же, это РР350 проработало ровно 40 лет — юбилей. Можно сказать, проверено временем. Электролитов в ней нет, а остальное, походу, может работать сколько угодно. Или я не прав?

Как вы думаете — оставить раритет, или поставить новое?

И на довесок — еще один ностальгический дивайс был демонтирован с большим облегчением:

DSCF5717

Кассетная магнитола LG. Никому не надо? А то выкину. К кассетникам теплых чувств не питаю, я всегда бобинники любил — за завораживающую эстетику вращающихся катушек и качественный звук.

Это позорище стояло под потолком:

IMG_5874

В проекте новой проводки никаких звуковоспроизводящих устройств не предусмотрено. Лишнее это для УАЗа. Баловство.

16 комментариев к записи Судороги ностальгии

  1. vpbar 11.12.2011 в 11:20 #

    Параллельно аккумулятору скорее всего изображена нагрузка. При проверке на стенде там, вероятно, был набор сопротивлений большой мощность.

    А работать оно может действительно долго. Дольше чем современные транзисторы. Просто потому что массивнее и больше. Все эти транзисторы «стареют» в основном из-за процесса диффузии, а ввиду того что в старых транзисторах размеры переходов были побольше, то и стареть они будут дольше.

    Самым чувствительным к деградации, мне кажется стабилитрон. Но если напряжение в пределах нормы то может и он еще поработает.

    • elveel 11.12.2011 в 11:42 #

      Думаю аналогично. Динозавра я бы оставил, только дополнительно герметичности добавив.

  2. frost_ii 11.12.2011 в 12:03 #

    А по токам оно потянет? П213, 14, 17 мощности хватит?

    • Semiurg 12.12.2011 в 9:27 #

      Ну, 40 лет хватало же? 🙂

      Там, на самом деле, небольшой ток совсем.

  3. Александр 11.12.2011 в 12:29 #

    Оставить, но прифигачить рядом Р-131, унифицировав разъемы. И — да, стаб я бы поменял на какой-нибудь 1N47хх.

  4. Торвлобнор 11.12.2011 в 21:35 #

    какая прелесть! оставить. а волговское в походном ЗИПе держать, на всякий случай.

    магнитолу старьёвщикам. я когда Волгк продавал, батя меня уговаривал Соньку кассетную оставить.

    -куда я её воткну? в пятнахе уже есть, с усб-портом. или пусть рядом с твоим уралом лежит, чтоб по ней мышки и кошки бегали?

    -ну ладно, отдавай с ней. но диски литые оставь!

    -дык они же «мятые»!

    -куда-нить приспособим.

  5. Михаил 11.12.2011 в 21:50 #

    Оставить! Схему только распечатай и внутрь вложи — когда сын будет перебирать УАЗ пригодиться 🙂

    • Владимир 11.12.2011 в 21:56 #

      Про схему вообще под столом !!! Точно одно, наступят природные или техногенные катаклизмы, выводящие из строя электронику, УАЗ будет работать! 🙂

      • Владимир 12.12.2011 в 10:05 #

        а оно именно так и есть. эта электроника расчитана на 15 лет консервации после постановки на нее, новый акку — масло — вода — топливо, ключ на старт и поехали. правда по тз достаточно полчаса езды, но для чего их проектировали — полчаса сопровождать танки по их «дороге»... крузер сразу узнав куда его поведут сломается, а уазу что делать — надо так надо.

  6. Евгений 11.12.2011 в 23:42 #

    А мне вот дед генератор военный подарил, 1965 года, пока не заводил, он с консервации, да и лет 20 в гараже простоял. Выглядит убедительно, не то что современные, весит соответственно, выгружал один с заднего сидения короткой нивы, чуть глаза не лопнули 🙂 Да были времена, когда корабли бороздили просторы Большого театра...

  7. Владимир 12.12.2011 в 10:07 #

    да и допуск на внешние воздействия, в том числе и эми у РР-350 на пару порядков больше.

  8. volandband 12.12.2011 в 11:55 #

    раритет оставить, если новую силовую нагрузку потянет.

    а магнитолу также можно оставить, кстати, если радио работает хорошо: спрятать ее подальше с глаз, чтобы не видно было вовсе, настроить на частоту FM-трансмиттера, который флешку музыкальную будет запускать с прикуривателя... типа как усилитель только.

    • Semiurg 12.12.2011 в 11:57 #

      А нагрузка никак не влияет на работу этого блока. Хоть сто киловатт повесь. Ток-то не через РР идет.

  9. mouse 11.02.2012 в 14:21 #

    Павел, у себя под капоном нового проекта нашел вот такого зверя

    s3.images.drive2.ru/car.j...bd0ddf-large.jpg

    что скажешь, стоит оставить или как советуют поменять на новое?

    • Semiurg 11.02.2012 в 14:55 #

      Меняй, оно электромеханическое, релейное.

      • mouse 11.02.2012 в 16:05 #

        спасибо