Судороги ностальгии

Начал вчера демонтаж проводки с УАЗа – как всегда, то, что казалось простым, заняло много времени и труда. Садовый шланг, который предыдущий владелец использовал для защиты жгутов, окаменел, как ископаемое говно динозавра. Чтобы его вытащить, местами пришлось просто пилить… Но я сейчас не об этом.

В качестве реле-регулятора на этом УАЗе стояло вот такое устройство:

DSCF5284_

Я, признаться, раньше с таким антиквариатом не сталкивался, и оттого был уверен, что оно электромеханическое, со здоровыми такими релюхами внутри (ну, как PP-24) – иначе с фига ли такое здоровое? А вчера в процессе демонтажа электрооборудования подумал – а дай-ка открою, полюбуюсь? И снял…

Для начала умилили резисторы, заботливо вынесенные из корпуса для охлаждения:

DSCF5713

Мелкие следы коррозии, к счастью, оказались только на крышке, внутрь вода не попала. А внутри вот такая красота:

DSCF5714

Я не поленился, вытащил плату:

DSCF5715

Она оказалась двойная, и — транзисторы! Германиевый транзисторы П213, П214 и П217! Я чуть не прослезился от ностальгии. В воздухе прям повеяло канифолью и послышался треск радиотелеграфного ключа в детском радиокружке ДОСААФ… Да когда я переделывал свой первый магнитофон “Комета 201” из лампового в транзисторный (тогда никто еще не знал про “теплый ламповый звук” Улыбка), на таких транзисторах у меня был выходной каскад усилителя!

Фигассе, 71-й год, между прочим. Почти мне ровесница, релюшка эта. Я в машинах куда более позднего выпуска наблюдал электромеханические РР-ки, а тут – транзисторное на полупроводниковом стабилитроне. Чудеса. Я даже схему его отыскал:

avto1-70

(Кстати, кто-нибудь мне объяснит, что на схеме за потенциометр подключается параллельно аккумулятору?)

Думаю, а не оставить ли этот раритет, пусть и дальше работает? Я-то думал, что оно электромеханическое и подготовил на замену волговское, двойное “зима-лето” Р131.3702:

DSCF5389

Но посмотрите, разве это можно сравнивать?

DSCF5712

Где мощь, где сила, где брутальность, где торжество советской микроэлектроники – самой большой микроэлектроники в мире? Проводочки тоненькие, транзисторы махонькие, диодики пизерные… Тьфу – посмотреть не на что!

Опять же, это РР350 проработало ровно 40 лет – юбилей. Можно сказать, проверено временем. Электролитов в ней нет, а остальное, походу, может работать сколько угодно. Или я не прав?

Как вы думаете – оставить раритет, или поставить новое?

И на довесок – еще один ностальгический дивайс был демонтирован с большим облегчением:

DSCF5717

Кассетная магнитола LG. Никому не надо? А то выкину. К кассетникам теплых чувств не питаю, я всегда бобинники любил – за завораживающую эстетику вращающихся катушек и качественный звук.

Это позорище стояло под потолком:

IMG_5874

В проекте новой проводки никаких звуковоспроизводящих устройств не предусмотрено. Лишнее это для УАЗа. Баловство.

16 комментариев

  1. vpbar

    Параллельно аккумулятору скорее всего изображена нагрузка. При проверке на стенде там, вероятно, был набор сопротивлений большой мощность.
    А работать оно может действительно долго. Дольше чем современные транзисторы. Просто потому что массивнее и больше. Все эти транзисторы «стареют» в основном из-за процесса диффузии, а ввиду того что в старых транзисторах размеры переходов были побольше, то и стареть они будут дольше.
    Самым чувствительным к деградации, мне кажется стабилитрон. Но если напряжение в пределах нормы то может и он еще поработает.

    • elveel

      Думаю аналогично. Динозавра я бы оставил, только дополнительно герметичности добавив.

  2. Александр

    Оставить, но прифигачить рядом Р-131, унифицировав разъемы. И — да, стаб я бы поменял на какой-нибудь 1N47хх.

  3. Торвлобнор

    какая прелесть! оставить. а волговское в походном ЗИПе держать, на всякий случай.
    магнитолу старьёвщикам. я когда Волгк продавал, батя меня уговаривал Соньку кассетную оставить.
    -куда я её воткну? в пятнахе уже есть, с усб-портом. или пусть рядом с твоим уралом лежит, чтоб по ней мышки и кошки бегали?
    -ну ладно, отдавай с ней. но диски литые оставь!
    -дык они же «мятые»!
    -куда-нить приспособим.

  4. Михаил

    Оставить! Схему только распечатай и внутрь вложи — когда сын будет перебирать УАЗ пригодиться 🙂

    • Владимир

      Про схему вообще под столом !!! Точно одно, наступят природные или техногенные катаклизмы, выводящие из строя электронику, УАЗ будет работать! 🙂

      • Владимир

        а оно именно так и есть. эта электроника расчитана на 15 лет консервации после постановки на нее, новый акку — масло — вода — топливо, ключ на старт и поехали. правда по тз достаточно полчаса езды, но для чего их проектировали — полчаса сопровождать танки по их «дороге»… крузер сразу узнав куда его поведут сломается, а уазу что делать — надо так надо.

  5. Евгений

    А мне вот дед генератор военный подарил, 1965 года, пока не заводил, он с консервации, да и лет 20 в гараже простоял. Выглядит убедительно, не то что современные, весит соответственно, выгружал один с заднего сидения короткой нивы, чуть глаза не лопнули 🙂 Да были времена, когда корабли бороздили просторы Большого театра….

  6. Владимир

    да и допуск на внешние воздействия, в том числе и эми у РР-350 на пару порядков больше.

  7. volandband

    раритет оставить, если новую силовую нагрузку потянет.
    а магнитолу также можно оставить, кстати, если радио работает хорошо: спрятать ее подальше с глаз, чтобы не видно было вовсе, настроить на частоту FM-трансмиттера, который флешку музыкальную будет запускать с прикуривателя… типа как усилитель только.

    • Semiurg

      А нагрузка никак не влияет на работу этого блока. Хоть сто киловатт повесь. Ток-то не через РР идет.

  8. mouse

    Павел, у себя под капоном нового проекта нашел вот такого зверя
    http://s3.images.drive2.ru/car.journal.photos/x4/0400/000/000/350/33c/48ceb56dcabd0ddf-large.jpg

    что скажешь, стоит оставить или как советуют поменять на новое?

Оставить комментарий

Новая книга