Начал вчера демонтаж проводки с УАЗа – как всегда, то, что казалось простым, заняло много времени и труда. Садовый шланг, который предыдущий владелец использовал для защиты жгутов, окаменел, как ископаемое говно динозавра. Чтобы его вытащить, местами пришлось просто пилить… Но я сейчас не об этом.
В качестве реле-регулятора на этом УАЗе стояло вот такое устройство:
Я, признаться, раньше с таким антиквариатом не сталкивался, и оттого был уверен, что оно электромеханическое, со здоровыми такими релюхами внутри (ну, как PP-24) – иначе с фига ли такое здоровое? А вчера в процессе демонтажа электрооборудования подумал – а дай-ка открою, полюбуюсь? И снял…
Для начала умилили резисторы, заботливо вынесенные из корпуса для охлаждения:
Мелкие следы коррозии, к счастью, оказались только на крышке, внутрь вода не попала. А внутри вот такая красота:
Я не поленился, вытащил плату:
Она оказалась двойная, и — транзисторы! Германиевый транзисторы П213, П214 и П217! Я чуть не прослезился от ностальгии. В воздухе прям повеяло канифолью и послышался треск радиотелеграфного ключа в детском радиокружке ДОСААФ… Да когда я переделывал свой первый магнитофон “Комета 201” из лампового в транзисторный (тогда никто еще не знал про “теплый ламповый звук” ), на таких транзисторах у меня был выходной каскад усилителя!
Фигассе, 71-й год, между прочим. Почти мне ровесница, релюшка эта. Я в машинах куда более позднего выпуска наблюдал электромеханические РР-ки, а тут – транзисторное на полупроводниковом стабилитроне. Чудеса. Я даже схему его отыскал:
(Кстати, кто-нибудь мне объяснит, что на схеме за потенциометр подключается параллельно аккумулятору?)
Думаю, а не оставить ли этот раритет, пусть и дальше работает? Я-то думал, что оно электромеханическое и подготовил на замену волговское, двойное “зима-лето” Р131.3702:
Но посмотрите, разве это можно сравнивать?
Где мощь, где сила, где брутальность, где торжество советской микроэлектроники – самой большой микроэлектроники в мире? Проводочки тоненькие, транзисторы махонькие, диодики пизерные… Тьфу – посмотреть не на что!
Опять же, это РР350 проработало ровно 40 лет – юбилей. Можно сказать, проверено временем. Электролитов в ней нет, а остальное, походу, может работать сколько угодно. Или я не прав?
Как вы думаете – оставить раритет, или поставить новое?
И на довесок – еще один ностальгический дивайс был демонтирован с большим облегчением:
Кассетная магнитола LG. Никому не надо? А то выкину. К кассетникам теплых чувств не питаю, я всегда бобинники любил – за завораживающую эстетику вращающихся катушек и качественный звук.
Это позорище стояло под потолком:
В проекте новой проводки никаких звуковоспроизводящих устройств не предусмотрено. Лишнее это для УАЗа. Баловство.
Параллельно аккумулятору скорее всего изображена нагрузка. При проверке на стенде там, вероятно, был набор сопротивлений большой мощность.
А работать оно может действительно долго. Дольше чем современные транзисторы. Просто потому что массивнее и больше. Все эти транзисторы «стареют» в основном из-за процесса диффузии, а ввиду того что в старых транзисторах размеры переходов были побольше, то и стареть они будут дольше.
Самым чувствительным к деградации, мне кажется стабилитрон. Но если напряжение в пределах нормы то может и он еще поработает.
Думаю аналогично. Динозавра я бы оставил, только дополнительно герметичности добавив.
А по токам оно потянет? П213, 14, 17 мощности хватит?
Ну, 40 лет хватало же? 🙂
Там, на самом деле, небольшой ток совсем.
Оставить, но прифигачить рядом Р-131, унифицировав разъемы. И — да, стаб я бы поменял на какой-нибудь 1N47хх.
какая прелесть! оставить. а волговское в походном ЗИПе держать, на всякий случай.
магнитолу старьёвщикам. я когда Волгк продавал, батя меня уговаривал Соньку кассетную оставить.
-куда я её воткну? в пятнахе уже есть, с усб-портом. или пусть рядом с твоим уралом лежит, чтоб по ней мышки и кошки бегали?
-ну ладно, отдавай с ней. но диски литые оставь!
-дык они же «мятые»!
-куда-нить приспособим.
Оставить! Схему только распечатай и внутрь вложи — когда сын будет перебирать УАЗ пригодиться 🙂
Про схему вообще под столом !!! Точно одно, наступят природные или техногенные катаклизмы, выводящие из строя электронику, УАЗ будет работать! 🙂
а оно именно так и есть. эта электроника расчитана на 15 лет консервации после постановки на нее, новый акку — масло — вода — топливо, ключ на старт и поехали. правда по тз достаточно полчаса езды, но для чего их проектировали — полчаса сопровождать танки по их «дороге»… крузер сразу узнав куда его поведут сломается, а уазу что делать — надо так надо.
А мне вот дед генератор военный подарил, 1965 года, пока не заводил, он с консервации, да и лет 20 в гараже простоял. Выглядит убедительно, не то что современные, весит соответственно, выгружал один с заднего сидения короткой нивы, чуть глаза не лопнули 🙂 Да были времена, когда корабли бороздили просторы Большого театра….
да и допуск на внешние воздействия, в том числе и эми у РР-350 на пару порядков больше.
раритет оставить, если новую силовую нагрузку потянет.
а магнитолу также можно оставить, кстати, если радио работает хорошо: спрятать ее подальше с глаз, чтобы не видно было вовсе, настроить на частоту FM-трансмиттера, который флешку музыкальную будет запускать с прикуривателя… типа как усилитель только.
А нагрузка никак не влияет на работу этого блока. Хоть сто киловатт повесь. Ток-то не через РР идет.
Павел, у себя под капоном нового проекта нашел вот такого зверя
http://s3.images.drive2.ru/car.journal.photos/x4/0400/000/000/350/33c/48ceb56dcabd0ddf-large.jpg
что скажешь, стоит оставить или как советуют поменять на новое?
Меняй, оно электромеханическое, релейное.
спасибо