Проекты

Ой, мороз-мороз

Местная пресса предупредила, чтобы я не слишком-то собирался в гараж.

— От Воронежского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды получено штормовое предупреждение: с 30 января по 4 февраля на территории Воронежской области и Воронежа аномально холодная погода…

На улице -20 и обещают -25 прямо завтра. И морозы вполне могут простоять до середины февраля. Так что с сожалением бью себя по рукам и уговариваю, что когда-то это все ж кончится, да? Тем более, что пока есть над чем поработать и в тепле перед компьютером — у меня еще не все схемы готовы.

Вот, закончил первый набросок разводки приборной панели. Он не окончательный, хотя большую часть ошибок я уже выловил. Если кто-то поймает что-то пропущенное — буду благодарен. Кликабельно:

Приборка-полностью

Все двухпозиционные тумблеры на схеме — вот такие десятиамперные «вертолетные» автоматы:

DSC_2570

Они заодно выполняют и роль предохранителей. Стартерная кнопка типа БКК*:

DSC_2576

Тумблер зажигания с колпачком и лампочкой:

DSCF5880

Индикаторные лампочки, которые будут над некоторыми тумблерами:

DSC_2573

В остальном все более-менее стандартно.

Несколько излишне замысловатой на мой вкус получилась схема управления вентиляторами. Точнее, само управление-то простейшее — трехпозиционный тумблер (№10 на схеме) — нормальная работа (включение от датчиков), принудительное включение на максимальной мощности (если датчик накрылся или еще какая неприятность) и принудительное отключение — чтобы при преодолении брода не устроить себе душ-шарко под капотом. Засада возникла с индикацией — потому что я совершенно уверен, что два «принудительных» положения должны непременно индицироваться на панели, а то включишь (хуже — если выключишь) и забудешь в суматохе. Принудительное включение индицируется запросто — появилась масса на проводе, загорелась лампочка. А вот с принудительным отключением так не выходит — при нем на двух проводах разом отсутствует масса. Так что ничего умнее диодной развязки и нормальнозамкнутого реле я не придумал… Лишнее реле в схеме меня не радует, но ничего более изящного в голову не приходит. А вам? Вот, на всякий случай, отдельно схема управления вентиляторами:

Вентиляторы-схема

Вообще, я думаю, надо параллельно красной лампочке еще зуммер попротивнее повесить — чтоб уж точно с отключенными вертушками от брода не уехать…

* БКК — Большая Красная Кнопка. Архетипический образ.

Один комментарий к записи Ой, мороз-мороз

  1. Торвлобнор Архимандреевич 31.01.2012 в 12:53 #

    а со жгута №1 синий провод куда идёт? или он резервный?

    про развод принудительного отключения что-то ничего в голову не приходит, давненько не занималси ентими делами. А вот пищалку одобрямс, во избежание, агаЪ

    • Semiurg 31.01.2012 в 12:54 #

      Синий провод — запасной. Вдруг еще чего в голову придет?

      Я всегда пару запасных в жгуты закладываю...

  2. Clash 31.01.2012 в 13:00 #

    Полуоффный вопрос:

    Док, эта чудо-прога умеет гидравлические схемы рисовать?

    • Semiurg 31.01.2012 в 13:05 #

      Не, тока лектрические. Она очень специализированная.

      • elveel 31.01.2012 в 17:43 #

        Запросто, надо лишь нарисовать необходимые элементы.

        • Semiurg 31.01.2012 в 17:44 #

          Это придется все библиотеки заново рисовать вручную 🙂

        • elveel 31.01.2012 в 17:46 #

          Даже, если мне память не изменяет, видел готовые библиотеки

          • Semiurg 31.01.2012 в 17:47 #

            А к ним бывают библиотеки отдельно?

            • elveel 31.01.2012 в 18:10 #

              Полно. На морде сплана в левом районе кнопочка выбора библиотеки из любой папки. По умолчанию лежат в ~/прогр.файлс/спланХ/бибо/где-то там.

              • Semiurg 31.01.2012 в 18:16 #

                Я искал, но ничего толкового не нашел.

                • elveel 31.01.2012 в 18:34 #

                  Я тоже собственные элементы использую. Да и все похоже так. 🙂 Тем он и хорош — каждый может заточить свой инструмент так, как ему удобно. А Абакому да, надо будет денюжку отдать. И спасибо скажу.

  3. t-bird 31.01.2012 в 14:53 #

    На лягушку тормоза пускают обычно постоянный плюс, на дворники тоже плюс желателен (чтоб возвращались в фиксированное положение, хотя для УАЗа наверно некритично). И у печки получается одна скорость всего.

    • Semiurg 31.01.2012 в 14:55 #

      Да, у печки одна скорость, а дворники для УАЗа — это вообще буржуйские роскоши. 🙂

      А вот зачем постоянный плюс на тормоза мне всегда было непонятно. Нафиг они нужны на стоящей машине?

      • Торвлобнор Архимандреевич 31.01.2012 в 15:03 #

        как нафиг? без них кратковременный этюд в багровых тонах в тёмном гараже не устроить, хехех.

  4. LGhost 31.01.2012 в 16:32 #

    Semiurg, напомни, пожалуйста название программки. это splan?

    а тумблерочки и приборы это какая-то библиотека? или ручками откуда-то вставляешь?

    • Semiurg 31.01.2012 в 16:46 #

      Это splan 7.0. Тумблерочки и прочая — это моя собственная библиотека к нему, вручную сделанная путем нарезки в фотошопе штатных схем электрооборудования от нескольких машин 🙂

      Дополняется по мере надобности.

  5. elveel 31.01.2012 в 17:56 #

    Док, на схеме не заметил, есть ли обратные диоды на обмотках реле. Или они встроенные?

    • Semiurg 31.01.2012 в 17:58 #

      Ты про схему вентиляторов? Есть, конечно.

      • elveel 31.01.2012 в 18:22 #

        <> Точно! <> Не, трудно мне читать автосхемы...

        • Semiurg 31.01.2012 в 18:23 #

          Дело привычки, да

  6. steber 31.01.2012 в 19:05 #

    номера 6 и 7 — тумблеры я б лично заменил на какие-нибудь местные включатели — кнопка с подсветкой при включении габаритов или что-то подобное.

    • Semiurg 31.01.2012 в 19:06 #

      А почему? В чем смысл?

  7. MaOR 01.02.2012 в 0:46 #

    Такой вопрос — а каких либо противоугонных заморочек на машине не предполагается? Или она на столько боевая, что это не нужно? И второе, может не совсем в тему, но не помню говорили вы уже или нет: розетки ака разъем прикуривателя предполагаются в машине?

    • MaOR 01.02.2012 в 0:48 #

      И в догонку — управление поворотниками/фарами, как и аварийка, отдельной темой идут?

      • Semiurg 01.02.2012 в 9:51 #

        Блин, точно. Вот чего я забыл нарисовать — розетки. А ведь они будут и не одна.

        Спасибо.

        Управление поворотниками и светом — будет отдельная схема и отдельный жгут, чтобы не путаться.

        Сигнала ка предполагается — но позже, поскольку там прорва механической работы с запорами дверей. Это все еще изобретать придется...

  8. Maxim Puzyrkov 01.02.2012 в 12:44 #

    Привет!

    Набросал схемку индикации ( htfp.ru/sites/default/fil...e_indication.jpg ) без использования дополнительного реле, правда логика лампочек немного сменилась: осталась зеленая лампа принудительного включения, а вместо принудительного отключения появился индикатор отключения нормального режима работы.

    Т.е.: -включен нормальный режим оба индикатора выключены.

    -вентиляция принудительно включена — горит красная и зеленая лампы вместе.

    -вентиляторы отключены — горит только красная лампа.

    В качестве красной лампы придется использовать яркий светодиод (можно поставить мигающий) или в крайнем случае лампу на меньшее напряение и ток. Еще красный и зеленый индикаторы можно объединить в одном корпусе, тогда отключение вентиляторов будет отображатьбся красным цетом, а принудительное включение оранжевым (смешение красношго и зеленого).

    Про сопротивления — три варианта (использолвать только один естестно):

    -синий — удобно подключать параллельно датчику температуры, но есть опсность повлиять на температуру срабатывания датчика (не знаю как они устроены — плавно меняют сопротивление или срабатывают как реле) ну и подбирать ток красного индикатора нужно так, что-бы реле не срабатывало.

    -красный — от прямого плюса, тогда индикатор будет гореть всегда, когда отключен нормальный режим вентиляции, даже при отключенном зажигании

    -фиолетовый — индикация работает только при включенном зажигании.

    Последние два варианта не влияют на реле и термодатчики.

    • Semiurg 01.02.2012 в 14:26 #

      Любопытная идея, подумаю

  9. Maxim Puzyrkov 01.02.2012 в 14:24 #

    Кстати о зуммерах. Есть готовые пищалки, например тут: www.brownbear.ru/goods/1578.html

    Можно включить параллельно красному светодиоду, но он будет постоянно пищать если горит лампа. Лучше собрать небольшой прерыватель (простенькая схема генератора на двух транзисторах), который будет его включать периодически.

    • Semiurg 01.02.2012 в 14:25 #

      Да, нечто в этом роде и нужно.

  10. gena 07.02.2012 в 10:22 #

    Мне кажется, вешать зуммер на положение «принудительно выкл» не очень мудро: надоест визгом. Я бы повесил его на один из датчиков температуры таким образом, чтобы пищал только при принудительном выключении и срабатывании датчика.

    • Semiurg 07.02.2012 в 10:38 #

      Зуммерить он будет только на броде, так что пусть себе.

      Хотя как вариант — да, можно обдумать.