Местная пресса предупредила, чтобы я не слишком-то собирался в гараж.
На улице –20 и обещают –25 прямо завтра. И морозы вполне могут простоять до середины февраля. Так что с сожалением бью себя по рукам и уговариваю, что когда-то это все ж кончится, да? Тем более, что пока есть над чем поработать и в тепле перед компьютером – у меня еще не все схемы готовы.
Вот, закончил первый набросок разводки приборной панели. Он не окончательный, хотя большую часть ошибок я уже выловил. Если кто-то поймает что-то пропущенное – буду благодарен. Кликабельно:
Все двухпозиционные тумблеры на схеме – вот такие десятиамперные “вертолетные” автоматы:
Они заодно выполняют и роль предохранителей. Стартерная кнопка типа БКК*:
Тумблер зажигания с колпачком и лампочкой:
Индикаторные лампочки, которые будут над некоторыми тумблерами:
В остальном все более-менее стандартно.
Несколько излишне замысловатой на мой вкус получилась схема управления вентиляторами. Точнее, само управление-то простейшее – трехпозиционный тумблер (№10 на схеме) – нормальная работа (включение от датчиков), принудительное включение на максимальной мощности (если датчик накрылся или еще какая неприятность) и принудительное отключение – чтобы при преодолении брода не устроить себе душ-шарко под капотом. Засада возникла с индикацией – потому что я совершенно уверен, что два “принудительных” положения должны непременно индицироваться на панели, а то включишь (хуже – если выключишь) и забудешь в суматохе. Принудительное включение индицируется запросто – появилась масса на проводе, загорелась лампочка. А вот с принудительным отключением так не выходит – при нем на двух проводах разом отсутствует масса. Так что ничего умнее диодной развязки и нормальнозамкнутого реле я не придумал… Лишнее реле в схеме меня не радует, но ничего более изящного в голову не приходит. А вам? Вот, на всякий случай, отдельно схема управления вентиляторами:
Вообще, я думаю, надо параллельно красной лампочке еще зуммер попротивнее повесить – чтоб уж точно с отключенными вертушками от брода не уехать…
* БКК – Большая Красная Кнопка. Архетипический образ.
а со жгута №1 синий провод куда идёт? или он резервный?
про развод принудительного отключения что-то ничего в голову не приходит, давненько не занималси ентими делами. А вот пищалку одобрямс, во избежание, агаЪ
Синий провод — запасной. Вдруг еще чего в голову придет?
Я всегда пару запасных в жгуты закладываю…
Полуоффный вопрос:
Док, эта чудо-прога умеет гидравлические схемы рисовать?
Не, тока лектрические. Она очень специализированная.
Запросто, надо лишь нарисовать необходимые элементы.
Это придется все библиотеки заново рисовать вручную 🙂
Даже, если мне память не изменяет, видел готовые библиотеки
А к ним бывают библиотеки отдельно?
Полно. На морде сплана в левом районе кнопочка выбора библиотеки из любой папки. По умолчанию лежат в ~/прогр.файлс/спланХ/бибо/где-то там.
Я искал, но ничего толкового не нашел.
Я тоже собственные элементы использую. Да и все похоже так. 🙂 Тем он и хорош — каждый может заточить свой инструмент так, как ему удобно. А Абакому да, надо будет денюжку отдать. И спасибо скажу.
На лягушку тормоза пускают обычно постоянный плюс, на дворники тоже плюс желателен (чтоб возвращались в фиксированное положение, хотя для УАЗа наверно некритично). И у печки получается одна скорость всего.
Да, у печки одна скорость, а дворники для УАЗа — это вообще буржуйские роскоши. 🙂
А вот зачем постоянный плюс на тормоза мне всегда было непонятно. Нафиг они нужны на стоящей машине?
как нафиг? без них кратковременный этюд в багровых тонах в тёмном гараже не устроить, хехех.
Semiurg, напомни, пожалуйста название программки. это splan?
а тумблерочки и приборы это какая-то библиотека? или ручками откуда-то вставляешь?
Это splan 7.0. Тумблерочки и прочая — это моя собственная библиотека к нему, вручную сделанная путем нарезки в фотошопе штатных схем электрооборудования от нескольких машин 🙂
Дополняется по мере надобности.
Док, на схеме не заметил, есть ли обратные диоды на обмотках реле. Или они встроенные?
Ты про схему вентиляторов? Есть, конечно.
<> Точно! <> Не, трудно мне читать автосхемы…
Дело привычки, да
номера 6 и 7 — тумблеры я б лично заменил на какие-нибудь местные включатели — кнопка с подсветкой при включении габаритов или что-то подобное.
А почему? В чем смысл?
Такой вопрос — а каких либо противоугонных заморочек на машине не предполагается? Или она на столько боевая, что это не нужно? И второе, может не совсем в тему, но не помню говорили вы уже или нет: розетки ака разъем прикуривателя предполагаются в машине?
И в догонку — управление поворотниками/фарами, как и аварийка, отдельной темой идут?
Блин, точно. Вот чего я забыл нарисовать — розетки. А ведь они будут и не одна.
Спасибо.
Управление поворотниками и светом — будет отдельная схема и отдельный жгут, чтобы не путаться.
Сигнала ка предполагается — но позже, поскольку там прорва механической работы с запорами дверей. Это все еще изобретать придется…
Привет!
Набросал схемку индикации ( http://htfp.ru/sites/default/files/pictures/temp/cooling_alternate_indication.jpg ) без использования дополнительного реле, правда логика лампочек немного сменилась: осталась зеленая лампа принудительного включения, а вместо принудительного отключения появился индикатор отключения нормального режима работы.
Т.е.: -включен нормальный режим оба индикатора выключены.
-вентиляция принудительно включена — горит красная и зеленая лампы вместе.
-вентиляторы отключены — горит только красная лампа.
В качестве красной лампы придется использовать яркий светодиод (можно поставить мигающий) или в крайнем случае лампу на меньшее напряение и ток. Еще красный и зеленый индикаторы можно объединить в одном корпусе, тогда отключение вентиляторов будет отображатьбся красным цетом, а принудительное включение оранжевым (смешение красношго и зеленого).
Про сопротивления — три варианта (использолвать только один естестно):
-синий — удобно подключать параллельно датчику температуры, но есть опсность повлиять на температуру срабатывания датчика (не знаю как они устроены — плавно меняют сопротивление или срабатывают как реле) ну и подбирать ток красного индикатора нужно так, что-бы реле не срабатывало.
-красный — от прямого плюса, тогда индикатор будет гореть всегда, когда отключен нормальный режим вентиляции, даже при отключенном зажигании
-фиолетовый — индикация работает только при включенном зажигании.
Последние два варианта не влияют на реле и термодатчики.
Любопытная идея, подумаю
Кстати о зуммерах. Есть готовые пищалки, например тут: http://www.brownbear.ru/goods/1578.html
Можно включить параллельно красному светодиоду, но он будет постоянно пищать если горит лампа. Лучше собрать небольшой прерыватель (простенькая схема генератора на двух транзисторах), который будет его включать периодически.
Да, нечто в этом роде и нужно.
Мне кажется, вешать зуммер на положение «принудительно выкл» не очень мудро: надоест визгом. Я бы повесил его на один из датчиков температуры таким образом, чтобы пищал только при принудительном выключении и срабатывании датчика.
Зуммерить он будет только на броде, так что пусть себе.
Хотя как вариант — да, можно обдумать.