Самый Главный Тумблер

Неторопливо скрутил жгут управления поворотниками, собирающий вместе кнопку аварийки, реле поворотов и подрулевой переключатель:

DSCF6058

Все в этом узле завязано на кнопку аварийки, в которую сходятся шесть проводов и внутри замысловато  коммутируются:

Коммутация-света

Мне всегда казалось что эта штука чрезмерно сложная и хрупкая – и я оказался прав. Кнопка рассыпалась у меня в руках:

DSCF6061

Epic Fail. Впрочем, она была бэушная, валялась в гараже бог весть сколько времени. Надо просто пойти и купить новую.

А пока имею вопрос к аудитории. Вот здесь у меня, к примеру, стоит Главная Кнопка — кнопка стартера:

DSCF6051

Где в этом случае должен стоять Главный Тумблер, то есть включатель зажигания? У меня уже заготовлен, как это принято выражаться в креативном классе – п-датый тумблер:

DSCF6056

С крышечкой и лампочкой, собою весьма хорош. Выбран чисто за эстетику, а так тумблер как тумблер, дорогой только.  Логично было бы поставить его рядом с кнопкой стартера, но есть важный технический момент – там его легко зацепить рукой и ненароком выключить. Это, сами понимаете, где-нибудь на сыпухе, где даже газ сбрасывать нельзя, чтобы не закопаться, будет тот еще сюрприз… Кнопку-то так легко не нажмешь, она крепко подпружинена и утоплена глубоко в корпус, а на тумблере крышечку задел – и оппаньки.

Так что тумблер надо ставить так, чтобы с одной стороны до него было относительно легко дотянуться, а с другой – чтобы исключить его случайное выключение при манипуляциях с органами управления. Места для размещения хватает:

DSCF6053

Пока вариантов вижу несколько:

1. В одну из дырок над панелью приборов. Вот так он у меня стоял во временном варианте:

DSCF5880

Можно так и оставить.

2. Вынести на бороду. Вот, видите, там леденцовый такой зеленый тумблер справа? Вместо него, он типа не особо нужный:

DSCF6001

3. Плюнуть на п-датость и вместо тумблера взять поворотный переключатель – его не нажмешь случайно и можно ставить где угодно.

4. Опять же забить на эстетику крышечки и сделать включателем зажигания один из вертолётных тумблеров-автоматов на бороде. Там как раз один тумблер резервный, “на вырост”. Хорошо тем, что не будет очевидного включателя зажигания, выделяющегося в ряду прочих переключателей, и незнающий поломает голову, чем эта штука заводится. Это не очень важно — противоугонная система будет, — но все-таки. Опять же за надежность – никакого сравнения, хотя и без крышечки.

Такая, вот, эргономическая задачка.

36 комментариев

  1. Торвлобнор

    мне более импонирует вариант «над приборами».
    была мысль понад рулём врезать, но как-то неудобь там его включать будет, пожалуй. да и дырку лишнюю резать ни к чему.

  2. Maximuzzz

    А та самая крышечка п-датого тумблера не должна его защищать от случайного переключения? Я как-то ожидал, что это и есть её главная цель существования.

      • Maximuzzz

        Тогда позволю себе добавить к вашим мукам выбора еще один вариант )
        Установить две кнопки, раздельные. Одна — «Включить зажигание», вторая — «Отключить». Правда при этом придется еще использовать реле, хотя это дает возможность исполльзовать такие плюшки в дальнейшем, как аварийное отключение «зажигания» в случае обнаружения проблем в бортовой сети и т.д.
        Вот тут базовая схема: http://htfp.ru/sites/default/files/pictures/temp/ignition.png

        Последовательно с кнопкой отключения можно воткнуть пару нормально замкнутых контактов реле срабатывающего в аврнийной ситуации.

        Кнопку отключения поставить на видное место, а кнопку включения вообще можно спрятать — от любопытных глаз подальше.

          • elveel

            Можно поставить из этой серии, но это будет Самый Главный Тумблер: http://www.sielectro.ru/catalogue/7/7/page9/

          • Semiurg

            Увы, эта серия — приборная, она не предназначена для работы в автомобилях. Не выдержит перепада температур, сырости и вибраций

          • elveel

            Эти переключатели применяются в промышленном оборудовании. Атмосфера в обычных цехах на порядок агрессивнее уличной. Я сам лично менял рабочие старые (30 лет) «грибки» на новые при модернизации автоматический гальванической линии цинкования. А там температура+агрессивные испарения. И вообще, не видел ни одной сломавшейся аварийки, за исключением когда ее физически расфигачили.

          • Semiurg

            Вибрации они не выдерживают, увы. рассыпаются.

          • elveel

            Разве Главная Красная Кнопка им не родич? В любом случае они дадут фору Тумблеру С Крышечкой, но проиграют, конечно же Вертолетным.

          • Semiurg

            Кнопка там могучая 🙂

          • elveel

            Особенно мне нравится APВВ-22N.

        • Clash

          Если развивать эту мысль, то ещё интереснее использовать кнопку, как на фотоаппарате: первая степень нажатия включает зажигание, вторая стартер. Алгоритм выключения зажигания нужно отдельно продумывать. Как вариант — отдельной кнопкой.
          Из рассматриваемых Доком вариантов больше всех импонирует третий — тупо не нравится внешний вид этого модного тумблера, а особенно раздражает лампочка в торце.

  3. Ильдар

    А если инвертировать переключатель? Тогда как раз будет защищать от ВЫКЛЮЧЕНИЯ.

    • Александр

      Поддерживаю,
      по моему опыту, например, подключение потребителей на самолётах, как раз закрытый крышечкой — включен, чтобы случайно не отрубили всё нафиг задев…. а если нужно отключить — поднял крышечку и выключил — тогда видно, что ВЫКЛЮЧЕНО, так как крышка задрана, лампа не горит.

  4. Анри

    кмк, п-выключатель Очень сильно отличается от уазика, стилистичсски (о стритрэйсирах чот подумалось сразу:)
    Может вторую одинаковую тогда, рядом со стартером? Да плюс до кучи третью в ряд (функционал допридумать можно) — «чтоб-никто-недогодался»
    Да и характерно будет — девять тумблеров-три кнопики 🙂

  5. Hemoul

    Я уже писал об этом, но готов повторить мысль — такой тумблер нужно разместить на крыше. Где-то в районе зеркала заднего вида, или наоборот в левом углу. Подобрать место по легкости доступа и так, чтобы лампочка-диод не светила в глаза постоянно.

      • Hemoul

        Так поменяй сначала крышу 😉 Нужно определиться — собака виляет хвостом или хвост виляет собакой.

        • Semiurg

          Крыша виляет мной. 🙂 Ее еще найти сначала надо — не новую ж покупать, она стоит как чугунный мост.

          • Hemoul

            Я думал, что под заменой крыши ты подразумеваешь замену внутренней обивки, а ты, оказывается, говорил именно о замене крыши. А чо с ней? Погнила, или еще что?

          • Semiurg

            Она из говна и палок. Колхозный деревянный хэндмейд, обитый оцинкованной жестью снаружи и шкурой молодого дерматина внутри.
            Меня это слегка напрягает — не дай бог на таком кувырнуться, будешь буквально «в дрова». 🙂

            Опять же, ремни безопасности негде закрепить.

          • Hemoul

            У моего бати был в свое время УАЗ. Крыша была тупо металлическая. Ты у предыдущего владельца не интересовалсо — где он нормальную крышу-то затырил?

          • Semiurg

            Не было у него крыши, тент был. Не сохранился за 40-то лет

          • Hemoul

            Тогда вопрос снят. Так ты получаеццо будешь верх срезать полностью, а на его место приваривать металлическую крышу? Болгарка и Сварка — вот путь УАЗДао 😉

          • Semiurg

            Я еще и каркас вкорячу 🙂

  6. t-bird

    Поворотный переключатель печки, от девятки например, выбор большой. Токи большие, случайно хрен переключишь, и не дохрена дорого. Практично.

  7. Евгений

    А держатель крышечки нельзя повернуть на 180 градусов? чтоб защищал именно от выключения?

  8. uncle_sem

    оставить над приборами, однозначно. он там виден, доступен, удобен — водителю. на бороде — он будет доступен не тем людфм, а водителю как раз — неудобен. впрочем, я бы туда и выключатель аварийки вынес… ИМХО он должен быть на самом видном месте и быть доступен не только водителю.
    вариант для извращенцев — вынести на потолок. я на какой-то альфе искал кнопки стеклоподъемников минут наверно 20. нашел в итоге на потолке. штатные причем.

    • Hemoul

      Вот только про извращения не надо, ладно?
      Эта машина прежде всего для хозяина, и ему должно быть удобно в первую очередь. Когда знаешь где искать — то очень даже неплохо на крыше будет. А то что какому-то левому челу не найти какие-то кнопки — то оно и к лучшему. Целее будет.

  9. Иван

    Судя по фотографии и подписи сбоку выключателя «On» и «Off» крышечка таки защищает от выключения. Да и к тому же это гораздо логичнее, чем наоборот. Т.е. поднимаете крышечку вверх и случайно, сразу, по ходу движения, задеваете рычажок, переведя его в верхнее положение. А судя по подписи сбоку у него — это и есть положение «ВКЛ». А вот обратная манипуляция маловероятна. Не?

Оставить комментарий

Новая книга