Ходовые испытания УАЗа выявили ошибку в разводке головного света. Дело в том, что для меня принципиальной позицией было, чтобы фары горели только при включенном зажигании – потому что посаженных забытым светом аккумуляторов мне хватило. А на УАЗе это чревато еще и тем, что посадишь их где-нибудь в глухом лесу и будешь заряжать трением…
Так вот, фары действительно не включаются пока не включишь зажигание. Но – они не выключаются при выключении оного. То есть, если фары горели, то выключаешь зажигание – он продолжают гореть. Но если их выключить, то пока не включишь зажигание, они обратно не включатся. Надеюсь, понятно объяснил…
В общем, где-то в схеме ошибка. Посмотреть на железе у меня пока не было времени, а по схеме я как-то не вижу, с чего бы такой эффект. То ли я туплю, то ли схема правильная, а я просто где-то в монтаже налажал:
Кликабельно.
В общем, смотрим принципиальную схему модуля (справа). Реле 5 подает массу на реле управления светом, когда на него подается плюс зажигания. Но почему фары не гаснут, когда этот плюс пропадает?
Гляньте, кому не влом, может у меня глаз замылился и я чего-то очевидного не замечаю?
На схеме не вижу явной причины такого поведения. Единственная идея, что на «сигнал вх» где-то подает «минус». Реле 5 подает массу, реле управления светом замыкаются. После отключения реле 5, тока утечки через реле 4 достаточно для удержания реле управления светом. Поскольку ток необходимый для удержания значительно меньше тока необходимого для замыкания реле, то когда свет выключен включить его не получается. Этого гипотетического «тока утечки» не хватает для замыкания реле.
Типичная ошибка начинающих схемотехников:
реле № 4 и реле №№ 1-3 соединены параллельно, а обмотка реле имеет далеко не бесконечное сопротивление.
Видели, как у некоторых смешно лампочки перемигиваются сзади?
Док, как происходит управление дальним, ближним и дополнительным светом?
Если ДС, БС и ДопС включаются подачей +12в на соответствующие входы, а в выключенном состоянии на входах земля — Алексей совершенно прав. Попробуй включить по диоду последовательно с обмоткой реле №№1-3 (по схеме они будут располагаться катодами вверх).
Реле 1, 2 и 3 включаются «плюсом» от рулевого переключателя, а «минус» поступает от реле 5. Когда реле 5 отключается, остаётся вот такая цепь: плюс, рулевой переключатель «ближний/дальний», обмотка реле 1 или 2 (зависит от положения переключателя), обмотка реле 3 (!) и лампочка «доп.свет» на панели около тумблеров (!), «масса». Тока через нить лампы оказывается достаточно для удержания реле 1 или 2. Проверить можно так: выключить доп.свет, включить зажигание, включить фары, выключить зажигание (фары горят), _включить_ доп.свет — фары должны погаснуть.
Э-э… Не заметил — там «плюс зажигания», поэтому не получится. Но можно попробовать при ненормально горящих фарах выкрутить лампочку 🙂
Вопрос возник: к какой плюсовой колодке подключён переключатель «ближний/дальний»? К зажиганию, как на схеме, или к прямому?
Ещё одна нехорошая цепь, плюс зажигания «подпитан» от прямого плюса: прямой плюс, обмотка реле 1 блока вентиляторов, диод VD6, лампа «принуд. включ.», плюс зажигания.
Мое мнение такое же, через обмотку одного из реле поступает масса.
И это реле № 4.