Вылысыпыдыст

Вылысыпыдыст – уникальное слово, содержащее пять букв “Ы”.

Я на велосипеде езжу с глубокого детства, однако исключительно как пользователь. Сел – поехал, поломалось – починил. От теории же велосипедизма я всегда был далек. Однако у меня в последнее время назрела пара вопросов.

Я знаю, что среди моих читателей есть люди, глубоко проникнутые идеями педалирования, разбирающиеся в брендах и трендах – может быть они разрешат мои недоумения?

1. Непонятка раз

Абсолютное большинство наблюдаемых мною веловсадников предпочитают ездить на горных двухподвесах с дисковыми тормозами и жестким седлом. По моим наблюдениям, таких процентов девяносто. Они ездят на них в городе и в деревне, по полям и дорожкам… Единственное, где они не ездят на них – это горы. Гор у нас не случилось по причинам геологическим.

Я правильно понимаю, что вообще-то такой велосипед предназначен сугубо для того, чтобы  лететь на нем, выпучив глаза, с криком “А-а-а-а, ееебвташууумаааать!!!!” с какого-нибудь Эвереста вниз? А в условиях ровного асфальта он несколько… хм… избыточен? Как Хаммер Н1 для городского движения? 

Я и сам езжу на таком, кстати – но я его не выбирал и не покупал, достался он мне довольно случайно. И я нахожу его довольно неудобным – тяжеленный, жесткий, с малым выбегом из-за зубастых покрышек. Однако отчего-то продают, в большинстве своем, либо такие, либо совсем простые “дорожные” с фиксированной передачей.

2. Непонятка два

Зачем нужно количество передач “за двадцать”? Я, если честно, пользуюсь самой низкой, самой высокой и средней. То есть, тремя. В основном, кстати, езжу на средней – спешить мне некуда, а местность ровная. Я чего-то теряю от своего непонимания и в щелкании этими рычажками есть какой-то отдельный смысл? У меня пока две версии:

  • Это понты – типа, чем больше передач, тем круче. Я слышал, подростки на лавочке меряются: “У моего велика 24 передачи, а у твоего всего 18! Ты лох!”
  • Это технологическая необходимость – велосипед не может прыгать через передачу, то есть переключаться с нижней на среднюю, нужны промежуточные. Устройство-то довольно примитивное.

3. Непонятка три

Бывают ли велосипеды для людей, которые на них просто ездят купаться на речку и за водкой продуктами в магазин? Не спускаются с гор, не форсируют рек, не скачут по ступенькам и не показывают чудес вольтижировки? Велосипеды с мягким удобным седлом, бесподвесной или одноподвесной рамой, легкие и с гладкими, легко катящимися покрышками? Однако при этом имеющие набор передач и достаточно прочные, чтобы выдержать центнер моего веса? Или это надо собирать, как всегда, самому?

24 комментария

  1. b_um

    Про передачи я, кажется, знаю. У большой звездочки слишком большая разница в передаточных числах, чтобы пользоваться только ей, у маленькой наоборот слишком маленькая разница. Их можно использовать в зависимости от того нужно сильно передаточное число изменить или нет. А то, что они дублируются (скажем 1-3 и 2-1) это неизбежность.

  2. Василий

    1. Это понты. Огромная доля таких двухподвесов стоит смешные деньги и сделана из г. А область применения двухподвесов вы определили абсолютно верно, сейчас это называется модным словом «даунхилл». Наверно и еще какие-то слова есть 🙂
    К слову, цена приличного двухподвеса сейчас должна начинаться примерно от 25 т.р.

    2. А вот это удобно. В зависимости от градуса подъёма или спуска всегда стоит подбирать наиболее комфортную передачу. Для того чтобы тратить минимум сил. На расстояних дневного перегона (от 50 км и до дофига) это сразу четко понимаешь.

    3. В идеале конечно собрать самому. В имеющихся наверняка что-то да не устроит — то покрышки будут зубастые, то седло херовое. Надо идти и смотреть рынки, и лучше — московский или питерский.

  3. dummy-bear

    1. Двухподвесы бывают разные. Из спорта — сначала они появились в даунхилле (скоростной спуск с горы). Там да, стоят дисковые тормоза — и те регулярно перегреваются. Весит такое чудо 25 а то и больше кило, но это неважно — ведь в гору они едут на подъёмнике.

    Сейчас есть и двухподвесы для езды по пересечённой местности («кросс-кантри»). Весят они уже мало, стоят всё так же космически. Сегодня кстати собираюсь на тест-драйв такого, пощупать как оно. Стоит 120 тысяч рублей, кстати.

    Ну и где есть дорогая игрушка — там всегда будет дешёвая подделка под неё. Это то, что вы чаще всего видите на улицах. Он и тяжёлый, и вместо полноценных аммортизаторов там стоят только пружины чаще всего, так что половина сил педалирования идёт на раскачку этих пружин, а вторая половина — на ускорение этого тяжеловеса.

    Первые два варианта на улицах избыточны. Третий — уродлив, как лифтованая ока.

    2. Тут смешано многое. Во-первых, конечно, технологическая необходимость: прыгать по сильно разным звёздам цепь не будет. Во-вторых, спортсменам как всегда хочется иметь возможность ехать всегда на оптимальных оборотах — и для них делают эту огромную кучу скоростей. А раз для спортсменов делают — значит это надо и всем, кто хочет понты раскинуть.

    Ещё, кстати, есть планетарные втулки — там технически можно менять передаточное число сильно за один переход. Шимано, например, делает трёхскоростную такую втулку для городских условий. Они причём покрывают 2/3 примерно от диапазона обычного 24-х скоростного велосипеда, их можно переключать стоя на месте, а не только на ходу, у неё больше ресурс, чем у привычного переключателся с лапкой, с ними можно применять толстую дорожную цепь, что повышает ресурс цепи. Но она дороже стоит при покупке. У нас почему-то планетарки непопулярны.

    3. Не то чтобы прям собирать самому. Но вполне можно взять что-то типа http://www.velosite.ru/catalog/velosipedy/stark/2011/fortune_9/ и заменить у него шины на гладкие, а седло на мягкое. У меня получилось вот так: http://forumlocal.ru/user/upload/file442300.jpg

  4. ClashZP

    Док, давай я попробую.

    1. Это такой же китайский тренд, как и везде: «Давайте навешаем побольше свистелок и перделок, чтобы у пыонэра загорелись глаза и он с криком «Хочу!» купил именно нашу хрень».
    На самом деле правильных применений у двухподвеса ровно два:
    а) скоростной спуск по трассе, которую и ногами не всегда пройдешь вследствие уклона (насколько я помню перепад в 800-900 м на 3-4 км трассы это то что нужно), а также всяких камней, корней и кочек, образующих некислые уступы с которых нужно только прыгать пролетая по 5-20 м в длину =)
    Здесь используются девайсы прочные, надежные с длинноходными подвесками, а оттого весьма тяжелые.
    б) кросс-кантри марафоны, а также всякие эндуро и трейлы.
    Здесь фича в том, что за 8-10-12 часов нужно накрутить много-много километров, при этом дорога будет идти как вверх, так и вниз (тоже с солидным уклоном, но не запредельным как в ДХ), а поверхность её, как правило, представляет собой стиральную доску с различной амплитудой и длиной волны неровностей.
    Марафоны можно ездить и на хардтейле (велосипед только с передней подвеской), а можно и на ригиде (вообще жесткий велосипед), но для этого нужно иметь железный зад (кстати, костные мозоли набиваются достаточно быстро и жесткое седло при использовании правильного памперса перестает доставлять неудобства, зато становится подспорьем для хорошего вкручивания педалей) и соглашаться с тем, что на корешках и каменистой гребенке ты жертвуешь скоростью, а на скоростных спусках — управляемостью.

    Нет, можно ещё вспомнить всякие фрирайды, слоуп-стайлы и прочее, но оно всё будет находиться где-то рядом с основными типами, о которых я уже написал — маркетинг, ага!

    2. Передач за двадцать нужно затем, что у каждого человека есть свой оптимальный диапазон скорости педалирования (называется каденс и определяется числом оборотов вала каретки в минуту), причем он достаточно узок, как у современного турбомотора.
    В среднем правильным считается каденс в 80-90 об./мин, но это индивидуально — в свое время я в совершенно неакадемической посадке (колени выше ушей) гонял в воздушном мешке КамАЗов и ЗИЛов со скоростью под 50 кмч и каденсом за 120 об./мин
    Так вот, переключать передачи нужно не тогда, когда стало слишком тяжело крутить или не успеваешь за педалями, а по изменению каденса. Есть даже велокомпьютеры с датчиком каденса! С ними всё просто: каденс снижается — переключайся вниз, растёт — вверх.
    В условиях поездки в деревне за хлебом этого не нужно, максимум планетарка Shimano Nexus с тремя передачами, если местность холмистая, но когда едешь марафон, то чтобы не терять дыхание и силы переключаешься почти постоянно в зависимости от порывов ветра, изменений уклона или условий качения колес.

    3. Док, твой выбор — это ситибайк!
    [img]http://www.uventasport.ru/old_perl/images/items/1638.jpg[/img]

  5. avkuzmin

    1. Это понты и дебилизм. Если присмотреться, то можно заметить, что почти все ездят еще и не разгибая колени.

    2. Предыдущий комментатор тему раскрыл чуть более, чем полностью. Ну и плюс технические ограничения, имхо. Цепь при переключении передач цепяется сначала клепками за зубцы. Как-то так.

    3. Комфорт ситибайк. Жаль, в основном — дикая китайщина.

    Себе же я взял вот такую Мериду: http://market.yandex.ru/model.xml?modelid=7815962&hid=91529&suggest=1 Дорого, но я доволен. Правда первым делом поменял седло на нормальное — широкое и мягкое (там что-то геля внутри, кмк). Потому как жопа с детства привыкла к удобным седлам Туриста и Велы.

    • avkuzmin

      А, и необходимо добавить, что нынче с цепями какая-то жопа. Они тянутся, рвутся, изнашиваются. И китайские звездочки делаются из говна и палок — запросто может шлицевое соединения срезаться. Отец с собой всегда запасную возит. Выхода, как я понимаю, нету.

      При советской власти такого не было!

  6. Torvlobnor

    я, в общем-то, тоже не особо «проникнутый», всю жизнь езжу в своё удовольствие да чиню по мере надобности. Посему такожде не разделяю повальной моды на использование «аааааахринительного джипа» для йожедневных городских вояжей.
    про второй пункт ClashZP расписал.
    ну по третьему пункту поделюсь собственным опытом, тем паче, что массы во мне за центнер даже.
    Когда несколько лет назад мне таки выделили в годовом семейном бюджете расходную статью под покупку велика, пошёл я искать чего-нибудь крепкого, недорогого, но с передачами (село наше не совсем на плоскости расположено), при всём при этом чтоб в ремонте не особо сложней советского «Аиста» или там «Украины» какой. В итоге купил «Стелс» модели то ли 310, а то ли 410. В общем, обычная рама безо всяких подвесов (кажется енто нынче аглицким словом rigid обзывается), семь передач, спереди корзинка (железная, посему бутылки канонiчной без дополнительной упаковки перевозить не рекомендуется), на заду багажник, покрышки с обычным рисунком, без зубастости.
    Единственное у меня было отличие от «стоковой комплектации» — подседельный палец (так вроде эта труба, на которой седло держится, именуется) увеличенной длины у продавцов выпросил. Потому что росту во мне почти 195 см, а на согнутых ногах даже с передачами да по деревне умаешься.
    Зверюга оказался выносливый, во время холокоста колорадских заселенцев на «внешнем огороде» почти без проблем выдерживал мои собственные 115 кг плюс заряженный 20-литровый ранцевый огнем опрыскиватель и 10 литров воды на дозарядку. Говорю «почти» потому что подседёльный палец таки начал малость гнуться, но это в принципе «херня война», развернул его на 180° и начал гнуть обратно.

    Я на нём даже зимой иной раз катался. То в магазин, то на службу, чем невозбранно добивался у прихожан треска шаблонов. Жалко, что при переезде на Баварщину его забрать не вышло. Хожу теперь вот, местным вылысыпыдыстам и вылысыпыдыстычкам завидую.

  7. Hemoul

    Тут все такие умные, аж страшно 🙂 Но, как самый обычный велосипедист, с 5-летним стажем ежедневной езды и я внесу свою лепту:
    1. Каждый велик заточен на свое применение. Если ездить сугубо по дороге (более или менее нормальной), тогда конечно горный не нужен. Зачем людям нужен двухподвес — мне тоже непонятно, но!
    Так как дороги у нас убитые, так как ты не можешь ездить только по дорогам, а тебе еще нужно запрыгивать на бордюр и спрыгивать с него (постоянно), то горный с передним амортизатором я считаю наиболее подходящим для наших условий.
    Его недостатки очевидны — это покрышки и вес. Однако покрышки можно поставить полуслик и станет веселее, а вот вес — тут все уже упрется в цену. Есть вполне достойные варианты с относительно небольшой ценой и весом меньшим, чем мотоцикл.
    Однако же достоинство горного велика — это живучесть в наших совсем не гуманных условиях.
    Дисковые тормоза — это необходимость. Если бы ты покатался по грязи, а потом попробовал экстренно тормозить на барабанных, ты бы сразу понял почему 😉
    2. Дело в том, что никто не катается на передачах от 1 до 24. На первой передней звездочке работают только первые 3 задние звездочки. На второй передней звездочке работают 3-6 задние. На 3 передней — 6-8 задние. Для того, чтобы понять зачем это — подними заднее колесо велика, и поставив 1 переднюю звездочку переключай задние от 1 к 8 и ты сам увидишь, что где-то на 4 задней звездочке у тебя цепь начнет идти на перекос.
    Можно, конечно, ездить и так. Но звездочки за пару лет такой езды могут прийти в негодность. Как и цепь, впрочем.
    3. Да, такие есть. Называется класс «комфорт», у меня жена на таком ездит. Вот, например http://www.giant-russia.ru/index.php?categoryID=264
    Широкие сиденья, удобная рама, и т.д.

  8. Torvlobnor

    в догонку пара фоток и одно уточнение: модель 310

    https://picasaweb.google.com/lh/photo/FbGDhwn-Gz87RmuvUn4Dn9MTjNZETYmyPJy0liipFm0?feat=directlink

    https://picasaweb.google.com/lh/photo/ScfgiUx4n_Hy7rshZoIkitMTjNZETYmyPJy0liipFm0?feat=directlink

  9. Agronom

    Внесу и я свои 5 копеек:

    1. Всё верно сказали выше, двухподвесы для обычной езды — это понты и модный тренд, не более. Помимо того, что эти агрегаты тяжелы и комплектуются излишне «злыми» покрышками, они имеют неприятное стремление к раскачиванию при педалировании, при этом часть энергии тратится на пустую работу подвески, нагрев и т.д. и т.п.

    В идеале, для города должны подходить так называемые ситибайки, с жесткой рамой, мягким сидением и соответствующей посадкой. НО… дороги наши, к сожалению, не предназначены для такого рода транспорта, поэтому выбор большинства переросшего тягу ко всему «крутому» типа двухподвесов — это хардтейлы. Подресоренная вилка спасет руки и немного смягчит езду в целом, покрышки на них часто бывают не самые «злые», что немного увеличивает накат, масса легче, конструкция проще.

    2. На самом деле передач гораздо меньше, чем 3*9=27. Т.к. некоторые соотношения повторяются. Наличие такого количества передач вызванно именно техническими ограничениями: а) ты прав, действительно сложно перебрасывать цепь с малой на большую и наоборот; б) еще один фактор — это перекос цепи, нельзя использовать сочетания типа 1-8, 1-9 или 3-1, 3-2, даже 2-1, 2-9 не рекомендуется (точные значения не помню, эти данные встречаются в инструкциях к лисапеду).

    3. Я люблю технику компании Jamis. Вот тут (http://www.jamis.ru/items/575283/) приличный Explorer 2. У меня самого Durango 2.0.
    Хотя, я бы наверное для себя выбрал модельку с дисковыми тормозами. Как по мне, чуть увеличенная масса с лихвой компенсируется большей надежностью и удобством эксплуатации — в грязь не набивается ничего между ободом и элементами тормоза, не страшно ездить по лужам в морозную погоду — покрытие обоа льдом не сказывается на работе дисковых тормозов и т.д.

  10. Святослав

    Я для себя выбрал велосипед на 8-ми скоростной планетарной втулке. Когда искал перебрал кучу. Критерии были такие: планетарная втула, бесподвесный и колёса 28 дюймов. Таких не очень-то много, но если интересно вот мой список:
    Scott SUB 35 (мой выбор)
    Scott SUB 10 (навеска дороже)
    Merida speeder i8 (тут ещё и роллерные тормоза, тоже прикольно)
    Merida S-PRESSO i11-D (11 скоростей)
    Kona Dr Good
    Kona Dr Fine
    Cube Hyde Pro (тоже хороший вариант)
    Cube Editor (дороже)
    Trek Waubesa

    Это т.н. гибридные велосипеды. Есть ещё вообще городские модели на планетарке. Там бывает 3,5,7,8 скоростей.
    Типа Kross Sander и т.д. Фонарь, багажник, крылья и т.д. в комплекте.

  11. Hegan

    По поводу даунхильных великов хочется добавить, что там совершенно другой угол установки вилки, в разу больше ход вилки и совершенно другой геометрии рама. Не надо пытаться заниматься даунхилом на том китайском двуподвесном говне, которое продаётся в Ашане (оно, кстати, в некоторых кругах так и называется «ашанбайк»). Потому что если не согнётся руль и рама, то сделаешь уши почти гарантированно.

    Я сам вот уже 7 лет катаюсь на хардтейле (только сейчас узнал, как он называется, оказывается 🙂 ). Передач, как уже говорили выше, фактически, не 24, а 10-12, всё зависит от того, насколько жалко цепь и звёзды. Цепь, кстати, при перекосе и нагрузке очень даже может порваться в неудачный момент. Мне вот недавно приходилось забираться на горочку, где даже 1-1 не дало доехать до конца. А покрышки штатные, как правило, достаточно быстро приходится менять. И мой выбор — полуслики. Они симпатичны тем, что на основной поверхности у них практически нет протектора (так, воду отвести и не скользить уж совсем по грязи), зато по бокам шипы. При езде по асфальту шипы до дороги не достают, а при попадании в относительно глубокую грязь начинают работать.

  12. Денис

    Тут еще самое интересное не написали. Цены на велосипеды устанавливаются по тем же принципам, что и на одежду. Часто велик к-нить понтовой фирмы модели прошлого года да не в сезон можно купить дешевле середнячка и с более слабыми комплектующими.
    Когда я брал себе нынешний велик, то самым привлекательным предложением оказался кросс-кантриевый Specialized прошлогодней коллекции с очень пристойными комплектующими, хотя я и не думал замахиваться на производителя этой ценовой категории. А вот на «прогулки» цены в ту зиму у бюджетных производителей просели слабо и они оказались дороже.

  13. Сандер

    Из похожих соображений купил ситибайк (недешевый причем) — узкие шины, седло, без амортизаторов, привычные крылья, багажник.. Сейчас все-таки брал бы хардтейл, ибо вес также под сотню и на борюрах колеса жалко. А если менять вилку, то с этой рамой будет нос задран.
    Еще тормоза ручные не люблю, а других сейчас и не найти 🙁

    Короче пробовать надо, док. Или искать старую «Украину».

  14. elveel

    Да, осталось только про седло рассказать. В городе, понятно нужно ставить мягкое и широкое, но у меня зад уже настолько привык к жесткому, что даже несколько дней на нем провести не проблема, сижу не на дне трещины,а на мышцах. Теперь зачем оно надо. При спуске с горы по пересеченной местности приходится тормозить, как ни странно. Я имею в виду настоящие горы и пересеченку. Вот тут то и выходит, что при обычной посадке тормозить никак низзя, надо центр тяжести назад переносить, свешивая зад на колесо. Узкое сиденье как раз позволяет пропустить его между ног.

    • Hemoul

      Интересная мысля. Вопрос только — а седло при этом находится на какой высоте? Так что ездишь только на полусогнутых? Потому как ежели седло стоит так, что ногу можно выпрямить в нижнем положении педали, то я не представляю — как можно жоппу через седло перебросить во время движения по пересеченке с горки 🙂

      • elveel

        Седло при этом, конечно в самом нижнем положении. На полусогнутых не ездишь, а только спускаешься. Руки-ноги как пружины и на седло не сажусь, лишь иногда зажимаю его бедрами. Работа руками и ногами такая, что через полчаса спуска дышишь как на 16-й этаж забежал. А езжу как нормальные люди, при выпрямленной ноге пятка на 30-60 мм ниже носка.

      • elveel

        Хотя, вот вспоминая где-то виденные гоночные велы, так там вроде тоже седло узкое. Не знаю зачем, может чтобы не мешало ногу вниз двигать?

        • ClashZP

          Затем, что сидеть надо не на мягких тканях, а на костях таза!!!
          И вообще, в спорте рассиживаться некогда — работать надо! В подъемы и на плоском работаешь, на спусках стоишь, потому что так вел управляемым становится.

          • elveel

            Черт! Я засомневался. В выходные затащу вел домой, намажу седло вишневым вареньем, и сяду голой жопой. Проверю наличие мослов в пятнах контакта.

  15. Vovanium

    Два переключателя передач в общем аналогичны коробке передач и понижайке на УАЗке (у того 10 или 12 вместе с ЗХ выходит, если так же считать). А так много надо, потому что диапазон оптимальных нагрузок у человека ещё уже, чем у ДВС.

  16. Vladimir Rusinov

    Выскажусь как хоть и начинающий, но пользователь городского велосипеда , в первую очередь для того чтобы добираться с/на работу.

    1. Понты. Хотя от наличия амортизатора я бы не отказался — жопа от кочек болит.

    2. Я тоже думал что не нафиг не надо, но на выходных поехал покататься и случайно заехал в холмистый район, коих в Дублине навалом. Тут-то я о оценил зачем нужно столько передач: в зависимости от уклона использовал от 1-1 до 2-7 (на 3-x не переключался, т.к. это уже черезчур быстро получается).

    3. Есть такие. Называется Hybrid или City bike. Hybrid — потому что это нечто среднее между горным и шоссейным, что отлично подходит для относительно спокойных поездок по городу.

  17. Scunk

    я буквально пару дней назад накрапал статейку по теме. можете прочитать, если интересно http://www.velokiev.com/news/velo/vse_chto_vue_hoteli_znat_o_krossovom_velosipede_no_stesnyalis_sprosit_1075
    по теме передач — нужны — чем больше звезд, тем плавнее переключаются передачи, тем эффективнее тратятся усилия и комфортнее едется. хотя 30 уже явный перебор.

    пс

    двухподвесы нужны не только для гор, для спортивного или просто активного катания по бездорожью они тоже очень полезны, но в городе нафик не надо

Оставить комментарий

Новая книга

 

Календарь Мизантропа